Иоганн Михаэль Гайдн (1737 - 1806) Начальное образование (как и его старший брат Йозеф) получил в школе певчих при соборе Св. Стефана в Вене. К 12 годам выучился хорошо играть на органе и даже периодически замещал соборного органиста, исполняя прелюдии и фантазии собственного сочинения. Около 1753 года, когда его голос «сломался», он был отчислен из школы, после чего, вероятно, обучался в местной иезуитской семинарии. Несколько лет провел в провинциальном городке Гроссвардейне (ныне — Орадья, Румыния) в качестве капельмейстера при дворе епископа. Тщательно изучал музыку своих предшественников (немецких и австрийских композиторов первой половины XVIII века) и занимался сочинительством. Уже к началу 1760-х был автором 15 симфоний, 6 струнных трио, нескольких сюит для духовых инструментов, а также 14 месс и множества латинских песнопений для четырехголосного хора и оркестра. В 1763 году М. Гайдн был назначен концертмейстером капеллы Зальцбургского архиепископа, где его коллегами оказались Леопольд, а несколько позже и Вольфганг Амадей Моцарт, которого, кстати, он в 1782 году сменил на посту придворного органиста. Жил М. Гайдн с начала 1760-х годов преимущественно в Зальцбурге, лишь изредка посещая Вену. Тем не менее его музыка была известна не только в Австрии, но и за ее пределами. Композитор пользовался большим авторитетом среди своих коллег. К тому же он был отличным педагогом (среди его учеников был, в частности, юный Вебер, ставший впоследствии одним из крупнейших немецких композиторов-романтиков). М. Гайдн сочинял в самых разных жанрах (музыкально-сценические опусы, оратории, множество оркестровых и камерно-инструментальных сочинений), однако наиболее знаменит был как непревзойденный мастер церковной музыки. В стилистическом отношении искусство М. Гайдна близко венскому классицизму, хотя во многих сочинениях композитора (особенно ранних) еще явно ощутима стилистика музыкального барокко. (Музыкальный словарь) Вы слышали 37-ю симфонию Моцарта? Нет, Вы не могли ее слышать. Такого сочинения нет. Моцарту эта Симфония была весьма образованными музыкантами приписана по ошибке. Сочинил ее зальцбургский композитора Михаэль Гайдн, а Моцарт, которому очень понравилось это сочинение, написал к ней только Вступление. Но это еще не все о Моцарте и Михаэле Гайдне. У Моцарта была партитура Реквиема Михаэля Гайдна, и, как утверждают знатоки, Реквием Моцарта в достаточно большой степени навеян сочинением Гайдна. Что ж, несмотря на разницу в возрасте, они были друзьями, вместе делили тягости службы у мерзопакостного зальбургского архиепископа Колоредо, несомненно влияли друг на друга в творчестве. Хотя злоязычный Моцарта не упускал возможности в письмах к отцу упомянуть, что Михаэль очень пристрастен к спиртному. Здесь представлены три скрипичных концерта Михаэля Гайдна. Первые два написаны, когда Моцарту было всего 4 года. Они принадлежат к раннему классицизму, еще немного тяжеловесному. В той же манере написаны и скрипичные концерты Йозефа Гайдна, ранние сочинения мастера. А вот концерт ля мажор – ровесник скрипичных концертов Моцарта. И близость творческого почерка композиторов чувствуется. Кто из них сильнее влиял на другого? А, может быть, у них были общие образцы для подражания, например музыка Иоганна Кристиана Баха? Мы бы не могли оценить гений Моцарта только по трем его скрипичным концертам. Для того, чтобы представить себе масштаб творческой личности Михаэля Гайдна нужно хорошо знать его музыку. Я этим похвастаться не могу, но те сочинения Михаэля Гайдна, которые мне довелось слышать, вызвали у меня интерес к творчеству этого мастера. Буду рад, если найдутся среди участников нашего сайта люди, у которых есть и другие записи музыки зальцбургского композитора. PS. Исполняют концерты венгерские музыканты. Скрипач Барнабас Келемен известен своей записью сонат И. Брамса в ансамбле с известным венгерским пианистом и дирижером Тамашем Вашари. Mp3/320 kpbs, 140 Mb
Треклист: Violin Concerto in B flat major (P.53, MH36) - 22'10" 01 I. Allegro moderato 02 II. Adagio 03 III. Allegro molto
Violin Concerto in G major (P.52, MH52) - 20'03" 04 I. Allegro moderato 05 II. Adagio amoroso 06 III. Allegro
Violin Concerto in A major (MH207) - 18'34" 07 I. Allegro ma non troppo 08 II. Adagio 09 III. Rondeau. Presto
Total time: 61'03"
Барнабас Келемен, скрипка Камерный оркестр имени Ференца Эркеля Руководитель Лили Алдор Запись 2002 года
Скачать Зеркало
Бывший пост участника brahms11
|