В
искусстве Г. Виноградова жила та драгоценна традиция отечественной
вокальной школы, которая сформировалась Варламовым, Булаховым, Глинкою,
Даргомыжским: "Пение есть язык сердца, чувства и страсти... Музыке нужна
душа... Совершенство пения состоит в двух качествах - изяществе и
выразительности" (А. Варламов)
Эти слова могут служить прямой характеристикой вокальной манеры Георгия Виноградова.
Заслуженный артист РСФСР Георгий Павлович Виноградов имел очень
индивидуальное певческое амплуа. Природные вокальные данные, школа, творческие
интересы, наконец, время, когда он начинал свой артистический путь,
сформировали его как музыканта-лирика, чье искусство всегда было демократичным,
основывалось на непосредственном душевном общении со слушателями. Когда
Всесоюзная студия грамзаписи несколько лет назад готовила к выпуску пластинку с
записями старинных романсов в исполнении Виноградова, присутствовавшая на
прослушивании известная певица Н. П. Рождественская, в свое время ведущая
солистка Всесоюзного радио и частая партнерша Виноградова, сказала: «Я и сама
не заметила, как перестала придирчиво следить за всеми деталями исполнения, как
это бывает обычно на прослушиваниях. Меня всецело захватила музыкальность, очарование
тембра голоса; знакомые, иногда даже банальные мелодии некоторых романсов
вдруг отозвались в душе волнением и грустью, и защемило сердце...»
Профессионально заниматься пением Георгий Павлович начал
сравнительно поздно — в тридцать лет. Правда, еще в детстве, в Казани, он по
настоянию родителей пел в церковном хоре, где и постиг азы вокала. Потом, уже
учась на рабфаке, посещал как вольнослушатель классы скрипки и альта у профессора
А. А. Литвинова в Казанском музыкальном училище. Приехав в Москву и поступив в
Военную академию связи, стал активным участником художественной
самодеятельности. Певческая одаренность курсанта была замечена, и вскоре его
приняли в студию Московской консерватории.
В эту пору судьба свела начинающего певца с талантливым педагогом
М. Л. Львовым, консультантом вокалистов Всесоюзного радиокомитета. Много
ценных советов, секретов мастерства воспринял Виноградов от своего учителя.
Львов развил его природную чуткость к музыкальной фразировке, «поставил»
дыхание, выработал мягкую «атаку» звука, гибкость, эластичность и ровность
голосоведения. Словом, сделал из одаренного любителя профессионального
вокалиста. Убедительным результатом занятий явилось успешное выступление Георгия
Виноградова на Всесоюзном конкурсе вокалистов в 1938 году, где он стал
лауреатом. «Этот молодой вокалист наделен многими прекрасными качествами, —
писал после конкурса Вано Мурадели в газете «Вечерняя Москва». — Прежде всего,
это умный певец, знающий хорошо свои вокальные ресурсы. Он всегда верен
художественному чутью, не форсирует звук, не сгущает его. Вторая черта его
дарования — тонкое понимание исполняемого произведения и большое разнообразие
оттенков...
Знаменательно, что председателем жюри конкурса была В. В. Барсова,
с которой вскоре, став солистом Всесоюзного радиокомитета, Виноградов выступал
уже как партнер на концертной эстраде и у микрофона. «Для меня, — говорил Георгий
Павлович, — Валерия Владимировна была не только великолепным партнером,
замечательным другом, но и прекрасным педагогом. У нее я учился
профессионализму, полной самоотдаче в работе, настойчивости и
неудовлетворенности». В ансамбле с Барсовой Виноградов осуществил одну из
лучших своих записей — Дуэт Ромео и Джульетты П. И. Чайковского. На пластинке,
подаренной ему выдающейся певицей, — надпись: «Моему лучшему Ромео. В. В.
Барсова».
Обладавший небольшим по силе лирическим тенором красивого тембра, с редкой, какой-то интимной проникновенностью интонации, чарующей дикцией и искренностью переживания, Виноградов обещал стать большим мастером камерного репертуара. Но певец, очень скоро соблазнился популярностью, пришедшей к нему с исполнением ряда модных в то время танцевальных песенок и почти без колебаний сошел на колею "лёгкого” жанра (а с ним и легкого успеха), вовсю эксплуатируя свой обаятельный тембр и "тепло” интонации, со временем перешедшую в некоторую слащавость.
Уволившись с Радио, Виноградов пришёл в Джаз-оркестр п/у М. Блантера. В войну работает в военных ансамблях; с 1943 по 1951 был солистом ансамбля песни и пляски Сов. Армии. Крепко поздорив с "большим начальством” военного ведомства (по другой версии - "перебрав” на дипломатическом приёме Ансамбля в Варшаве и "пославший" какого-то генерала на ненормативной лексике), был отчислен из Ансамбля с формулировкой "-30” (т.е. он не имел права выступать в 30 самых крупных городах СССР), что практически означало конец его успешной певческой карьеры.. В 60-х годах работал преподавателем в Эстрадной Студии. Первый исполнитель целого ряда советских песен.
ТРЕК-ЛИСТ:
Сторона 1
В лесу прифронтовом (М.
Блантер — М. Исаковский) — 3.08
Морские волки (М. Блантер —
В. Лебедев-Кумач) — 3.25
Дороги (А. Новиков — Л. Ошанин) —
3.12
Играй, гармонь (Л. Бакалов —
В. Карпов) — 2.51
Золотая звезда (И. Дунаевский
— М. Исаковский) — 3.20
Дальняя сторожка (И.
Дунаевский — Е. Долматовский) — 3.26
Краснознаменный ансамбль песни и пляски
Советской Армии (1,3)
Оркестр Всесоюзного радио п/у В. Кнушевицкого (2, 4)
И. Дунаевский, фортепиано (5)
Хор Центрального Дома детей железнодорожников,
оркестр Всесоюзного радио
Дирижер И. Дунаевский (6)
Сторона 2
В городском саду (М.
Блантер — А. Фатьянов) — 3.15
Пшеница золотая (М.
Блантер — М. Исаковский) — 4.25
Я иду по Москве (А.
Островский — Я. Белинский) — 3.31
У нас в общежитии свадьба (С.
Кац — Н. Доризо) — 3.06
Лирическая песня (М.
Блантер — М. Вольпин) — 2.14
Московская песня (М.
Блантер — А. Коваленков) — 3.25
Оркестр Всесоюзного радио
Дирижеры:
В. Кнушевицкий (1, 4, 6), А. Цфасман (5), С. Кац (3)
Прошу нижайше прощения! Сама виновата. Всё скачивается. Ура!!! С детства слышала этого певца и очень полюбила и его тембр, и его манеру исполнения, и вообще романсы и песни, старинные, русские и советские.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".