«Болт» родился 8 апреля 1931 года в ленинградском Театре оперы и балета (позднее получившем имя Кирова). На этой же сцене в 1930 г. появился на свет балетный первенец Дмитрия Шостаковича «Золотой век». После единственного премьерного показа, второй балет Шостаковича был изъят из репертуара, а балетмейстер Федор Лопухов подвергся обструкции прессы. Критики изругали современный балет на «производственную тему», указывая на противоречия между музыкой и постановкой, между либретто и танцевальным языком, отметив мелодичность музыки, ее цитатность (Шостакович использовал мелодии мюзик-холла и эстрады) и блестящую оркестровку. Даже талантливейшему и изобретательному Лопухову трудно, наверное, было передать танцевальными средствами взаимоотношения заводских рабочих.
Либреттист-дилетант Виктор Смирнов, бывший директором Московского Художественного театра, посещая клуб при фабрике «Красный богатырь», заинтересовался реальным случаем, который и лег в основу либретто. Хулиган и лодырь Ленька Гульба, в отместку за увольнение из цеха, руками подростка закладывает в машину болт, чтобы испортить станок. Во вредительстве подозревается бригадир ударной бригады Борис. Подросток, не примирившись с неправдой, расскрывает коварство Гульбы. Хулигана разоблачают и изолируют. Оправданный Борис воссоединяется со своей возлюбленной Ольгой, секретарем комсомольской ячейки. Все заканчивается хеппи-эндом и дивертисментом в заводском Доме культуры.
Премьеру танцевали любимица Лопухова, виртуозка Ольга Мунгалова и разносторонний танцовщик-актер Борис Шавров. Видимо, главные герои получили свои имена в честь первых исполнителей. Леньку Гульбу станцевал Леонид Леонтьев, незабвенный Петрушка ленинградской сцены. В маленькой партии Узбека выступил будущий премьер Кировского балета Константин Сергеев. Остроумно и гротескно оформила балет Татьяна Бруни. В трехактном балете, помимо рабочих были сатирически представлены пьяницы и буденовцы, бюрократ, оппортунист, комсомольцы и служители культа. Авторы старались передать дух эпохи индустриализации, поэтому «отанцовывались» движения прядильных механизмов, гимнастические и воинские упражнения. Подобный натурализм трактовался критиками как пародия, как полнейшее непонимание социалистической действительности. Заголовки говорят сами за себя «Липовый болт», «Болт» и болтливые формалисты». Ни в одной статье не было замечено, что «Болт» - балет сатирический. Авторов упрекали в отказе от разоблачения отрицательных персонажей и в схематичности показа положительных. Объявленные показы «Болта» были срочно заменены «Дон Кихотом».
Для постановки в Большом театре в 2005 году написано новое либретто.
На картинке сцена из спектакля 2005 г.
Подробнее здесь: http://www.bolshoi.net/balet/bolt/libretto.htm
Скачать: перезаливается
|