А.Вивальди - Времена года, Шотландский камерный оркестр, дирижер Джейми Ларедо
13:57
Композитор: А.Вивальди
Произведения:
A.Vivaldi THE FOUR SEASONS (FROM OP. 8 TRIAL OF HARMONY & INVENTION) CONCERTO NO. 1 IN E, P 241 'LA PRMAVERA' (SPRING) CONCERTO NO. 2 IN G MINOR, P 336 'L'ESTATE' (SUMMER) CONCERTO NO. 3 IN F, P 257 'L'AUTUMN' (AUTUMN) CONCERTO NO. 4 IN F, P 422 'L'INVERNO' (WINTER) J.S.Bach AIR ON A G STRING (Air from Third Orchestral Suite in D) G.F.Handel ENTRY OF THE QUEEN OF SHEBA (Act III Sinfonia from 'Solomon')
А, знаю, мне активно не нравится. Я воспитан на Временах года от Московского, Ленинградского, Латвийского камерного оркестров, а также ансамблей "Виртуозы Рима" и "I Musici". Поэтому всё, что не подходит под этот "стандарт" я не принимаю (исполнение Il Giardino Armonico как раз из этого класса, аутентичности в их исполнении не ни звука. Одно желание - выделиться любой ценой, даже в ущерб сути исходного произведения). Недавно переписал Времена года на DVD Audio от "Anne-Sophie Mutter - Trondheim Soloists". Это, по-моему, куда лучше, чем у "Il Giardino Armonico".
Я буквально поражаюсь, как сильно могут разниться вкусы у людей. Желанием "выделиться любой ценой" отличается именно Муттер - бешеные темпы, кто быстрее? Возможно, что суть в Presto второго концерта у Муттер ухвачено, только эту суть никак не разобрать.
Il Giardino Armonico создали великое исполнение в своем роде, равного ему нет.
Любителям (точнее нелюбителям HIP) настоятельно рекомендую обратить свой взор не к I Musice, а к В.Мулловой с К.Аббадо (Philips) Это лучшая "романтическая" запись.
Что касается Времён года Вивальди, то, в отличие, скажем, от Чайковского, в этих концертах основным является именно динамика. И это Муттер действительно удалось на славу. Да, есть и у Вивальди во Временах года очень лирическая музыка, скажем, адажио канцерта №3. Но сегодня, переслушивая на работе "Il Giardino Armonico", дойдя до этого места я их выключил, потому, что уж очень не понравилось.
ИМХО Il Giardino Armonico издеваются над Вивальди.Я слушал в их исполненни ''Времена Года'',концерт для флейты ''Ночь'' и ещё несколько концертов(Rv 208,580,187,287) и мне ужасно не понравилось.Нет аутентизму! Музыка должна быть красивой! И пуская профессионалы мне возразят.Я обычный меломан и хочу наслаждатся музыкой
Вот и я также считаю! Эти горе-музыканты заставляют Вивальди блеять, хромать и спотыкаться. Их "новое прочтение Вивальди" ни чем не лучше того, что предлагала Ванесса Мэй (обычная попса), а, скорее всего, даже хуже. Конечно, в предлагаемом здесь Шотландском исполнении Вавадьди звучит сдержанно, без особой экспрессии. Но при этом, по крайней мере у меня, не возникает желания выключить проигрыватель и отправить исполнителей очень далеко. Что касается Вивальди от В.Мулловой с К.Аббадо (Philips). Поделитесь ссылочкой, пожалуйста.
11.Самусенко Сергей Викторович (samous) (31 Октября 08 11:46)
[Материал]
Именно исполнение Il Giardino Armonico помогло мне осознать, что это не просто приятные концерты для скрипки с оркестром, а програмная музыка! Ведь каждому концерту предпослано соответствующее стихотворение, слова которого Вивальди воспроизводит почти буквально. Это же так интересно, а в романтических записях это все сглаживается и становится незаметным. Так, например, во второй части концерта "Весна" виолончели все время настойчиво повторяют остинатную фигуру из двух нот. Il Giardino Armonico играют её раздражающе резко, но ведь это лай собаки, о котором говорится в стихотворении!
