Это, безусловно, часть нашей истории и нашей культуры. Отношение к ним может быть плоско однокрасочным, может быть сложным, но сохранить нужно и помнить нужно. Пафос и патетика всегда легко поддаются осмеянию, не всегда поднимаются до "Вставай, страна огромная!" всему своё место и своё время. Ведь даже светловская "Гренада" - это героизация незаконного вооружённого бандформирования... Спасибо за добротную подборку. Некоторые вещи я очень даже люблю.
С другой стороны, в этих подборках присутствуют песни, к комсомолу имеющие опосредованное отношение, а то и вовсе не имеющие такового. И, кроме того, подлинные шедевры - Прощание с Братском, например. Мльчишки, Я шагаю по Москве, Сережка ольховая и Первая любовь - это вообще лирика. ЛЭП-500 и Бирюсинка - двойного назначения, но ведь одни из лучших!
Я бы сказал, что комсомольский пафос обыгрывает тему вечной молодости, разумеется в языческой ее версии. Поэтому в копилку шли все лиричные песни о прожитой жизни.
Если коротко, то ситуация с советской эстетикой мне видится следующим образом. “Русские мальчики” обладали огромным религиозным потенциалом, который преображал даже такой секулярный феномен как социализм. Бесконечно жаль, что самое лучшее и чистое было брошено на служение суррогатным ценностям. Сквозь идеологическую завесу в произведениях искусства явственно просматривался талант и искренняя жертвенность. Когда же идеологический контроль на мгновение ослабевал, то появлялись настоящие шедевры.
Но изначально поврежденные идеи не могли не выродиться в пошлость. И комсомольцы 60-х - те из них, что не прибились к храму, теперь находятся в удручающем положении:
Возможно я невнимательно прослушал все “комсомольские” песни, но у меня не сложилось впечатление, что они про Родину и патриотизм. Наоборот, их пафос, как я уже писал, глубоко религиозен – это чаяние вечной жизни. Но под вечностью понимается всего лишь повторяющийся цикл поколений, что несомненно вульгарный околоязыческий суррогат истинной вечности.
Что касается патриотизма вообще, то в социализме он никогда не был конечной целью в отличие от национал-социализма. Надо почаще вспоминать декларации отцов основателей. У пролетария нет отечества. Но как объяснить это людям, умирающим на фронтах? Поэтому патриотизм и обрел вторую жизнь.
Но это в нулевом приближении. При более точном рассмотрении, действительно когда главной целью и смыслом человеческой жизни провозглашается любовь к Родине, то эта цель суррогатна.
Мда... как говорится - ищущий - да найдет. Или - "и каждый думал о своем, о самом дорогом". А еще проще - проекция. Что у вас в голове - то вы находите и в этих песнях, и в "человеческой жизни". Предрекаю множество похожих удач и в будущем.
"...Бесконечно жаль, что самое лучшее и чистое было брошено на служение суррогатным ценностям. Сквозь идеологическую завесу в произведениях искусства явственно просматривался талант и искренняя жертвенность. Когда же идеологический контроль на мгновение ослабевал, то появлялись настоящие шедевры. "
"...их пафос, как я уже писал, глубоко религиозен – это чаяние вечной жизни. Но под вечностью понимается всего лишь повторяющийся цикл поколений, что несомненно вульгарный околоязыческий суррогат истинной вечности.
Что касается патриотизма вообще, то в социализме он никогда не был конечной целью в отличие от национал-социализма. Надо почаще вспоминать декларации отцов основателей..."
Да Вы-то хотя бы сами понимаете, о чём Вы пропагандируете???
Перечисленные так называемые "песни" - чистой воды комсомольские агитки... Но не следует забывать, что комсомол - это не что-то такое нечто абстрактное. Это КОММУНИСТИЧЕСКИЙ союз молодёжи.
Видимо, те, кто находит в этих песнях "лирику", слышали когда-то эти "песни" по радио, но не имеют ни малейшего представления о той многоступенчатой партийной ЦЕНЗУРЕ, которой подвегалась каждая буква, каждая запятая, каждая нота... Цензуре ЖЕСТОЧАЙШЕЙ и беспощадной...
Что касается убедительности Ваших "рассуждений" о том, "...что комсомольцам 20-х было по плечу, комсомольцам 80-х пох... " - здесь Вы убедительны... Убедительны, когда уровень "рассуждений об искусстве" опускается ниже пояса... Знакомый почерк... Очень жаль, что кому-то приходит в голову выкладывать на сайт "Погружение в классику" банальные агитки из арсенала коммунистического воспитания молодёжи.
Вот фамилии лишь некоторых, наиболее известных, воспитаных на этих песнях: Гайдар, Чубайс,Гусинский, Березовский, Абрамович, А.Собчак, К.Собчак, Нарусова, Прохоров, Зюганов, Дерипаска и т.д., и т.п. Вы никогда не сможете сказать, что этими "произведениями искусства" гордились академики Д.Лихачев и А.Сахаров, музыканты Ростропович, Вишневская, Шостакович,Темирканов, Лейферкус, Образцова - наши с Вами современники...
