«Кто вы, мистер Элгар, – новатор или консерватор?» Рихард Штраус, бывший в те годы лидером новаторов, полагал, что Элгар – новатор. Сам композитор вряд ли мог бы ответить на этот вопрос. Ведь он любил и Брамса, и Вагнера. А в скрипичном Концерте Элгар немного демонстративно позиционирует себя как консерватора. Концерт открывается большой оркестровой экспозицией, что со времен Мендельсона было анахронизмом. Но такие экспозиции есть во всех концертах Брамса. Инструментовка Концерта несколько аскетична и тоже напоминает оркестр Брамса. Это тоже не случайно, в Симфониях оркестр Элгара гораздо красочнее. Но не все так просто. Удивительна третья часть: это не Финал, а Скерцо, причем смелость гармоний поразительна для своего времени. Более того, Скерцо непосредственно переходит в огромную Каденцию солиста (в ней скрипку очень скупо поддерживают оркестровые голоса), в которой возвращается материал 1-й части. По существу, это медленная 4-я часть, завершающая концерт, и в этой части происходит столько событий. Прямо как в Финалах некоторых Симфоний Малера! Так новатор Эдгар или консерватор? Да так ли это важно? Сколь велико мелодическое вдохновение, сколь обаятельна кажущаяся простота 2-й части, сколь мастерски использован сольный инструмент, богата полифония! Забудем обо всем и будем слушать это прекрасную музыку. Эдуард Элгар Концерт для скрипки с оркестром си минор соч. 61 (1910) Яша Хейфец Новый Лондонский симфонический оркестр Дирижер Малькольм Сарджент mp3 (320 кб/сек) Скачать Материал удалён с файлообменника. Нуждается в восстановлении.
Пароль: www.intoclassics.net
|