12.Самусенко Сергей Викторович (samous) (31 Октября 08 11:54)
[Материал]
Стоит тогда еще послушать исполнение The English Concert п/у Тревора Пиннока. Они одни из ведущих аутентистов, но играют не так "радикально", как Il Giardino Armonico. Аутентизм forewer! Невозможно слушать старинную музыку в романтической интерпретации, тоска зеленая... Это можно было допустить только у нас при Совдепе, когда выбора не было.
13.Самусенко Сергей Викторович (samous) (31 Октября 08 12:07)
[Материал]
Насчет "блеять, хромать и спотыкаться" - это как раз очень точно подмечено, потому что именно об этом и писал эту музыку Вивальди, если прочтете стихотворения... Там же о живой природе о простых людях речь идет, а не об Олимпе!
14.Самусенко Сергей Викторович (samous) (31 Октября 08 12:16)
[Материал]
Программными в подлинном смысле слова являются 4 концерта "Времена года". В амстердамском издании 1725 года каждому из концертов предпослан стихотворный сонет, содержание которого определяет характер музыкального развития. Судя по тексту посвящения, концерты цикла были известны без сонетов задолго до издания; их тексты, возможно, сочинялись уже под готовую музыку. В посвящении автор сонетов не назван и не исключено, что им был сам Вивальди. Перед публикацией цикла он основательно переработал партитуру, чтобы сделать более понятным программный замысел музыки. Для творческой манеры Вивальди особенно характерен 3-й концерт цикла, "Осень". Предпосланный ему "Sonetto Dimostrativo" (то есть доказательный, наглядный) разбит на 7 разделов, последовательно воспроизведенных в музыке; кроме того в партитуру включены авторские ремарки программного характера. Вот подстрочный перевод сонета "Осень": A) Поселянин в прохладе плясками и песнями справляет радость жатвы обильной, и многие, упившись соком Вакха, C) завершают свою радость сном. D) Так каждый, упоенный ласковым воздухом, оставляет пляски и песни, ибо все в этом времени года манит к прекрасной радости сладкого сна. Е) На заре охотники выходят с собаками, ружьями и рогами; F) зверь бежит, охотники за ним. G) Напрасно он усталый хочет скрыться: вот он уже падает, пораженный выстрелами. Раздел А) открывает энергичная 4-дольная тема ритурнеля, близкая крестьянским танцам того времени; затем скрипка-соло повторяет ритурнель в двойных нотах. В разделе В) с подзаголовком "Опьяневший" ("L'Ubria-со") 2 скрипичных соло с картинной рельефностью передают содержание текста: нарочито беспорядочная, на первый взгляд хаотичная последовательность разложенных аккордов, пассажей 16-х, 32-х и трелей рисует жанрово-характерную сценку, достойную кисти фламандских живописцев. В разделе С), "Сон", постепенно замедляющееся соло скрипки вызывает ощущение долгожданного покоя. Последнее проведение танцевального ритурнеля завершает 1-ю фазу развития "Осени", аналогичную I части сольного концерта; ее форму скрепляют повторения ритурнеля, в то время как в свободно-импровизационных эпизодах соло раскрывается программный замысел. Раздел D), "Дрема опьяневших" ("Ubriachi dormienti"), выполняет роль средней части цикла. Музыка этого раздела во многом близка уже упомянутому Largo "Сон" из концерта "Ночь" (ор. 10 № 2). Последние, разделы Е)-G) рисуют сцены охоты и аналогичны финальной части. 