Энвер Измайлов (EnverIzmaylov, 12.06.1955) - украинский
крымскотатарский музыкант, виртуозный гитарист, композитор, известный
пропагандист гитарной техники "тэппинг”. Народный артист Украины.
"Когда Энвер Измайлов исполняет свою
музыку, трудно поверить, что играет он на гитаре. В руках музыканта она звучит
всегда по-разному: то, как старинная лютня, то, как восточный народный
инструмент, то, как современная электронная установка. Энвер играет на гитаре
обеими руками, почти как на фортепиано. ...метод игры называется
"тэппинг" - он позволяет музыканту извлекать из инструмента самые
неожиданные звуки. Иногда Измайлов использует для игры на гитаре такие
необычные предметы, как граненый стакан или носовой платок. Первым он водит по
струнам, создавая эффект нескольких синтезаторов, второй подкладывает под
струны, заставляя гитару имитировать звучание чембала. Энвер Измайлов вырос в
Фергане, куда его семью выслали вместе с другими крымскими татарами в период
сталинских репрессий. На гитаре выучился играть сам. Единственной его школой
были народные узбекские свадьбы, куда его приглашали небогатые люди, не имевшие
возможности позвать нескольких музыкантов, - там Энверу удавалось заменять
собой целый оркестр. Сейчас он много гастролирует - во Франции, Швейцарии, Германии,
Скандинавии, а также даёт открытые уроки игры на гитаре по приглашению высших
учебных заведений Европы." /http://www.peoples.ru/art/music/guitars/enver_izmailov/index.html/
"Тэппинг (с англ. tapping -
постукивание) - техника игры на струнном инструменте, когда звук извлекается
при помощи лёгких ударов по струнам на грифе с использованием правой руки
(pull-off/hammer-on в исполнении правой).Чаще всего используется на
электрогитаре. Метод может быть выполнен практически на любом из струнных
инструментов." /http://ru.wikipedia.org/wiki/Тэппинг/
Формат: Flac
Размер архива: 251 MB Продолжительность: 49:43 Источник: Интернет
Энвер играет на гитаре обеими руками, почти как на фортепиано. Изобретенный им метод игры называется "тэпинг"
Ну, допустим, изобрёл эту технику не Измайлов, а Джимми Уэбстер (см. приведённую статью из Википедии). Самым же известным представителем этой техники является Стэнли Джордан.
Это конечно не авторитетный источник, но: “Незалежно від західних гітаристів, Енвер Ізмайлов самостійно винайшов техніку теппінгу — прийому гри на гітарі, коли обидві руки лежать на грифі інструменту.” Перевод: “Независимо от западных гитаристов, Энвер Измайлов самостоятельно изобрёл технику теппинга – приёма игры на гитаре, когда две руки лежат на грифе инструмента.” /http://uk.wikipedia.org/wiki/Енвер_Ізмайлов/
Когда готовил релиз, читал и другие источники. Один из них процитирую: ”Для творчості Ізмайлова характерне поєднання особливостей фольклору кримських татар з власною виконавською манерою гри на електрогітарі, що спирається на винайдену ним на початку 1980-х років “десятипальцеву” техніку, яка дозволяє музиканту одночасно відтворювати мелодичну лінію, акомпанемент і бас. Ця техніка (tapping) була розроблена Ізмайловим самостійно, незалежно від американського гітариста Стенлі Джордана, який започаткував її у 1970-ті роки” Перевод: "Для творчества Измайлова характерно сочетание особенностей фольклора крымских татар с собственной исполнительской манерой игры на электрогитаре, что опирается на изобретенную им в начале 1980-х годов "десятипальцевую" технику, которая позволяет музыканту одновременно воспроизводить мелодическую линию, аккомпанемент и бас. Эта техника (tapping) была разработана Измайловым самостоятельно, независимо от американского гитариста Стенли Джордана, который изобрёл её в 1970-е годы " /Володимир Симоненко, Українська енциклопедія джазу, стор. 51-52, Київ-2004/ Эта книга у меня есть.
