Blue Note 4224 VOL. 1 THE ORNETTE COLEMAN TRIO AT THE "GOLDEN CIRCLE" STOCKHOLM ORNETTE COLEMAN, alto sax (violin and trumpet) DAVID IZENZON, bass CHARLES MOFFETT, drums BLP 4224, Vol. 1 FACES AND PLACES EUROPEAN ECHOES DEE DEE DAWN BLP 4225, Vol. 2 SNOWFLAKES AND SUNSHINE MORNING SONG THE RIDDLE ANTIQUES All compositions by Ornette Coleman
$IMAGE2$ Орнетт Коулмен Посвящение поэтам и писателям
Открытая музыка: Орнетт Коулмен Даже одной пластинки было бы достаточно, чтобы Орнетт Коулмен (Ornette Coleman) вошел в историю. Сегодняшний слушатель наверняка воспримет эти пьесы как тщательно продуманные и прекрасно реализованные композиции и будет просто недоумевать, вокруг чего разгорался весь скандал Роберт Палмер, джазовый критик
Первый альбом Орнетта Коулмена Something Else звучит сегодня практически традиционно. К моменту выхода дебютной пластинки Коулмен был уже далеко не юноша - ему было 28 лет, и ровно половину своей тогдашней жизни он уже играл на саксофоне, начав с неизбежного в 40-50е годы подражательства Чарли Паркеру.
Уроженец Техаса, он много странствовал по югу, играя в самых разных то джазовых, то в ритм-энд-блюзовых составах, пока наконец в 1950 году не осел в Лос-Анджелесе. Пытался зарабатывать на жизнь сессионным музыкантом и изредка поигрывал в концертах. Его в высшей степени индивидуальная манера вызывала у коллег недоумение, и в профессиональной музыкантской среде тихий замкнутый молодой человек слыл не то белой вороной, не то просто чудаком, упрямо плывшим наперекор основному музыкальному течению.
Так прошло несколько лет, и Коулмен готов уже было бросить все и вернуться в свой родной Форт-Уорт в Техасе, когда, наконец, подвернулась удача - на него обратил внимание продюсер фирмы Contemporary Лестер Кениг (Lester Koenig), и в 1958 году наконец вышла его дебютная пластинка. Название Something Else - "Нечто иное" - еще не эпохальный "Свободный джаз", но тоже претендует на свое, отличное от основного русла видение джаза.
В таком же духе звучало название и следующего альбома - Tomorrow is the Question! (Весь вопрос - в завтрашнем дне!) А еще следующий претендовал уже просто на джазовую революцию. The Shape of Jazz To Come - "Джаз, каким он будет".
Первые пластинки Коулмена и его легендарный нью-йоркский дебют в клуб Five Spot конце 1959 года вызвали подлинную бурю в джазовом мире. Хотя джаз, как и вся Америка, тогда развивался бурными темпами, все же дерзость коулменовского замысла и строгость его воплощения не могли не вызвать скандала. Многие традиционалисты откровенно называли его шарлатаном.
Узурпировавший право на собственное толкование и охрану джазовой традиции консерватор Уинтон Марсалис (Wynton Marsalis) и сегодня, свыше четырех десятилетий спустя, стремится отстранить коулменовскую музыку от тщательно оберегаемой им, Марсалисом, чистоты джаза и считает Орнетта художником-примитивистом. В то же время уже тогда многие сумели оценить значимость орнеттовской революции - в его защиту выступили композиторы Леонард Бернстайн (Leonard Bernstein) и Вирджил Томпсон (Virgil Thompson) , многие художники и поэты.
Сам Орнетт, в отличие от предположений Марсалиса, несмотря на отсутствие у него университетского образования, прекрасно отдавал себе отчет в значение того, что он делает - не случайно на обложку альбома Free Jazz он поместил картину тогдашнего революционера в живописи, основателя абстракционизма Джексона Поллока (Jackson Pollock).
Как до него Эллингтон и Мингус, Орнетт стремился выйти за пределы джаза и уже в 1962 году сочинил свой первый неджазовый опус Dedication to Poet and Writers - "Посвящение поэтам и писателям для струнного квартета".
В течение 60-х репутация Коулмена и как лидера авангардного джаза, и как самобытного академического композитора стремительно росла. Один за другим выходят альбомы его камерных джазовых составов, где он, помимо привычного альт-саксофона играет на теноре, на скрипке и на трубе. Проходят премьеры его композиторской музыки - самая знаменательная из которых - исполнение Лондонским Филармоническим оркестром его симфонической поэмы Skies of America - "Небо Америки".
В начале 70-х признанный классик свободного джаза совершает еще один резкий поворот. Он обращается к африканской музыке и записывается со знаменитыми Master Musicians of Jujuka, которых в горах Марокко еще в начале 60-х обнаружили поэты-битники Брайон Гайсин (Bryon Gysin) и Уильям Берроуз (William Burroughs), а для поп-мира открытых благодаря энтузиазму влюбившегося незадолго до своей смерти в их музыку "роллинга" Брайана Джоунса (Brian Jones).
Стена звука, создаваемая пронзительными духовыми и сплошным рокотом барабанов "Мастеров-музыкантов Джуджуки" и альт-саксофоном Орнетта Коулмена. Эта запись появилась на вышедшем в 1977 году альбоме Dancing in Your Head - "Танцы у тебя в голове", знаменовавшим переход Орнетта вслед за Майлсом Дэвисом в новый этап - к электрической музыке. Он создает группу Prime Time, а свой новый стиль называет гармолодика (harmolodics), утверждая, правда, что гармолодические идеи зародились у него еще в 50-е годы.
