Музыка и пение сопровождали еврейское богослужение еще в библейскую эпоху. Однако привычная нам ашкеназская литургическая музыка (хазанут) намного моложе – эта музыкальная традиция зародилась в Центральной и Восточной Европе в XIX – начале XX века. Ее появление было вызвано желанием более богатых и образованных евреев сделать еврейское богослужение не только «благочестивым», но и красивым. При этом ориентиром, естественно, служила музыка, звучащая у соседей: на домашнем концерте в гостиной, в оперном театре, в городском парке, где играл оркестр расквартированного в городе полка. (Последнее характерно, прежде всего, для гурских хасидов, которые и по сей день молятся под марши, мазурки и даже вальсы.) Разумеется, не обошлось и без влияния церковной музыки, хотя прямых заимствований все-таки старались избегать. В довоенной Европе едва ли не в каждом городе с большой и состоятельной еврейской общиной была хотя бы одна синагога, где по субботам и праздникам богослужение вел профессиональный кантор, обычно при участии хора. Кроме того, от местечка к местечку кочевали «бродячие» канторы и певчие, готовые за небольшую плату порадовать своим искусством местных евреев. Жизнь местечковых канторов описал Шолом-Алейхем в романе «Йоселе-соловей». Некоторым канторам удавалось сделать свои выступления частью местной культурной жизни, привлекавшей не только евреев, но и христиан. Среди тех, кто регулярно ходил в синагогу «на кантора», был, по слухам, блаж. Папа Иоанн Павел II (еще в бытность свою Каролем Войтылой). В ХХ веке центр еврейской литургической музыки переместился в Америку, куда в разные годы перебрались многие выдающиеся канторы: Александрович, Розенблат, Квартин, Кусевицкий. Да и в других западных странах евреи сохранили любовь к хазануту, так что для многих синагог найти хорошего кантора являлось делом чести. Хазан (кантор) — (на иврите шлиах цибур), «посланник общины», которому доверена общественная молитва. Он как бы представляет в час молитвы общину евреев перед Всевышним. Слово хазан происходит от древнееврейского корня «хаза», смотреть. Так в древние времена называли смотрителей Иерусалимского Храма, помощников коэнов-священников. Название перешло затем к служителям при синагогах. Хазаны читали отрывки из Торы во время молитв, обучали малышей чтению, помогали меламедам (учителям взрослых детей). В более поздние, талмудические, времена в маленьких общинах хазаны являлись одновременно учителями, раввинами и чтецами Писания. В дальнейшем хазанам помогала группа людей, ведущая с ними мелодию молитвы. Так развился хазанут, искусство коллективного пения при чтении общественной молитвы. Синагоги с традиционным хазанутом стали называться хоральными. Хазан — человек, обладающий отлично поставленным голосом, обученный вести правильную мелодию молитвы, орнаментированную вариациями и теми приемами, которые вырабатывались веками. В хазаны выбирались наиболее праведные люди из обладавших сильными и приятными голосами. Кроме того, хазан должен был удовлетворять ряду требований: женат, не слишком стар и не слишком молод, обладает приятной наружностью, безукоризненно ведет себя во время синагогальной службы, находится в хороших отношениях со всеми. Искусство хазанута наиболее прославленные хазаны передавали по наследству. Хазан Гавриэль Нахум Орен родился в Будапеште, в 1955 году. Его семья частично погибла в Катастрофе еврейского народа во время Второй Мировой войны. Именно поэтому в творчестве Орена прослеживается стремление к увековечиванию памяти погибших во время Холокоста (на этом диске записан напев El male rachamim, посвященный жертвам этой трагедии). Учился в школе канторского пения "Bilu School" (США). Во время прохождения военной службы в Армии обороны Израиля, Гавриэль Орен был кантором Военного раввината. Сейчас он кантор одной из синагог в израильском городе Герцлия. Периодически выступает с концертами в различных концертных залах Израиля.
На выложенном диске представлены два направления традиционного еврейского певческого искусства: традиционный синагогальный хазанут - богослужебные песнопения на древнееврейском языке и несколько народных ашкеназских песен на языке идиш. Гавриэль Орен поет в сопровождении синагогального хора "Гейхал а-баним" п/у Шимона Когана.
Треклист:
1. Ki Lekach Tov (молитвенное песнопение, иврит) 2. A Yidishe mame (ашкеназская народная песня, идиш) 3. Adon Olam ("Царь мира", молитвенное песнопение, иврит) 4. Sheibane Beith haMikdash (молитвенное песнопение, иврит) 5. Rozinkes mit mandlen (ашкеназская народная песня, идиш) 6. Kedusha Shabbat (молитвенное песнопение на благословение субботы, иврит) 7. Shema Israel ("Слушай Израиль", молитвенное песнопение, иврит) 8. Sol o kokosh mar (молитвенное песнопение, иврит) 9. Shalom Yerushalaim (молитвенное песнопение, иврит) 10. Im ein ani li mi li (молитвенное песнопение, иврит) 11. El male rachamim (молитвенное песнопение, посвященное Ореном памяти жертв концлагеря Берген-Бельзен, иврит)
Формат flac потрековый, самораспаковывающийся архив RAR общим объемом 327Кб
Ссылка для скачивания:
http://narod.ru/disk/22809419001/Gabriel%20Oren.rar.html
Israel, Raanana, 2002.
|