Измайлов окончил Ферганское музыкальное училище по классу фагота в 1979 году и Ташкентский институт культуры в 1990 году. Игре на гитаре учился самостоятельно. Джими Хендрикс тоже самоучка…
Вступать в дискуссию не буду. Не считаю себя специалистом. Сейчас или переделаю текст или совсем его удалю.
В англоязычной редакции Википедии есть такие строчки:
İzmaylov does not pluck the strings, but uses jazz tapping - an original technique of electric guitar playing when a musician plays with both hands on the neck by tapping on the strings with his finger-tips, as if it were a keyboard. He developed this technique to a climax simultaneously with, but not knowing of Stanley Jordan. /http://en.wikipedia.org/wiki/Enver_Izmaylov/
и: During the 1980s two-handed tapping developed much further with many players such as Stanley Jordan and Enver Izmaylov using a 2 or more finger tapping technique. /http://en.wikipedia.org/wiki/Tapping/
Извините! Но я не знал, что из-за этого “теппинга” будут проблемы…
Спасибо за выкладку! Знаком с творчеством этого талантливого самоучки давно. Таких музыкантов, на высочайшем уровне владеющих этой своеобразнй техникой игры на гитаре, кроме уже перечисленных, думаю, немного наберётся. Интересно было посмотреть его выступление в Донецке на выставке кованых изделий(!) (youtube). Удивительное сочетание как бы выкованной гитары (скелетообразногитароподобное!) плюс явно выкованный неслабый талант Энвера, прекрасно сочетались в незабываемой "Хава Нагиле", с блеском исполненной перед воодушевлённой публикой.
Фрагмент статьи известного в России джазового пианиста Михаила Альперина: “Его национальные корни ощущаются мгновенно. Манера и стиль исполнения, прикосновение к инструменту, аранжировка традиционных татарских, узбекских, болгарских мелодий порой увлекают в средние века, иногда навевают запахи раскаленной пустыни, то внезапно переносят воображение на южномолдавскую или болгарскую народную свадьбу с молодым вином, орехами, овечьей брынзой и, конечно, бесконечными танцами под звуки традиционного бас-барабана. Кто-то, возможно, вспомнит, как ни странно, современную электронную импровизационную музыку, в том числе рок. Но главное, по-моему - ЭНВЕР не подражает. У него нет никаких установок на музыкальные авторитеты в мире, и это замечательно. Даже тогда, когда на концертах он на бис играет "Таке 5" Брубека или песни "Битлз" на 7/8, это звучит всегда оригинально. Десятипальцевой техникой, которой он добивается то фортепьянного, то оркестрового звучания, включая различные виды ударных, пользуются немногие гитаристы в мире, самый известный из них - СТЕНЛИ ДЖОРДАН из Нью-Йорка, например. Однако в музыкальном смысле ничего вторичного в композициях ИЗМАЙЛОВА нет. Его имитации старинных народных инструментов, таких как узбекский дутар, турецкий уд, старинная лютня являются его авторским изобретением. Под его пальцами примитивная модель японской шестиструнной электрогитары звучит удивительно богато и разнообразно. Обилие красок-тембров достигается только с помощью специального "измайловского" туше-прикосновения к струнам на инструменте.” http://www.jazz.ru/pages/izmailov/
Послушал. Превосходный музыкант! На мой вкус, многовато у него токкатно-"поливных" номеров (со временем сливаться в голове начинают, хотя и с удовольствием отмечаю его блестящую моторику и "гоночные" способности), но лирические композиции и те, где нет столь стремительных скоростей, меня привлекли больше. Трудно удержаться от сравнения со Стэнли Джорданом (слишком уж они разные музыканты), но если Джордан в мелодических линиях больше использует верхний регистр гитары (от второй октавы и выше), что постепенно от пьесы к пьесе начинает приедаться, то Измайлов более разнообразен в диапазоне инструмента. Номера с восточным колоритом хороши! (Я вообще люблю джаз с ориентальными красками). Интересно в одном номере сочетание электрогитары с дельневосточным горловым пением - это уже кроссовер. Было бы интересно послушать что-нибудь ещё из Измайлова.
Уважаемый Василий, спасибо за выкладку и возможность знакомства с интересным музыкантом.
Буду признателен, если бы Вы что-то из них выложили. Как сможете.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".