Я романс слушаю нечасто. Сейчас, слушая Агафонова, не могу избавиться от ощущения, что ранние записи Погудина мне ближе. Что это – вульгарность/неразвитость вкуса?
Романс и требует легкой вульгарности. Он, в сравнении с более "серьезными" формами, подобен мелодраме против Гёте и Шиллера. Не зря в России были так популярны цыганские исполнения с преувеличенными страстями и легкой порчей языка. Агафонов мягко следовал этой традиции, чему способствовал не только тип его дарования, но и стиль его неустроенной жизни: концерты в дворовых клубах, отсутствие перспектив и быстро уведшее его в могилу пьянство. Как принято у нас, признан был посмертно и его диски пользовались немалым успехом.
Спасибо за "идеальное" разъяснение: прочтя его, полностью с Вами согласился. Я бы чуть развил мысль и предположил, что составная часть искусства исполнять романс – как раз в том, чтоб не допустить "качественного перехода" вульгарности в пошлость. Со всеми приличествующими оговорками, мне кажется, что Погудин – чуть вульгарнее Агафонова; Лещенко – чуть вульгарнее Погудина; цыгане – заметно вульгарнее всех. Мне ближе всего (хоть и слушаю совсем нечасто) – Погудин и Лещенко; цыгане обычно после 2-3 вещей пресыщают приторностью – впрочем, никогда не слыхал живых цыган в ресторане "с острой и горячей закуской" (вполне допускаю, что в этом случае цыгане – идеал).
Лещенко - это типичный "ресторанный" певец с соответствующим репертуаром и приёмами. Погудин - продукт старых дам с Питерского телевидения и радио, а потом - фирмы "Бомба". Такой конгломерат даже из гуано может слепить пулю. Бездарен как никто, да ещё и поёт всё подряд - от цыганских романсов до итальянских песен. Смех просто! Чем же он может нравится, если ни голоса ни сердца? Для меня - загадка...
Согласен с обоими суждениями! Погудин для меня – это несколько его ранних дисков (слышать современные исполнения и я не могу, особенно милы концертные записи на фоне холмов из букетов от благодарных поклонниц). Лещенко же – прежде всего, атмосфера: хоть и ресторанная, но небольшевисткая. У него были исполнения романсов, и под соответствующее настроение я на них вполне "откликаюсь". При этом я отдаю себе отчет, что в большой мере и Погудин, и Лещенко суть "приветы из детства", когда музыки не слушал
Наверное... А Агафонов - огромный мастер в своём жанре. И голос у него теплый,симпатичный. Друзья-почитатели его споили. А сердце было больное. Вот и не стало. Как-то по кладбищу бродил, смотрю - могила Аркаши Северного, совершенно заброшенная. Из этого же жанра, только ресторанно-блатной. А какой успех был... Да, он где-то на Волковском лежит, кажется (давно это было). А Агафонов на Северном, там вообще многие известные люди из артистического мира лежат.
И Северного послушать у меня иногда есть потребность – те же 1-2 раза в год – такой же, вероятно, привет из детства...
Мы недавно были в Таллине проездом, но успели подойти к могиле Северянина. Женщина, там работающая сразу поняла, что нам было нужно (распечатала нам план даже без нашей просьбы: мы только хотели понять, у какого из входов находимся). На могиле были четыре увядших розы, мы убрали и оставили две свежих, но не сообразили поменять воду – уже по дороге назад пришло в голову. Его ведь "подхоронили" к чужим людям: кажется, какие-то родственники последней жены не разрешали хоронить на их семейном участке.
Мне он кажется одним из самых светлых образов Серебряного века: от всей этой красно-футуристической братии бежал, как ладан от черта! Писал, присмотревшись к "братьям по цеху", что "не Лермонтова с парохода, а Бурлюков на Сахалин". А слава его прошла, извините, вместе с Россией как таковой...
Мне он кажется всё же немножко сладковатым, романтиком "до мозга костей". Но тем не менее - это большой поэт. В какой-то мере антипод Есенина, но такой же мастер.
Спасибо! Для меня эти записи - привет из советского детства, ибо, с подачи мамы, пластинки Агафонова были тогда заслушаны в нашей квартире до дыр. Из исполнителей романса обожаю Валентину Пономарёву, она НЕСРАВНЕННАЯ! Вот уж уровень, культура исполнительского мастерства! Иногда под настроение еще Брегвадзе бывает хорошо "зайдёт".
Присоединяюсь к освистанию Погодина, такая монотонность исполнения + нудная и скорбная "духовитость", эдакое скопчество(( Вот уж скука, аж зубы сводит. Куда ему романсы! Бежать бегом слушать кого-нибудь из Эрденко или Бузылёвых!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".