А как же "Песня о встречном", которую написал Шостакович? Которая, чисто по недоразумению не вошла в эти сборники? А что такое "встречный" Вы знаете? А то, что оперетта "Москва-Черемушки", любимая многими, насквозь пропитана советской пропагандой? Тоже ведь живет давно на сайте. Никто почему-то тревогу не поднимал. Забыл еще классику комсомольско-патриотического Шостаковича - "РОдина слышит".
Был ещё и Кабалевский, написавший, в том числе, и "Партия - наш рулевой", и "Реквием по Ленину" (???). Много чего было... Были и особые концерты в честь съездов и в честь очередной годовщины с участием ведущих певцов и танцоров ГАБТа.
"Как молоды мы были! Как молоды мы были! Как молоды мы были! Как верили в себя!"
А ещё:
"И сердце пылает в груди. ... (не помню уже) И Ленин - ТАКОЙ молодой! И счастье - оно впереди!"
По-моему, это самая зажигательная песня даже наших дней, зажигательнейшая прекраснейших и благороднейших чувств. Даже если нету комсомола - всё равно зажигательная. Даже если и Ленин не молодой - всё равно. Вот ведь где сила искусства, товарищи! Это всё равно что слушать мне (*атеистке) религиозную музыку и всей душою отдаваться экстазу религиозного чувства. А почему так? Потому что, как говорит мудрейший Путин, мухи - отдельно, слоны - тоже отдельно. На то и даден УМ человеку, чтобы не только всё в кучу смешивать, но и чтобы и различать в куче этой: иголку от сена, прочие плевела от зёрен, и так далее, товарищи. Не так ли?
Кстати, что тут выложено, я даже не открывала ещё. Как-то неинтересно пока. Лучше вон мессу Гайдна послушаю пока, товарищи. Или Баха. Так что ... так вот, в общем, товарищи.
Ооп-п-паньки! Четыре СД, содержащих Nazi-Propaganda... Я думал, по наивности, что только печально известный "Хведя" оставлял "следы" на сайте... Оказывается, что "Хведя" не одинок, есть и другие следы ...
Не удивительно будет, если их кто-то ещё из "бдящих" найдет и "пришьет" к сайту нацистскую пропаганду...
Когда российский прокурор, увидев Nazi-Propaganda... пришлёт "бумагу" за пропаганду нацизма - Вам мгновенно отшибёт память и мгновенно забудите ссылки на Proper Records.
Вы "перегибаете". Я никогда не был "удостоин чести" быть с Вами в одной комсомольской огранизации. Тем более, что о комсомоле Вы знаете только лишь из интернетовских агиток и из рассуждений полуграмотных "нашистских" агитаторов о комсомоле.
Моё предположение оправдалось. После образования при райкомах ВЛКСМ так называемых "молодёжных научно-технических центров" вся деятельность комсомола перетекла в бизнес. Поэтому об идеологической работе, уж простите за прямоту, Вы не имеете никакого представления, кроме "патриотических" речёвок. Вся остальная энергия комсомола очень быстро перетекла в кооперативы и банки. К 1990-91 г.г. от комсомола остались одни воспоминания, фамилии его "правильных" воспитанников, типа: Чубайс, Ельцин, Мавроди, Гайдар, Зюганов, Березовский, Гусинский, Абрамович и т.д., и т.п.
Страсти накаляются. Почему бы не встать на иную точку зрения и не смотреть на эти песни (совершенно различной художественной ценности) как на исторические документы эпохи, из которой большинство из нас вышло? Я не являюсь сторонником коммунистической идеи, не ностальгирую по комсомольской романтике, но - это БЫЛО. Давать этому моральные оценки можно и нужно, но закрывать глаза на такой своеобразный пласт советской культуры и идеологии, по-моему, совершенно нельзя. Да, мне могут возразить, что были и нацистские песни и гимны (в Германии) и какой-нибудь черносотенный фольклор - мол, давайте будем и их размещать на сайте. Но нацистская и антисемитская (вообще националистическая) пропаганда запрещена законом. Против коммунистической пропаганды в нашей стране законов нет. Мы, модераторы, не обсуждали вопрос об этой выкладке меж собой, выскажу свое мнение. Оно такое. У нас на сайте в основном бывает образованная и самостоятельно мыслящая публика. И без комсомольских (и любых других) агиток она имеет свои собственные политические убеждения. Вряд ли выкладка комсомольских песен всерьез может соблазнить каких-нибудь "малых сих". Не будем забывать, что речь идет не о реальной комсомольской действительности, а о воображаемом идеале. Реальность мы все хорошо знаем: "комсомольці - ленінці стали олігархами" и т.д. Поэтому прошу всех участников дискуссии к спокойствию и выдержке. Ладно? Если есть возражения - готов выслушать.
