Материалы о творчестве протоиерея В.С.Юшкевича(1936-1996) предоставлены адептам музыкальной культуры,интересующимся внезвуковыми образами сакрального для ассоциативного обобщения с темой развития современной музыки,начатой композитором В.Мартыновым в контексте "подлинности" ,"первоначальности" и "конечности" звукового пространства , невозможности авторской(личностной) самобытности и противоположной "где-то" книгой Л.Андриссена о способности новой личности выйти за рамки общих правил и создать непохожую систему образного мышления.
Темой постзвукового поля интересовались в нашей стране такие композиторы как Пярт,Сильвестров,Губайдулина,Денисов.
Вопрос об ограниченных возможностях музыки в передаче сакральных образов "несказанного" приводил их к поискам в ритмической структуре (начатой ещё до Мессиана в России),а то и дальше-к тишине,следующей за последней нотой и отмеряемой в нотации.Об этом можно много говорить,но авторская музыка отличается сегодня самобытностью и скорее не техническими новинками,а способностью разбудить подсознательные ассоциации и мифотворчество,порой с помощью самых примитивных,но при этом не используемых ранее эмоциональных приемов воздействия,новой палитрой звучания,смешением всевозможных форм в определенном замесе антистиля,акценте на созерцании отдельных элементов музыкальной мысли,иногда и переосмыслением чистой мелодии в безграничной протяженности и ускользании в монофонию,супрематизм.
Все эти идеи направлены практически всегда на философствование в музыке или в поэтический "надреальный антикосмос"(как у Штокхаузена) и взыскуют у звука максимальной возможности приближения к изначальному "Слову",а то и заглядывания в дозвуковой образ пустоты(полноты),в антибытийный способ осознания,взыскуют и создание новых мифологем.
Упрощение,примитивизация музыки как бы обращает музыку вспять к первообразу,но надо "уметь не уметь",чтобы добится эффекта подлинности,а "неделанности",что бывает непросто композитору,получившему хорошее профессиональное образование (да и как без него в музыке обойтись).Превзойти реальность звука,наметить образ превосходящий реальность(супремус) нелегко в чистоте исполнения замысла,искренне и органично.
Проблема искусства и (даже такого абстрактного как музыка)заключается частично в шаблонах восприятия его,стереотипах логики как закона(хотя она лишь инструмент диалога и не обязательный,что доказано Джойсом,к примеру,в литературе),отсюда как бы и "конец" музыки,декларируемый в средствах массовой информации Владимиром Мартыновым.Мастера "срывать маски" с лица слушателя,зрителя и выводить его в чистые миры архетипов остались как бы в иных столетиях,но так ли это!
"Уметь не уметь"(фраза Ксении Богемской,ушедшей недавно) и "чувствовать за чувством",то есть воспринимать вне системы знания,тем более эрудиции("великолепного способа не думать") возможно только отказавшись от стяжания ясного результата.Смириться перед фактом произведения искусства в восприятии,а в творчестве смириться с наличием знания и понимания системы знаков,но используя это знание в интуитивном поле личности,освобожденной от стяжания той цели,которая определяется Верой(антиверой) и уходит за пределы индивидуума и жизни, чтобы через смирение посредством творческого прозрения преобразоваться здесь и сейчас в авторский образ.
(Автопортрет,1996 год)
Этот пост посвящен Валентину Юшкевичу(1936-1996),протоиерею и его картинам,в которых мастер попробовал отразить "Видения иного мира" не традиционными способами "ангельской" живописи,а примитивным методом (примитивус-первичный),почти первобытным способом.
Наряду с распространенным в 20-ом веке способом,автор привнес в картины и тончайшую самобытную ноту,которая отличает произведения определенного направления от прорыва в направлении и переход в исключительно авторскую эстетику,мало знакомую,а значит и не всегда воспринимаемую сразу зрителем,настроенным на привычное понимание искусства,воспитанное институтами социальными и образованием особенно.
Однако опыт показывает,что это искусство востребовано и людьми образованными,и далекими от искусства.
Проблема всегда в той "претензии",предъявляемой к искусству вместо чистого созерцания,открытости иному воздействию на интуицию,смирению перед фактом творчества "Как есть".