3-дольный танцевальный ритурнель и фанфарообразные мотивы, "скачущие" триоли и "убегающие" пассажи 32-х у cкрипки-соло, прерываемые "топочущим" тремоло оркестра, не оставляют сомнений в своей звукоизобразительной природе. Аналогичным образом сочетаются принципы музыкальной формы с программным замыслом в других концертах цикла "Времена года". В первом концерте "Весна" мелодия ритурнеля, передающая "радостное пение" птиц ("lieto canto"), намечает контуры I части; в сольных эпизодах слышится веселое журчание ручейков и нежное веяние зефира, сменяемое грозовым шквалом. Затем музыка изображает спящего под шелест дубрав пастушка рядом с недремлющей верной собакой. Как видно из авторских ремарок, в партитуре одновременно переданы сладостные грезы спящего козопаса ("Il сарrar che dorme") и лай сторожевого пса ("Il cane che grida"): нежно убаюкивающей мелодии скрипки-соло и плавно колышущимся фигурациям 1-х и 2-х скрипок (Largo e pianissimo sempre) противопоставлена назойливо повторяющаяся ритмоинтонация виолы ("molto forte"), играющей "Strappato" ("рывками"). Завершает "Весну" пастуший танец ("Danza Pastorale") с характерной волыночной квинтой в басах: "под звуки пастушьей волынки танцуют нимфы..."
15.Самусенко Сергей Викторович (samous) (31 Октября 08 12:17)
[Материал]
В концерте "Лето", с его более детальной программой, форма трактована значительно свободнее. Плавное течение музыки Adagio четырежды прерывают короткие Presto, изображающие "вихри Борея", "раскаты грома" и т. п. В концерте "Зима" - в партитуре "L'inverno"' ("Ад") - композитор достигает вершин художественной изобразительности. Уже в первых тактах с остинатным "биением" отрывистых 8-х, "наслаивающихся" в различных группах струнных, мастерски передано ощущение всепронизывающей зимней стужи ("под порывами ледяного ветра все живое дрожит в снегу"). В дальнейшем развитии музыки с поразительной наглядностью воспроизводятся удары капель дождя в окно, скольжение на коньках и внезапное падение конькобежца, трещание льда и, наконец, неистовая борьба южного сирокко с северным ветром. Подлинно новаторский по замыслу цикл "Времена года" значительно опередил свое время, предвосхитив искания в области программной музыки композиторов-романтиков XIX столетия.
У меня сложилось впечатление, что в других своих записях Il Giardino не позволяют себе так "безобразничать". Кстати, та же Муллова записала с ними диск с концертами Вивальди (Onyx).
Стихотворения я читал ещё в советское время на одной из пласстинок, по-моему, ленинградского оркестра. Очень посредственные стишки, а те, что относятся к зиме, вообще ни чего общего с музыкой Вивальди не имеют. Раз Вам, как профессионалу, исполнение Il Giardino нравится, а мне, как простому меломану, - нет, то, наверное, их исполнение предназначено не для широкой публики, а для узкого круга деятелей культуры. Что же касается аутентичности того или другого исполнения, то этот вопрос поднимать, я полагаю, вообще не имеет смысла. Ведь стиль игры трёхсотлетней давности восстановить ни кому ни когда не удастся (звукозаписи тогда не было, а машину времени вряд ли когда нибудь построят). А всё, что сейчас предлагается в качестве "аутентичного" исполнения - не более. чем один из возможных вариантов, которых бесконечно много.
18.Самусенко Сергей Викторович (samous) (31 Октября 08 15:57)
[Материал]
Стилей исполнения действительно бесконечно много и среди аутентистов. Но ведь сохранилось много исторических свидетельств и трудов по теории музыки эпохи барокко и ранее. А самое главное - сохранились старинные инструменты, которые требуют другого звукоизвлечения и на которых эта музыка звучит гораздо выпуклее. Так что это не правда, что аутентизм зиждится на простых догадках. Это серьезная исследовательская работа.
