Спасибо, Миша! Давно хотел услышать этого пианиста. У меня есть хорошая книга о нем. Вот небольшой отрывок: "Говорить о динамической стороне исполнительского искусства Гинзбурга невозможно, абстрагируясь от ощущения передачи "музыкальной вертикали", ибо нет у него двух голосов, соотношение громкости, звучания которых не было бы взвешенным на тончайших весах меры и вкуса: так, при игре в сексту в хроматическом этюде Листа не только слышно, что верхний голос чуть-чуть громче, но и что самое это «чуть-чуть» выверено с абсолютной точностью, непрерывно варьируясь на протяжении всего исполнения. В записанных Гинзбургом произведениях можно встретиться со всеми градациями густоты и многозвучия или, напротив, прозрачности и лаконизма фортепианного изложения. И если самый мощный поток одновременно звучащих голосов он властно направляет в нужное, точно избранное русло, то в иных случаях, в соответствии с характером фактуры, умеет создать звуковую картину лишь несколькими скупыми штрихами, находя надлежащее место каждому из них, безошибочно определив степень «нажима» всех линий и точек…» М. Яковлев
2.Миша Дядюшка Китай (китай) (07 Февраля 09 14:00)
[Материал]
Спасибо Илья, за обстоятельный комментарий, но боюсь все высказаные в книге тонкости не для моего, пострадавшего от медведя уха. Тем более записи, как я уже указал выше, произведены в1948 и 1950г. , так что их качество, мягко говоря, не на самом высоком уровне( сам я делал запись с CD)
ну, всё..! если я услышу где-либо у Гинзбурга "при игре в сексту" верхний голос тише нижнего-я разнесу этого М. Яковлева в пух и прах!! Шучу, конечно. Собственно, то же самое можно сказать об игре всякого хорошего пианиста, а Григорий Гинзбург не был хорошим-он был выдающийся мастер, абсолютный виртуоз (от "виртуд"-доблесть). Я неустанно потешаюсь, читая подобные комментарии о пианистах-уж поверьте на слово-когда пианист играет,он ничего не "властно направляет", не находит "надлежащее место" и не "безошибочно определяет". Всё это определено и сделано дома и доведено до автоматизма, уложено в мозгах навсегда. Иначе не стоит выходить на сцену. И я с прискорбием констатирую, что не могу назвать ни одного имени рецензента, который также хорошо бы играл на рояле, как он эту игру рецензирует.Вопрос Чацкого "А судьи кто?" не потеряет, видимо, своей актуальности никогда.
В корне неверное рассуждение. Для кого играл Гинзбург - для людей, естественно, - и каждый из них волен или не волен высказать свое мнение. А уж про критиков и говорить нечего. Иначе сиди дома и играй в поэтичном одиночестве - никакой критики не будет.Когда Рихтер или Микельанджели говорили, что играют в концертах для себя, они безусловно, делали это не от снобизма и презрения к низшим музыкальным организмам, не игнорировали вокс гуманум, а лишь подчеркивали незыблемость своего исполнения в любых условиях - будь то перед Папой Римским , в муз.школе в Звенигороде или в Карнеги-холле. Мне кажется что почти все большие артисты (кроме Гульда, конечно) достаточно хорошо понимали значение обратного контакта с аудиторией (куда,естественно,входят и критики) в любой форме - достаточно вспомнить Софроницкого, который отлично зная свое величие, каждый раз интересовался у "своих" в том числе и у работника сцены, который выкатывал ему рояль, как он играл. Почему-то его это очень волновало.Другой вопрос, что любая критика должна быть обоснованной, и максимально учитывать pro и contra - ведь на этом свете, как известно , ничего абсолютного не бывает. А на рояле точно также (или даже лучше) играть вовсе не обязательно - достаточно иметь профессиональное видение проблемы и взвешено соотносить услышанное с этим видением.Глупо бы было требовать от Б.Шоу умение владеть инструментом также как Сарасате или Падеревский...
У Музы исполнительства дурная служанка - Критика, в руках у которой вечно кривое зеркало субъективизма. Поэтому музыкант (кроме тех немногих, чьему мнению он действительно доверяет) в отношении к толпе должен исповедовать пушкинскую философию."Поэт - не дорожи..."
toVladislav ( Я понимаю-мир устроен несправедливо, но вот это просто вопиет к небесам-одному-пахать с рассвета до заката за роялем, получать шишки, да ещё интересоваться у любого встречного-поперечного-"как я играл?", а другому-"достаточно иметь профессиональное видение проблемы и взвешено соотносить услышанное с этим видением." ...Не находите, что второму повезло гораздо больше?
Я очень давно знаком с творчеством Гинзбурга. Есть у меня и книга онём, изд. в Москве (1984) в изд. 2С.к." Там много интересного, но кое-чего, к сожалению, нет. Я не помню, чтобы там упоминали о юморе и порой сарказме, которым славился Гинзбург - завзятый острослов. А его остроты били наповал! Гастролируя в городе Фрунзе (теперь Бишкек), он оставил по себе следующий экспромт. Был там музыкант по фамилии Жеребкер. Был он маленького роста и с очень своеобразной пластикой: здоровался весь подавшись вперёд, наклонив голову почти до уровня руки. А супруга Жеребкера была выше его ростом чуть не на две головы: очень комичная такая парочка. И вот после концерта в муз. школе им. Шубина (тогда не было филармонического зала и все концерты проходили там), он с супругой зашли к Григорию Романовичу для выражения, так сказать, своего полного восторга и, дождашись своей очереди, Жеребкер подошёл в Г.Р и в своей очень комичной манере поздоровавшись, решил представиться: "Преподаватель фортепиано в здешней школе Жеребкер". А затем решил представить и свою супругу: "А это моя супруга, её зовут..."... Дальше он не успел ничего сказать, потому что Гинзбург пребил его: "Позвольте, я сейчас сам угадаю!.." и, после крохотной паузы, радостно так выпалил: "Верно, Верблюдер?!" И таких его эскапад было множество... И знаменитый розыгрыш Гилельса в том числе. А о профессионализме и выдержке говорит вот какой случай. В Ташкенте, выступая в зале филармонии с сольным концертом, он уговорил администратора сделать перерыв между отделениями около часа и за это время в парке, в ракушке, вместе с местным оркестром сыграл си-бемоль минорный концерт Чайковского! И на бис, чтоб загладить вину перед публикой, которая его так долго ждала-томилась, сыграл ещё одно отделение "по заявкам"... Колосс !!!
Одна из моих любимых записей этого концерта. Кроме игры Гинзбурга, очень нравится звучание оркестра у Иванова.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".