У людей,интересующимися этой темой появится возможность исследовать живопись Батюшки,далекую от подражания,порой оторванную частично от традиции(на грани Ар брюта),но сохраняющую при этом связь с системой знаков и образов профессиональной живописи и иконописи.
Органичный и независимый способ использования цвета(который трудно передаваем на репродукции и чаще ближе к оригиналу на снимках плохого качества ,чем высокого разрешения оцифровках),непривычный замес материалов(акварель,гуашь и масло в слоях),использование неожиданных сюжетов в иконописи,свободная трактовка евангельского сюжета(только в искусстве,не при несении служебных обязанностей),а также своеобразная художественная стилизация(готико-экспрессионистическая,напоминающая по мнению А.Карловой откровения Жоржа РУО),метод многомерного мазка(весьма сложного при подробном исследовании,такая обманчивость простоты отличала Джотто,к примеру),намек на иррациональность изображаемого образа посредством "ошибок",выпадением из привычной тональности "нормального" и,конечно,безграничная поэтика Веры,далекого "от мира"(по словам сослуживцев) человека,делает этого художника интересным и для музыкальной общественности,заинтересованной в новейших тенденциях искусства,которое,якобы,"умирает" и деавторизуется.
Живопись Батюшки скорее созвучна постзвуку,чем самой музыке,ибо его "Дыхание селений райских",несмотря на схожесть с профанным миром,порой воспетым им в значениях Рая,относит нас в покой и блаженство,а не в заботу о "красивой" эстетике,логике,последовательности восприятия(детали живописи проступают не сразу и не захватывают зрителя целиком,вытесняя его личность,соблазняя эффектом формы,навязывая новый взгяд на мир),ждет нашего соучастия и сотворчества души,озаряющей эти картины светом нашей надежды и упования(лики часто в тени,солнце-точка позади,но освещенность предметов и светотень намекают на другой источник света).
Смешение обратной и прямой перспектив дает тончайшую пульсацию в сознании смотрящего,главное не определятся ни объемом экспозиции,ни местом заданных объектов,а ускользающим намеком и на инаковость в дрожании изображения,и жизненность-одновременно,что ритмично напоминает вибрацию угасающего звука.
(Независимая художественная акция
Музей "AS...IS")
Узнать о литературных возможностях Батюшки можно ,прочитав его "Автобиографию",которая вошла в состав статьи Ю.Петкевича в журнале "Знамя",она здесь:
Познакомится с живописью воочию можно в музее,его адрес здесь(там же все материалы о В.С.Юшкевиче,атрибуция,ссылки):
Вам предлагается небольшой непрофессиональный фильм о Батюшке(в данном случае нарицательно,так называли его в художественных кругах).В него вошли:видеозапись 1990 года с выставки "Да,будет мир с Вами!",интервью(где он очень волнуется,но сохраняет торжественность),его исполнение духовных песен(в молодости он мечтал поступить в консерваторию) и фрагменты выставки 2006 года в галерее "На Солянке"-"Время Юшкевича".
Коллекция репродукций живописи В.Юшкевича.
Все материалы Вы можете использовать в своих личных блогах при указании атрибуции и происхождении их,с разрешения музея,предосталяющего эти материалы,которое Вы и получаете в данном предложении.
Фильм "Батюшка (У меня свой путь!)",формат mpg,объем 875 МВ(архив в двух частях),продолжительность 19,24 мин.
ССЫЛКА http://files.mail.ru/GPK5BLGPK5BLGPK5BLGPK5BLGPK5BLXX
Мы всегда ждем Вас и на страничке в Facebook,где Вы сможете посмотреть фильм о Валентине Юшкевиче в отличном качестве:
Альбом "Юшкевич",объем 68,5 МВ.
ССЫЛКА http://files.mail.ru/YZ555XYZ555XYZ555XYZ555XYZ555XXX
(Валентин Юшкевич:"Динозавра ищите в глубинах",1996 год)
Просьба не устраивать в посте эмоциональной нетерпимости;возможно,эти материалы здесь не для Вас,но кому то они могут помочь в самых разных вещах;дайте об этом людям сказать впоследствии и не дожидайтесь закрытия комментариев,как это было уже.
Вы получили возможность высказаться ранее в материалах,опубликованных здесь:
и здесь: