Вымирающая деревня: Опыт санитарно-экономического исследования двух селений Воронежского уезда.
Издание второе
Санкт-Петербург: "Общественная польза", 1907.
Андрей Иванович Шингарев — дворянин, народник, врач, кадет, министр земледелия во Временном правительстве, сохранивший личный авторитет даже при падении авторитета кадетов, павший одной из первых жертв разбуженной им российской революциию (убит анархистами).
«С 1895 по 1907 годы Андрей Иванович земский врач в Воронежской губернии. Местом его работы становится Землянский уезд, Воронежской губернии, село Малая Верейка. «Для начала он поручает мнe купить ему хату в нашей деревне, хата-изба была куплена ему за 60 рублей. Он въезжает туда вместе с женой и открывает там прием больных с платой по 5 к. с каждого на свое прожитие, а бедных и совсем бесплатно. Лекарство дает местное земство, вся остальная работа лежит на А. И.: он разливает лекарства, делает порошки, принимает больных, днем и ночью – пишет его друг с юношеских лет А. Хрущев» (Хрущев А. Андрей Иванович Шингарев и его жизнь и деятельность. - стр.18.).
В виду огромной пользы его деятельности, в его распоряжение предоставлено было 600 рублей в год для найма помещёния для больных и амбулатории (воронежцы одними из первых стали создавать межуездные врачебные участки с больницей, которые охватывали глухие села 2–3 уездов). С 1897 г. Шингарев заведует небольшой земской больницей в с. Большая Верейка Землянского уезда.
Шингарев становится вдохновителем всех прогрессивных течений в земстве. Он исследует санитарные условия жизни, изучает крестьянский бюджет и бюджет земства. Результатом первых лет напряженной работы стала книга Андрея Ивановича «Вымирающая деревня», вышедшая в 1901 году. В ней дан глубокий анализ социально-экономических условий жизни российского крестьянства. Шингарев заострил внимание «общественности» на бедственное положение крестьянства в целом, т.к. исследуемые селения он неоднократно называл «типичными» для всей России. Конкретными неутешительными цифрами Шингарев подтвердил давно известное бедственное положение крестьян: голодовки, бедность, высокий уровень смертности (особенно детской) и заболеваемости заразными болезнями, невежество, малоземелье и безземелье. «Вымирающая деревня» стала определенной вехой в развитии земского либерального и умеренно-народнического движений и формировании сочувствующего им общественного мнения».
Источник: очень хорошая биография на отличном сайте, посвященном Шингареву..
На этом же сайте для воскресного чтения настоятельно рекомендую к прочтению исследование Шингарева «Вымирающая деревня», особенно тех, у кого недостаточный иммунитет к творениям французскобулочников.
Вот фрагменты жизни и быта воронежских сел, которым покровительствуют земства и народники, жители которых все-таки располагающих возможностью учиться и пользоваться медицинской помощью, а также подрабатывать в городе и в собственных селах:
«Несмотря на то, что школа в Н.-Животинном существует уже десятка два с половиною лет, всё ещё грамотных весьма немного. Так в самом Животинном всего 43 грамотных мужчины и 4 женщины, 12 полуграмотных мужчин и 2 женщины, в Моховатке же грамотных мужчин 21 человек, полуграмотных – 4, женщин грамотных или полуграмотных нет ни одной. Сопоставляя эти цифры с имеющимися данными о составе населения, получим следующее:22 В Н.-Животинном мужчин от 10–60 лет 198 чел., из них грамотных и полуграмотных 74 чел., т.е. 32,7%; женщин от 10–60 лет 211 чел., из них грамотных и полуграмотных 6 человек, т.е. 2,2%. В Моховатке мужчин от 10–60 лет 156 человек, из них грамотных и полуграмотных 25 чел., т.е. 16%; женщин от 10–60 лет 168 чел., грамотных и полуграмотных нет» (С.21-22)
«в настоящее время в Животинном посещают школу меньше половины всех мальчиков и меньше 1/5 всех девочек. В Моховатке 3 школьника на всю деревню являются в своём роде исключением среди поголовного отсутствия детей в школе. – А между тем большое и просторное школьное здание может свободно вместить всех детей школьного возраста Н.-Животинного и Моховатки, т.е. до 100 и больше человек; в школе имеется даже отдельная комната для ночлега детей, построенная именно в виду отдалённости от школы д. Моховатки»(С.22)
«самая большая изба в д. Моховатке, имеющая 229,2 (209,5 без печи) куб. арш. воздуха внутри и принадлежащая зажиточному крестьянину – вмещает в то же время 22 человека семьи, так что на каждого приходится лишь 9,5 куб. арш., т.е. чуть не «гробовое» количество воздуха»(С.32)
