На нашем форуме есть статья о Сибелиусе, где утверждается, что это первая запись Концерта Сибелиуса в СССР. Галина Баринова (р. 1910) принадлежит к числу наиболее талантливых музыкантов России старшего поколения. Ее артистическое дарование проявилось рано: уже в возрасте десяти лет она выступала в родном Петрограде, исполняя далеко не детский репертуар - шедевры Баха,Мендельсона, Грига, Сарасате. Вместе с ней в концертах нередко выступала ее мать - М.Н.Баринова - известная пианистка, профессор консерватории. Она приобщила дочь к музыке, создала в семье атмосферу творчества, духовности, что сказалось затем на высокой музыкально-исполнительской культуре артистки. Первые уроки талантливая девочка получила у известных профессоров П.Козаньского и В.Заветновского. В дальнейшем обогащению ее творческой палитры и мастерства способствовали плодотворные занятия в Париже (1924 - 1925) у знаменитого французского скрипача Жака Тибо, славившегося изысканно-утонченной манерой игры, глубокой музыкальной культурой. Возвратившись на родину, Г.Баринова становится солисткой Ленинградской филармонии (1925 - 1934), экстерном оканчивает консерваторию (1927). После участия в Первом Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (1933), где ей был присужден Почетный диплом, Баринова переехала в Москву. Общение с профессором Л.М.Цейтлиным позволило ей достичь подлинного творческого расцвета: в 1937 году на Всесоюзном конкурсе исполнителей Баринова заняла первое место среди скрипачей, показав творческую зрелость, широту музыкального кругозора, масштабность и концертный размах своей игры. С 1935 года Г.Баринова начала выступать в музыкальных передачах Всесоюзного радиокомитета, который в ту пору устраивал гастрольные поездки по Советскому Союзу. Первые сольные программы, концерты с оркестром, транслировавшиеся по радио, стали для нее хорошей школой. После победы на вышеупомянутом конкурсе перед скрипачкой распахнулись двери концертных залов всей страны, и в качестве солистки Московской филармонии она побывала в самых отдаленных ее уголках. В суровые годы Второй мировой войны Галина Баринова постоянно участвовала в концертных бригадах, выступала в осажденном Ленинграде, играла преимущественно русскую советскую музыку. В 1943 году, в связи с конференцией глав союзнических держав, Баринова выступала в Тегеране, а в 1945-м - перед участниками исторической Потсдамской конференции, где она играла вместе с В.Софроницким и Э.Гилельсом. Исключительной творческой активностью в жизни артистки отмечены послевоенные годы. Значительно расширяется и объем и диапазон ее репертуара. Она возрождает забытые произведения И.Е.Хандошкина, М.И.Глинки, М.А.Балакирева, создает транскрипции музыки А.К.Глазунова и других авторов. Одной из первых Галина Баринова стала давать сольные монографические концерты. Журнал "Советская музыка" писал в 1948 году: "Интересное исполнение Бариновой двух диаметрально противоположных по содержанию программ, посвященных творчеству Венявского и Баха, свидетельствует о том, что в ее лице мы имеем в настоящее время одну из сильнейших наших скрипачек". В репертуаре артистки было свыше двадцати пяти концертов для скрипки с оркестром, все скрипичные сочинения И.-С.Баха, Л. ван Бетховена, П.И.Чайковского, А.И.Хачатуряна. В один вечер она (первая среди женщин-скрипачек) могла исполнить сразу три концерта, например И.-С.Баха, Л. ван Бетховена, И.Брамса, или программу из трех славянских концертов - А.Дворжака, Г.Венявского, А.К.Глазунова. Она продолжает много выступать по радио, с ее искусством знакомятся слушатели многих зарубежных стран. Галина Баринова играла с ведущими оркестрами, прославленными дирижерами, концертировала в ансамбле с А.Б.Гольденвейзером, Т.П.Николаевой, С.Т.Рихтером, М.Л.Ростроповичем. За большие заслуги в развитии музыкальной культуры Галине Бариновой была присуждена Государственная премия СССР (1949) и звание заслуженной артистки РСФСР (1955). Исполнение Г.Бариновой всегда отличалось непосредственностью, темпераментом, волевым напором, совершенством техники, чистотой стиля, выразительной лепкой образов. "Для Бариновой характерно то, что присуще всем советским артистам, - писала чехословацкая газета "Lidove noviny" (1951), - реалистическое отношение к произведению, пронизанное оптимизмом. Кроме того, ее искусство выделяется еще тонкой осознанностью каждой, даже самой краткой музыкальной мысли и глубоким пониманием содержания каждого произведения, особенностей каждого стиля". ********* Орлов, Александр Иванович (1873 - 1948) — русский и советский дирижёр. Народный артист РСФСР (1945). Учился игре на скрипке в Петербургской консерватории у П. А. Краснокутского, дирижированию — у П. Ф. Юона в Берлине. С 1902 работал симфоническим и оперным дирижёром в городах южной России. В 1912—1917 дирижёр симфонического оркестра С. А. Кусевицкого в Москве; одновременно осуществил ряд оперных постановок (1914—1924). В 1925—1929 главный дирижёр Киевской государственной академической украинской оперы, профессор Киевской консерватории. Его ученик — Н. Г. Рахлин. Обладал большой эрудицией и широким кругозором, много работал как оперный и симфонический дирижёр в разных городах России. Первый руководитель Большого симфонического оркестра им. П. И. Чайковского (1930—1937). *********
Запись передачи Чешского радио 25.10.08 Скачать: 18. Сибелиус. К-т для скр_ Г.Баринова, А.Орлов.rar 32.2 МБ files.mail.ru/T1LOJST1LOJST1LOJST1LOJST1LOJSXX
|