П. И. Чайковский - Симфония "Манфред" и симфония № 6
17:00
К сожалению, когда говорят о симфониях Чайковского про эту великолепную симфонию без номера часто забывают, однако, это самое "полное" произведение Чайковского. Написано по "Манфреду" Дж. Байрона, оно, наряду с шестой симфонией, полно драматизма и грусти, но в отличие от шестой у неё светлый финал. Чайковский - Sinfonia "Manfred" (CSR Symphony, cond. Lenard, 1988) - http://ifolder.ru/4382328 (70 Mb)
Шестую симфонию Петра Ильича Чайковского безусловно можно назвать симфонией смерти, так как писал он её зная, что безнадёжно болен и скоро умрёт. Это последнее его сочинение. После неё остаётся ком в горле и пустота, и больше не хочется жить... Чайковский - Sinfonia № 6 (исполнитель неизвестен, вероятно Philharmonia Orchestra, cond. Carlo Maria Giulini) - http://ifolder.ru/4349070 (42.5 Mb)
Обидно, что из-за отсутствия "рекламы", кто-то может пропустиь хорошую музыку. Конечно, бывалые меломаны знают все симфонии Чайковского. Воспользовавшись здешним КАТАЛОГОМ ССЫЛОК или просто поиском в ин-те, можно скачать много разного, даже так называемую "седьмую" симфонию, как известно, забракованную автором. Что касается "Манфреда" - эта романтическая программная симфония может произвести сильное впечатление. Но!.. В 1970 году я повёл на концерт своего немузыкального друга, просветив его насчет состава оркестра и редкого для симфонии использования органа... И вот - дирижирует экспансивный, любимый публикой Натан Рахлин. Началась свистопляска финала, я с беспокойством смотрю на место органиста - там пусто! Наступает кульминация, и, вместо величественного просветления, звучат оглушительные удары тутти, усиленные раскатом там-тама... Публика аплодирует, друг уверяет, что все понял, а я до сих пор в недоумении. Может быть, это один из авторских вариантов партитуры? - ведь орган есть далеко не в каждом зале...
Меня тоже очень интересует этот вопрос! Так исполнял финал Манфреда и Светланов. Я думал, что это своевольничанье Мастера, но если в 1970 году и Рахлин так же исполнял, то должно быть какое-то серьёзное основание. Буду "рыть"
НАЦІОНАЛЬНИЙ ЗАСЛУЖЕНИЙ АКАДЕМІЧНИЙ СИМФОНІЧНИЙ ОРКЕСТР УКРАЇНИ (к 75-тилетию основания) Диригент - народний артист України і Росії ВОЛОДИМИР КОЖУХАР Програма: П.Чайковський - "Франческа да Ріміні", увертюра "1812 рік" - Симфонія "Манфред"
как и с большинством произведения П.И.Чайковского, с Манфредом не обошлось без "редакций". Есть безорганный финал, который, по сути, повторяет финал первой части.
Скажите, пожалуйста: откуда у Вас информация о варианте концовки финала? Знаю, чот так играли Светланов и Рахлин. Но неужели это была их личная инициатива? Ради громкого финала и лучшей реакции публики? Но ведь такие Мастера не нуждались в подобных трюках!
Помимо Рахлина и Светланова из исполнявших подобную редакцию (с обкромсанным финалом, к которому была приклеена кода первой части) помню ещё Игоря Головчина... Не знаю, кто автор сего извращения, но, насколько мне известно, не Чайковский. Нашёлся кто-то слишком умный, кто счёл себя вправе уродовать чужое произведение. Таковых, к сожалению, немало... Что до органа – Чайковский вообще не предусматривал орган, он писал партию для фисгармонии. Там где есть орган, там, естественно, играют на органе. Но его наличие – отнюдь не обязательное условие исполнения.
Абсолютно верное замечание! Добавлю, что ни в Москве ,ни в Питере на год первого исполнения "Манфреда" НЕ БЫЛО КОНЦЕРТНОГО ОРГАНА! Именно фисгармония с моей точки зрения соответствует концепции как Байрона , так и Чайковского. И заимствование финала из первой части это изуверство по отношению к концепции всего сочинения.
Чайковский скоропостижно скончался от холеры через 9 дней после премьеры 6-й симфонии. А до этого он был вполне себе жив-здоров.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".