Об оркестре говорить сложно - много разных инструментов. Давайте упростим задачу. Возьмём один инструмент. Пусть это будет фортепиано или его "предок" клавесин (у Ж.Эффеля на этот счёт есть очень интересный шарж). И возьмём всем известное произведение - Прелюдию BWV853 и посмотрим, как его исполняют на "романтическом" ф-но (С.Рихтер) и на аутентичном клавесине (Г.Леонхардт). У Рихтера очень скорбное исполнение, слёзы на глаза наворачиваются, а у Леонхардта слышится довольно бравый темп. Суть совершенно другая. Ещё одно исполнение Х.Вальха. Темп по ср. с Леонхардтом ниже, но вместо рихтеровской скорби появляется величественная баховская поступь, а инструмент-то тот же самый, аутентичный клавесин. Идём дальше - берём А.Хевитт (ф-но) здесь, скорее слышится некое подобие романса, очень романтично. Берём исполнение С.Росса на клавесине, Здесь вообще что-то непонятное: темп достаточно высокий, рубит как топором. Далее - К.Тилни на клавикорде. Ну это почти рихтеровские интонации, но на аутентичном инструменте... Можно продолжать ещё долго. ХТК я очень люблю и у меня много разных его версий. Так кто-же прав? Кто исполняет ближе всего к задуманному автором смыслу? Я полагаю, что, в действительности, ответа на этот вопрос нет. Точнее так: лучшее исполнение то, которое ближе всего именно МНЕ, а не кому-то другому. Поэтому то, что я считаю вершиной исполнительного искусства Вы можете не принять вовсе. Всё это очень индивидуально. И всякие научные или околонаучные разработки по теории музыки не смогут меня убедить в том, что такое-то исполнение есть эталон потому, что оно исполняется на таком-то инструменте и в таком-то стиле. На старинных инструментах тоже можно очень хорошо играть, если уметь и хотеть этого.
Концерты Вивальди - это своеобразный словарь музыкальных образов. Во Временах года это проявляется наиболее рельефно. Тем не менее, все экранизации Времён года, которые я видел (я не имею в виду показ музыкантов во время исполнения концертов) изображают что попало, даже не пытаясь приблизиться, хотябы к стихам, что идут эпиграфом к концертам. Вот такое непонятное противоречие!?
Что касается меня, то с Перлманом - это один из вариантов хорошего "стандартного" исполнения. Хотя, скажем, в Presto (Гроза) во 2-м концерте - тяжеловато, не хватает темпа. Кстати, нет ли у Вас варианта в lossless формате? А то в торренте есть только в MP3-320.
24.Александр Сергеенков (eye) (10 Ноября 08 22:36)
[Материал]
"Стоит тогда еще послушать исполнение The English Concert п/у Тревора Пиннока. Они одни из ведущих аутентистов, но играют не так "радикально", как Il Giardino Armonico. " Сергей Викторович, а выложите куда-нибудь? Буду очень благодарен, а то на старой кассете они есть в нормальной цифре давно не могу найти.
Я скачивал "Vivaldi Four Seasons, Etc Standage(Vn)Pinnock English Concert (Shm-Cd)" в торренте. Вот ссылка: https://melomaniacos.com/thread.php?id=9677
Уважаемые погруженцы, очень прошу помочь найти или, даже точнее, определить запись времён года. К большому моему сожалению, никак не могу найти подходящее именно мне, а та запись была самое-самое, но хранилась где-то на кассетте, которая при переезде потерялась, как это всеггда и происходит. Помню записывал с дисков друга, с которым уже нет контакта, их было 4 штуки в одном боксе, с какого-то фестиваля. Единственной отличительной особенностью можно, наверное, считать только морденты и первые пассажи скрипки соло в 1 части "зимы" sul ponticello. И, самое главное, по чему можно узнать. Вторая часть в "осени" - adgio molto во время того, как играет оркестр первая скрипка играет различные агогические реплики, глиссандо иногда так же сул понтичелло. Буду очень рад, если поможете с моим поиском.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".