Переход к электроинструментам у Орнетта привел не к размытой музыкальной психоделии, как это было у Майлса, а к жесткому фанку. При этом он не утратил ни характерного отрывистого мелодизма, ни раскованной импровизационной свободы.
В начале зимы 1965 года Франк Вольф выехал в Швецию, чтобы продюсировать запись трио Орнетта Коулмана в стокгольмском ресторане Gyllene Cirkeln. В итоге появились две знаменитые пластинки The Ornette Coleman Trio at the Golden Circle Vols. 1 & 2 (Blue Note, 1966). В 2002 году выполненный Руди Ван Гельдером ремастеринг записи этого концерта, состоявшегося 3 декабря 1965 года, был переиздан фирмой Blue Note на двух компакт-дисках с добавлением пяти ранее не издававшихся треков.
А вот записанный тремя годами ранее (и тоже в декабре) ранее концертом Орнетта Коулмана в нью-йоркском Таун-холле в составе того же самого трио (Дэвид Айзенсон – контрабас и Чарльз Моффет - ударные) и струнного квартета фирма Blue Note почему-то так никогда и не выпустила. Причины до сих пор остаются невыясненными. Blue Note приобрела оригинальную запись и распределила её на две долгоиграющие пластинки. Но в итоге в продаже появилась только одна, причём выпущенная фирмой ESP Disk'. Часть записей концерта так и не была издана. В начале 90-х каким-то чудом эта пластинка, в оригинале называющаяся Ornette Coleman - Town Hall 1962 (ESP Disk', 1963) была пиратским образом переиздана на виниле в России Андреем Тропилло под названием «Посвящение поэтам и писателям» (1991), которая с тех самых пор сохранилась у многих и с удовольствием переслушивается.
На февраль 2008 года было запланировано переиздание концерта в Таун-холле, но опять возникли какие-то обстоятельства…
mp3 192 винил 177,2 Мб
$IMAGE4$
(From Svenska Dagbladet 11 /24/65) A CULTURAL EVENT AT THE CIRKELN ORNETTE COLEMAN'S trio now and for the next two weeks at the Gyllene Cirkeln, is one of the great cultural events in Stockholm this fall. Rarely can such strong words be used about a jazz event, but perhaps they have never been as justified. It is beyond discussion that Ornette Coleman plays a central role in the new jazz. He belongs in the same class as John Coltrane, Elvin Jones, Eric Dolphy, Cecil Taylor, Don Cherry and perhaps a few more of the great innovators, but it is he who has become the symbol of the new jazz and he has given it a striking profile. His music is very universal, not just because he is more than a jazz musician who improvises in a new way, as compared with earlier jazz musicians, or who plays without piano accompaniment, or who plays the saxophone, trumpet and violin in an unusual manner. Ornette Coieman is important simply because he creates good music. To be able to create this — in this case good jazz music — it is necessary to play differently compared with pre 1965 as well as 1959, when Ornette Coleman appeared on the scene. The old musical language has become "worn" or "spent." The bebop style is as impossible today as the spoken drama or the tachism or the realistic novel. But Ornette Coleman's greatness is of course due to his perceiving this, starting a new style and influencing a lot of musicians positively and thus carrying jazz forward. But for him this renewal has absolutely not been a goal or an end in itself, only a condition to enable him to express himself fully and to create good music. If we refrain from thinking of his technical and stylistic importance and simply listen when sitting at the Gyllene Cirkeln, it may become easier for us to understand why his music is universal and why it reaches beyond jazz. Ornette Coleman succeeds in expressing a vision or delivering a message with authority and a personal punch. This is perhaps an approximation of what is meant when referring to artistic greatness. His emotional range is fairly limited and if it would not be for the variety of his music, we would certainly consider it tedious. The content of his music is mostly pure beaujy, a glittering, captivating, dizzying, sensual beauty. A couple of years ago nobody thought so, and everyone considered his music grotesque, filled with anguish and chaos.
Now it is almost incomprehensible that one could have held such an opinion, as incomprehensible as the fact that one could object to Willem de Kooning's portraits of women or Samuel Beckett's absurd plays. Thus Ornette Coleman has been able to change our entire concept of what is beautiful merely through the power of his personal vision. It is most beautiful when Coleman's bass player, David Izenzon, plays string bass together with him. Then, it is almost hauntingly beautiful. To many, Izenzon will certainly be the great experience during this guest appearance and this is understandable. We know Coleman so well from numerous records even if the impression is strongly changed through hearing him personally. But Izenzon has the freshness of the newly discovered. How come David Izenzon's name has not been mentioned more often during all these years of lively discussion regarding the role of the bass player in jazz? Suddenly at the Cirkeln we discover something we always suspected was true — namely that Scott LaFaro and all the other great virtuosi were just virtuosi. Izenzon is a real innovator. He is largely that, just by using the "old" technique and by playing string bass. A contrabass is undoubtedly built just for this purpose and the greatest possibilities lie there. The third man in the group stands somewhat in the shadow of the two greats. His name is Charles Moffett, who plays the drums and is probably the only one in today's jazz world who could fit into Ornette Coleman's trio. Ornette Coleman's trio at the Gyllene Cirkeln — it should be repeated — is a great cultural event. Everybody in Sweden's music world, from pop musicians to serious composers, should hurry to the jazz club during the two weeks of this visit. Next Sunday, everything reverts back to normal in jazz in Sweden. — LUDVIG RASMUSSON Cover Pholo by FRANCIS WOLFF Cover Design by REID MILES Recording by RUNE ANDREASSON
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".