Има Сумак (Yma Sumac; наст. имя:
Сойла Аугуста Эмператрис Чаварри дель Кастильо; исп. Zoila Augusta Emperatriz Chávarry del Castillo; 13.9.1922,
селение Ичокан, провинция Кахамарка, Перу – 1.11.2008, Лос-Анджелес, шт.
Калифорния) – перуанская певица, обладательница уникального голосового
диапазона в пять октав. Она утверждала, что происходит из древнего инкского
рода, чем обусловлен выбор сценическго псевдонима Има Сумак (что на языке кечуа
означает "как красиво"). В свидетельстве, выданном перуанском правительством
говорится, что Има Сумак ведет свою родословную от последнего касика (вождя)
инков Атауальпы по линии матери, а её отец был испанцем. Прославилась в
Латинской Америке в начале 1940-х как исполнительница народных песен в
эстрадных обработках. Она не получила музыкального образования и не знала нот.
Уникальный голос Имы Сумак
сформировался к 13 годам и обращал на себя внимание окружающих. К большому
неудовольствию её родителей, она была приглашена на Аргентинское радио.Вскоре Южная Америка была очарована этим
удивительным голосом. Певица записала не менее 18 песен в Аргентине в 1943
году.В 1946 году она переехала в
Нью-Йорк, где вместе с мужем композитором Мозесом Виванчо и двоюродной сестрой
выступала в Inca Taky Trio. Весь мир узнал о ней в 1950 году после выхода
разошедшейся полумиллионным тиражом пластинки "Voice Of The Xtabay".
Её необычная вокальная техника – Има Сумак подражала крику птиц, шаманским
камланиям, звукам народных инструментов – намного опередила и эксперименты рок-авангарда
1960-х с синтезаторами и терменвоксами, и world music 1980-х с модой на
горловое пение и прочую экзотику. Пик карьеры Имы Сумак пришелся на 1950-е –
она спела в бродвейском мюзикле, снялась в ролях роковых красавиц в
голливудских фильмах "Тайна инков" и "Омар Хайям". В 1961
году Има Сумак вместе с Inca Taky Trio отправилась в мировое турне, в рамках
которого с благословения Хрущева и состоялись ее беспрецедентные шестимесячные
гастроли по СССР: Inca Taky Trio посетили 40 городов Советского Союза, они выступали
даже в заштатных клубах и Домах культуры.
Концерты Имы проходили в лучших
музыкальных залах мира, она стала «почётным послом» до тех пор практически
неизвестной в мире перуанской музыки.Внезапно
появившись на международном музыкальном олимпе полвека назад, она надолго
заняла принадлежащее ей по праву место уникальной «этно-дивы».Первые песни, записанные в США, напоминали пение
экзотических птиц. По словам музыкальных критиков, «индейские корни придавали
её пению отзвук мистических традиций Южной Америки, а европейская классическая
постановка голоса позволяла ей виртуозно владеть экстраординарными вокальными
данными».
В конце 80-х годов прошлого
столетия ей предложили подвергнуть «ради науки» свой голос компьютерному
анализу. Она категорически отказалась, не желая быть объектом исследования. К
концу 1960-х её стали забывать, но в 1990-х вспомнили снова, в основном,
благодаря кинематографу (например, ее знаменитая песня «Ataypura» звучала в
фильме братьев Коэнов «Большой Лебовски»).В середине 90-х годов она ещё выступала в концертных
залах Западной Европы и её голос по-прежнему очаровывал слушателей. На её
пластинке завораживающие индейские экзотические мелодии идут вперемешку со
ставшими тогда популярными ритмами карнавальной румбы и заводного ча-ча-ча.В 1998 году вышел очередной альбом Имы под общим
названием Yma Rocks!, куда вошли её рок-опыты 70-х, в том числе Savage Rock,
Magenta Mountain, Remember, Medicine Man, Zebra, Parade и, конечно, El Condor
Pasa.Дискография коммерческих записей
певицы содержит более 150 песен.
В 1992 году в ФРГ на экраны вышел
документальный фильм о жизни и творчестве Сумак "Yma Sumak: Hollywoods
Inkaprinzessen". В 2006 году в Лиме прошла церемония награждения Имы Сумак
Орденом Солнца – высшей государственной наградой Перу, которую вручал лично
президент Перу Алехандро Толедо, и медалью Хорхе Басадре, присуждаемой Главным
национальным университетом Сан-Маркоса. Последние годы жизни она провела в доме
для престарелых, скончалась в возрасте 86 лет.
СD 1 Fuego Del Ande
01. La Molina (The Mill Song)
02. Flor de Canela (Cinnamon Flower)
03. Gallito Caliente (The Hot Rooster)
04. La Pampa y La Puna (The Plains and The
Mountains)
Суперспасибо!!!! Качаю. Чем Вас отблагодарить? Я увы не умею закачивать. Винила примерно 8 000, сидишников поменьше - вовремя интернет появился. Еще раз - огромнейшее спасибо!!!!!
Спасибо за выкладку. Очень хотелось бы услышать произведение, в котором все ПЯТЬ октав используются. Особенно. если учесть что диапазон всего человеческого голоса (от баса до колоратуры) - ЧЕТЫРЕ октавы. Речь идет о певческом диапазоне. Еще в давние времена читал про Иму Сумак всякие небылицы, очень хотелось послушать. А когда послушал (существенно позднее) оказалось интересно, но ожидания даже приблизительно не оправдались. Рычащая колоратура, такое осталось мнение. Бурлакова Фрося примерно то же творила, когда мыла окна. Знатоки, что конкретно послушать самого-самого из Сумак?
У Фроси Бурлаковой нет таких высоких нот, уходящих в "ультразвуки", если можете услышать, конечно. В нижнем голосе Имы чего-то особо уникального нет, ее особенность - это самые высокие ноты, которые, вероятно, мало кем достижимы. Для оценки диапазона можно прослушать "Гимн солнцу" https://www.youtube.com/watch?v=XgdHsp9oJZ0
"Чунчо", Перуанские птицы https://www.youtube.com/watch?v=Ry7WgPZ_wok
"Она не получила музыкального образования и не знала нот." Ниже сказано: "...европейская классическая постановка голоса позволяла ей виртуозно владеть экстраординарными вокальными данными."
Постановка голоса не является синонимом музыкального образования. У многих, включая ряд великих, певцов не было "корочки", поскольку они нередко учились петь частным образом. И содержание этих занятий фактически не выходило за рамки освоения вокальной техники. А даже и те, кто имел формальное образование, не слишком налегали на предметы типа теории и истории музыки. Вокалист всегда живет только своим голосом. При этом знали они ноты или нет это вопрос из разряда риторических, но то, что они нередко учили что называется "со слуха", так это исторический факт. С другой стороны, не все ли равно знал ли ноты Карузо? Как писал Фуртвенглер в одной из статей, цитируя Толстого, что художник это 95% работы и только 5% таланта, только добавил, что без этих 5 никакого значения не имеют остальные 95.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".