Перебирая старый музыкальный хлам, доставшийся мне по наследству, я наткнулся на записи мелодекламаций... Они были очень старые, с незнакомой мне фамилией Грановская. Ни имени, ни отчества. Просто арт. ГРАНОВСКАЯ. Поскольку мой первый учитель пения носил именно эту фамилию, да ещё и потому, что я имел малое представление, что это за жанр "мелодекламация", я сразу решил, что это "перст судьбы" и мне это нужно непременно послушать. А послушав, я был просто ошеломлён этими миниатюрами. Нет, некоторые песни Шишова мне были уже знакомы, но ТАКОГО исполнения я не слышал никогда! Я стал искать это имя на полках магазинов и в развалах и нашёл другие записи этой актрисы, тоже песни Беранже. Их попалось лишь две. Видимо, это всё, что издали. К сожалению, они в основном носили одни и те же названия, но было видно, что записывались в разные годы, И я, прослушивая эти варианты один за другим, получал (и поныне получаю!) огромное наслаждение от богатства интонаций этой замечательной женщины и актрисы, в своё время невероятно любимой, а ныне забытой....
Елена Грановская родилась в Твери; окончила в Петербурге немецкую школу с дипломом домашней учительницы; участвовала в любительских и полупрофессиональных спектаклях. На профессиональной сцене дебютировала в 1898 году — в Васильевском театре, в комедии «Медовый месяц». В 1899—1902 годах выступала на сцене Панаевского театра в Петербурге, затем один сезон провела в Театре Корша в Москве. С 1903 года Елена Грановская выступала в различных антрепризах С. Ф. Сабурова, в том числе в петербургском театре «Пассаж». В 1921 году «Пассаж» хотели национализировать и превратить в один из филиалов бывшего Александринского театра: труппа, возглавляемая такими актёрами, как Грановская и С. Н. Надеждин, писала «Ленинградская правда» в июне 1921 года, «представляет во время всеобщей халтуры неоспоримую художественную ценность». Национализация по каким-то причинам не состоялась, и «Пассаж», руководимый Степаном Надеждиным, продолжал существовать как самостоятельный коллектив, при этом на его сцене периодически выступали ведущие актёры александринской труппы, которых привлекала репертуарная независимость театра, и в 1921—1923 годах одним из партнёров Грановской в ряде спектаклей был Владимир Давыдов. По поводу спектакля «Дама с камелиями», в котором Армана Дюваля в качестве гастролёра играл Владимир Максимов, критик Э. Старк в газете «Последние новости» писал: «Максимов составил достойнейшую пару с Грановской, у которой простота её искусства составляет высшее достоинство. Посмотреть только, как она играет Маргариту Готье! Будучи по преимуществу всё-таки чисто комедийной актрисой, ибо в ней — неисчерпаемый запас тончайшего юмора, Грановская играет „Даму с камелиями" в таких простых и удивительно мягких, сплошь музыкальных тонах, что весь образ получает совершенно особенное освещение, становясь на своё законное место среди образов Маргариты, созданных другими знаменитейшими актрисами». В 1925 году «Пассаж» преобразовали в театр «Комедия». Весь репертуар «Комедии» был ориентирован на индивидуальность Грановской, в то время актрисы прежде всего лирико-комедийной. В 1931 году «Комедия» была объединёна с Театром Сатиры Давида Гутмана в Ленинградский театр сатиры и комедии (с 1935 года — Ленинградский театр Комедии). В объединённом театре, как и прежде в «Комедии», Елена Грановская была ведущей актрисой; репертуар также был унаследован от «Комедии»: водевили, популярные в те годы эстрадные обозрения, первые советские комедии — В. П. Катаева, В. В. Шкваркина, В. М. Киршона. В труппе были блистательные актёры: Л. О. Утесов, Н. К. Смирнов-Сокольский, Н. К. Черкасов, — тем не менее, к середине 30-х годов Театр сатиры и комедии утратил популярность и оказался на грани закрытия. Не сработавшись с Николаем Акимовым, пришедшим в 1935 году спасать театр, Елена Грановская в 1939-м перешла в Большой драматический театр им. Горького, который в то время возглавлял Борис Бабочкин. Здесь по-новому раскрылось дарование актрисы — в ролях Раневской («Вишневый сад»), Полины Бардиной («Враги» М. Горького), Полежаевой («Беспокойная старость» Л. Н. Рахманова), Софьи Петровны («Разлом» Б. Лавренёва), Кэт («Все мои сыновья» А. Миллера) и др. Ушла из жизни 15 июня 1968 года. Похоронена в Ленинграде (Санкт-Петербурге) на Богословском кладбище.
Скажу Вам на ушко, как певец: нет такого понятия, как полу-пение! Это нонсенс! Есть приём в пении, когда певец, исполняя сочинение, нотирует достаточно приблизительно, как бы привнося в пение элемент разговора - этого требовал господин Рихард Штраус. А то, что делал Грановская да и не только она - это как раз разновидность мелодекламации.
А я Вам скажу на ушко, как декламатор и певец, что под "субтильную базу" не менее шаткого понятия - мелодекламация - можно подвести различного рода аргументацию. Всенепременно с уважением к чужому мнению Кстати, пишется - декламАция.
Г-н Октавио! Я в одном комменте написал слово "мелодекламация" верно, а в другом написал с ошибкою, и это Вы тотчас же отметили, не приминув человека обидеть. Я не могу и не хочу с Вами в этом виде занятий соревноваться. Не считаю для себя возможным. Посему был бы весьма Вам признателен, если бы Вы взяли себе за правило не комментировать мои выкладки.
Я, Алексей, никого не собирался обижать. Просто когда человек с понятием неразлучен, отсюда возможна и некотороя прямолинейность. А Вы сразу обиду чинить. Зря.
Спасибо огромное! Именно благодаря Вам я познакомился с творчеством этой замечательной артистки. Жаль, что ничего другого, кроме 3 рассказов Чехова, в ее исполнении мне найти не удалось. Кстати, многое из выложенного Вами есть в другом варианте оцифровки вот здесь: http://allvinyl.0pk.ru/viewtopic.php?id=1561
Константин! Ну,меня туда не пускает Dr.Web - уверяет, что там вирусоопасный сайт. Это первое. Всё же я понял, что поутру сегодня Вы выложили диск Грановской. Он у меня есть, и оцифрован полностью. Только он будет менее интересен, на мой взгляд, нежели её ранние записи. Видимо, сказался, эффект "тиражирования": когда много раз исполняешь одно и то же, то часто "творишь" на автомате, да и возраст тоже даёт "поправку" на свежесть. с уважением
В таком случае я обознался. О человеке с таким ником не слыхал. Всего доброго!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".