Знаменитая, неоднократно переизданная запись великого сербского певца.
Сделана в 1987 году. Впервые я услышал её на валаамском подворье в
Питере, в августе 1992 года, и впечатление осталось на всю жизнь... Качество:
mp3 CBR стерео, 320 кб/с RAR-архив, 136 Мб, 6% информации
для восстановления.
http://narod.ru/disk/18889925000/DAP1.rar.html или http://files.mail.ru/CBR2US
19. Хиландарский колокольный звон ________________ *
Хиландар — древний сербский монастырь на горе Афон. ** Кратима — от
греческого krataso "держу, задерживаю". Длинные мелодические вставки в
византийской церковной музыке — распевание бессмысленных слогов вроде
"те-ри-рем" или "эй-на-нэ". Древнерусский аналог кратим — аненайки
("а-не-не-не-на") и хабувы ("о-хо-хо-бу-ве"). Аненайки до сих пор
сохранились в крюковых книгах и пении православных старообрядцев.
"Одна
из текстовых особенностей византийских песнопений — добавление к
песнопениям мелодичных напевов. Это пение как бы символизирует пение
ангелов — прямая аллюзия на слова апостола Павла о "неизреченных
глаголах", слышимых в горних обителях.
Происхождение кратим
связано, по-видимому, с богослужебным чином церкви Святой Софии
Константинопольской, где они имели практическое назначение - они
"задерживали" (отсюда и название) богослужение, когда это было
необходимо (например, до прихода императора, который выполнял
определенные обязанности за богослужением), позволяя избегать долгих
пауз, столь отрицательно воспринимаемых православным литургическим
сознанием.
Кратимы и сейчас не вполне утратили свои утилитарные
функции: помимо придания праздничной службе большей торжественности, они
помогают типикарю или екклисиарху регулировать продолжительность
богослужения. На Афоне строго соблюдается древнее указание
Иерусалимского устава: "Должно есть екклисиарх имети опасство в
псалмопении и в чтении, да солнцу восходящу бывает отпуст". Попутно
заметим, что по той же причине неотъемлемую принадлежность афонских
храмов составляют часы с боем. Пение "Богородице Дево" с териремом может
продолжаться от 40 минут до полутора часов". (М. Клименко.
Особенности совершения всенощного бдения в монастырях святой Горы Афон)
Драгослав Павле Аксентиевич
(Аксентиjевић) (род. 20.04.1942, Белград) —
сербский певец (тенор), регент и иконописец, исполнитель и пропагандист
традиционной сербской музыки, как церковной, так и народной. Закончил
Академию изобразительных искусств в Белграде со степенью магистра по
классу проф. Мила Милуновича. Наряду с живописью занимается древней
сербской, византийской и греческой музыкой. Поет в сопровождении
небольшого хора по нотным расшифровкам сербских невм (выполненным
Институтом музыкознания в Белграде), а также по сделанным им самим в
Греции нотным записям устной певческой традиции. Успешно гастролировал
на родине и за рубежом (Россия, США, Германия, Франция, Греция, Австрия и
др.). В сентябре 1988 г. получил первый приз за интерпретацию
византийских напевов на Международном фестивале в Кардице (Греция), а в
1990 г. — приз Международного фестиваля в Москве и приз "Радио
Инсбрука" (Австрия) за интерпретацию старинной музыки. Лауреат многих
югославских премий. Участвовал в съемках фильма "Боj на Косову"
("Косовская битва", 1989), в радио- и телепередачах и концертах. Прошло 8
персональных и несколько совместных выставок его работ. В храмах бывшей
Югославии Аксентиевич написал 9 иконостасов.
Павле Аксентиевич -
один из самых авторитетных специалистов в области сербской духовной и
народной музыки, певeц и художник. Признанный ученый, обладатель
нескольких международных премий за выдающийся вклад в развитие культуры,
Аксентиевич в 2000 году вместе со своими молодыми коллегами создал
коллектив Zapis, в репертуаре которого основное место принадлежит музыке
сербского и византийского богослужения. Хор интенсивно гастролирует на
территории бывшей Югославии и за ее пределами, участвуя в международных
хоровых фестивалях и записывая диски. Вместе с ансамблем Zapis Павле
Аксентиевич создает программы, посвященные сербской народной музыке.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".