Лурье Артур Сергеевич (1891-1966) - композитор. В 1914 г. в "Бродячей собаке", завсегдатаем которой он был, произошло его знакомство с Ахматовой. К нему обращены некоторые стихотворения Ахматовой, и первое из них: "Да, я любила их...". По-видимому, он адресат стихотворений "Кое-как удалось разлучиться...", "При непосылке поэмы". О работе Ахматовой над либретто балета для А. Лурье пишет К. Чуковский: "Она лежала на кровати в пальто - сунула руку под плед и вытащила оттуда свернутые в трубочку листы бумаги. "Это балет "Снежная маска" по Блоку. Слушайте и не придирайтесь к стилю. Я не умею писать прозой". И она стала читать сочиненное ею либретто, которое было дорого мне как дивный тонкий комментарий к "Снежной маске". Не знаю, хороший ли это балет, но разбор "Снежной маски" отличный. "Я еще не придумала сцену гибели в третьей картине. Этот балет я пишу для Артура Сергеевича. Он попросил. Может быть, Дягилев поставит в Париже..." (Дневник. 1901-1929. С. 184). Эта запись сделана тогда, когда Ахматову и Лурье связывали близкие дружеские отношения. Ахматова вместе с Судейкиной жили на Фонтанке, дом 18; позже там же поселился Артур Лурье. Как признавалась позже Ахматова: "Мы не могли разобраться, в кого из нас он влюблен". Г.А. Гуковский говорил, что стихи об Иакове и Рахили он считает в биографическом плане предельно эмоциональными для Ахматовой. "Эти фабульные библейские стихи гораздо интимнее "Сероглазого короля" и проч. Они относятся к Артуру Лурье (цит. по кн.: Герштейн Э. Мемуары. СПб., 1998. С. 423). В 1922 г. А Лурье покинул Россию. Жил в Париже. С 1940 г. - в США. Автор двух опер на тему русской истории. В 1965 г., после 40 лет молчания, прислал письмо Ахматовой. Он пережил ее всего на несколько месяцев. _________________________________________________________________________ «Формы в воздухе», соч.1913 год
« …В фортепианном цикле «Формы в воздухе», посвященном П. Пикассо, нотная запись принимает вид «расчлененных и разновысотных фрагментов нотных станов… Эти фрагменты фиксируют то, что звучит; паузы же, разрежающие фактуру, становятся воздухом» («Музыкальный космизм России» Емельянов Б. В., Савельева И. П., 2006) « …Черный квадрат... Знак, символ, тайна закрытой двери. Закрытой двери к двум любящим сердцам - юной Ахматовой, признанной поэтессы, жены известного поэта-акмеиста Николая Гумилева, и почти безвестного композитора-авангардиста Артура Лурье, поразившего чуть позже мир своими новациями. Он поставил рядом с азбукой великого Велимира и импрессионизмом Малевича собственный “черный квадрат” - четырехтоновую музыку, о которой многие говорили, что и не музыка это вовсе. Но находились и те, кто называл “Формы в воздухе” Артура Сергеевича Лурье музыкой будущего…» Исполняет Арнольд БУЛКИН, фортепиано (Киев)
Спасибо! Чрезвычайно интересно! выкладывайте еще пожалуйста! Художников авангардистов мы смогли вспомнить, а вот что-то композитор еще не всех вспомнили...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".