Кажется дискуссия переходит в фазу "передёргивания" темы разговора. Никто не отрицает факт существования раздела музыкальной культуры, называемого "Комсомольская песня". Но через разговоры о красоте мелодии присходит совершенно необоснованное преукрашение того исторического периода, к которому относится осуждаемая музыка. Вряд ли были в восторге от комсомольских песен и Д.Лихачев, и С.Королёв, и А.Туполев, и Н.Вавилов, и Г.Вишневская, и Е.Образцова и многие, многие милллионы жителей СССР. Не стоит делать вид, что все они, сидевшие в тюрьмах, лагерях и "шарашках", только тем и занимались, что комсомольскими песнями восхваляли партию и правительство. Вряд ли им. Им было не до этого. Так кто же ТОГДА восхищался этими песнями?
И ещё один нюанс. Не понимаю, как в выкладках на сайте "Погружение" может содержаться Nazi-Propaganda (http://intoclassics.net/load/5-1-0-1181). Даже, если нацистская пропаганда именуется нацистским свингом??? То, что мы сегодня знаем о холокосте, о преступления нацистов в СССР, в других европейских странах - делает НЕПРИЕМЛИМЫМ какую-либо форму пропаганды нацистских идей, даже через музыку "для настоящих арийцев". Думаю, что изучением наследия этого периода должны заниматься специалисты-историки. И вряд ли стоит пропагандировать ЭТУ музыку через выкладки на сайте. Обращаю внимание, что речь не идёт об анализе качества этой музыки. Речь идет о том, размещение на сайте "Погружение" в какой-либо форме Nazi-Propaganda вряд ли способствует высокой репутации сайта. И, кроме того, дает лишний козырь "борцам с экстремизмом", который может быть использован для "наезда" на сайт.
Alex Rayev, когда вас уже забанят? Вы постоянно пытаетесь оскорбить пользователей, обвиняете людей, не впервой начинаете ненужные склоки, что приводит к закрытию тем. Такое поведение к культуре не имеет никакого отношения.
Дело не в несогласии, а в форме его выражения. Переход на личные оскорбления, обвинения, есть весьма шаткий способ "аргументации" противоположной позиции, впрочем за её отсутствием ничего иного кроме как поднимать крик и мазать грязью раздающего не остаётся.
В той выкладке столько же нацистской пропаганды, сколько в выкладке с концертом в честь дня рождения Гитлера с 9-й Бетховена (извините, некогда искать), где дирижировал Фуртвенглер. Все слушают Бетховена, и всем плевать на Гитлера. Недавно в Германии я купил ДВД с документальным фильмом "Das Reichsorchester", про историю Берлинского филармонического в нацистские времена - и никто в Германии не подаёт в суд на производителя этого диска или магазин за "пропаганду нацизма". Поэтому Ваши, Alex, опасения несколько преувеличены.
Уважаемый почитатель (kubra), я Вас понимаю. Может быть мои опасения и преувеличены. Возможно, что в Германии разрешают пропаганду нацистской истории. Но это ТАМ, у НИХ. Но то, если уравнять Бетховена и нацистский свинг.
"Уважаемый почитатель (kubra), я Вас понимаю". Вот так вот. Стало быть, других уважить и понять невозможно, а вот модератора - это да. Вот она, сила дресси... власти. Как я вас понимаю!
Да. Вы беретесь судить с чисто "комсомольским задором" о материях, о которых Вы не имеете даже малейшего представления. В том числе о ПРИМЛЕМОСТИ для России нацистской музыки и о неокрепших умах. У Вас нет аргументов, кроме Ваших "я так думаю". Мне не интересно с Вами дискутировать.
При наличии на сайте нескольких модераторов, которые отслеживают ВСЕ выложенные материалы и уж тем более не заинтересованы в разбирательствах с правоохранительными органами (нам правообладателей хватает) - могу всех заверить, что нацистская пропаганда не продержалась бы здесь и суток. Равно как и любая другая идеологическая пропаганда. Странно было бы закрывать пост с оперой, написанной "Ким Чен Иром" на основании подозрений в пропаганде идей чучхе. Эпоха комсомольских песен давно (и, надеюсь, безвозвратно ушла). Стоит ли пинать мертвого льва? Это уже объект изучения историков, а не политика сегодняшнего дня. Не хочется в очередной раз закрывать опцию комментирования материала.
Я думаю, что есть идея, а есть ее более или менее удачная реализация. Я вот вчера был Раскольниковым: когда в сугробах заглох троллейбус, я потребовал у кондукторши деньги за недосостоявшияйся проезд (не денег ради, но правды для. Счастье для всех! даром! и чтобы никто не ушел обиженным!). Она естественно, отказалась, да еще и стала оскорблядь меня, и как нормальная ТП, получила по морде. Денег никто не получил. Надеюсь, потом она купила топор и зарубила себя.
А как высок был мотив! Это и есть мои и хилиазм, и вавилон и царство небесное.
На этой жизнеутверждающей ноте дискуссия завершается в принудительном порядке как изжившая себя и выродившаяся в глухариный ток
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".