«Но если вообще количество воздуха в избах недостаточно, а иногда и крайне недостаточно для живущих там людей, то к этому присоединяется ещё почти полное отсутствие искусственной вентиляции, так что зимой воздух избы вентилируется лишь естественным путём, т.е. через стены, потолок и прочее, или в те только моменты, когда топится печь или отворяется дверь. А между тем именно зимой в избе находятся налицо, помимо людей, ещё всякие домашние животные: телята, овцы с ягнятами, поросята, куры. В иных случаях даже коров загоняют в избу телиться. Животные не только потребляют кислород воздуха, но и отправляют свои естественные потребности здесь же, окончательно портя воздух. В больших избах, где со значительным численным составом семьи живёт обыкновенно и больше скотины, порча воздуха достигает крайних пределов. – Если при этом добавить, что больные, старые хилые и малолетние члены семьи также отправляют свои нужды в избе, иногда прямо на пол, что в этой же избе «мычут намыки», т.е. треплют мятые стебли конопли, чтобы отделить волокна от мелкой кострики, что здесь же стряпают, сушат одежду, обувь и сбрую, курят махорку, то станет вполне понятным качество воздуха зимой в избе. Когда дверь долго не отворялась, а печка ещё не топлена, т.е. рано утром после ночи, воздух во многих избах бывает так плох, так зловонен и переполнен всевозможными испарениями людей, животных, земляного пола и грязной одежды, что у вошедшего с улицы непривычного человека захватывает дух, начинает кружиться голова и теснит в груди чуть не до обморока. Это и есть, по всей вероятности, тот сказочный «русский дух», который везде различишь, и в котором, по народной поговорке, «хоть топор вешай»(С.33)
«Паразиты, живущие собственно на человеке, вши и блохи, встречаются, конечно, во всех избах без исключения, находя везде на человеческом теле и пищу и тепло. Недостаток смен белья, которое носят подолгу, не снимая, а особенно редкое омовение тела и грязь служат достаточными тому причинами. Моются животинские и моховатские обыватели весьма редко и даже летом далеко не каждую неделю и не все купаются в Дону. Зимой моются и того реже. Баня большая редкость. В Моховатке их всего две и в них моются обитатели 36 дворов, а [крестьяне] из остальных 34-х дворов в бане вовсе не моются. В Н.-Животинном тоже две бани, но одна из них уже почти развалилась, её никак не поправят и в ней почти не моются, другая баня весьма своеобразна и заслуживаете более подробного описания. Это баня-землянка»(С.45)
«Относительно трупов палых животных едва ли предпринимаются жителями какие-либо меры предосторожности. Трупы мелких животных: кошек, собак, кур, валяются по улицам и на задворках, пока не сгниют окончательно. Палых лошадей и коров вывозят в поле, где обдирают с них шкуры, а трупы бросают где-нибудь в овраг или просто у края дороги на произвол судьбы и бродячих собак. − Однако, так поступают не всегда, и много палых коров и лошадей зарыто прямо на дворах, там же, где были ободраны. Причиной этому − значительное количество безлошадных дворов и дворов с одною лошадью. Когда в таких дворах падёт корова или лошадь, вывозить труп в поле не на чем, соседи дают лошадей неохотно, а то я вовсе не дают, боясь заразы, и приходится зарывать скотину у себя же на дворе»(С.51-52)
«Годовой рабочий получал 60 руб., работница − 36 руб. (плюс паёк провизии), полетчик − 40 руб., полетчица − 24 руб., месячные рабочие − весной 6 руб., летом 7 руб., зимой и осенью 3 руб., работницы − весной 5 руб., летом 6 руб., зимой 2 руб. − Подёнщики на своих харчах − 1890−1900 гг.
46 Цены приведены со слов крестьян.72 весной и осенью 25 коп. в день, летом − 35-40 коп., зимой − 20 коп. Подёнщицы − весной и осенью 20 коп., летом 30 коп., зимой 15 коп»(С.71) «есть дворники, сторожа, караульщики, кучера и конюхи, половые в трактире, зарабатывающие от 60−80 руб. в год и домашняя прислуга − женщины, заработок которых не превышает 40−50 руб. и, наконец, кормилицы с 60 руб. вознаграждением в год. Большинство служащих и многие из дворников, конюхов и пр. круглый год живут в Воронеже, являясь на [малую] родину лишь к престольным праздникам.(С.77)
«Целый ряд дворов, не имеющих возможности купить капусты, огурцов, мяса; целые семьи − без молока в течение круглого года! Да разве это не хроническое недоедание, не ужасная постоянная нищета, питающаяся ржаным хлебом, изредка кашей, и опять-таки хлебом и больше ничем. Не могу здесь передать того тяжёлого впечатляя, которое на меня произвёл опрос нескольких домохозяев, где не было капусты. Что мяса мало едят в деревне − для меня, родившегося и выросшего в деревне 66*, − это было давно известно, что есть семьи, лишённые молока, предполагалось известным уже a priori, но чтобы в крестьянской семье не было зимой кислой капусты, я уже никак не ожидал. «Да как же вы щи варите?!» − невольно 87 вырвался у меня наивный вопрос, так твёрдо я верил, что традиционные щи, хотя бы и без мяса, должны быть везде. «Щи, − отвечал мне равнодушным голосом старый больной хозяин, − да мы их вот уже года полтора не хлебали»... Кажется, незачем в этих случаях высчитывать белки, жиры и углеводы, суточные нормы и прочее, что следует по гигиене, и уже заранее можно сказать, каковы будут эти нормы! Ничтожное потребление населением чая и сахара − факт давно известный относительно русской деревни. Эти продукты не по плечу ей; особенно они недоступны бюджету безземельных или на «нищенском наделе» сидящих крестьян. Ну что такое, например, представляет 115 фунтов сахару в год для всей Моховатки, где 70 семейств и 520 душ населения, − по 2/10 фунта в год на человека − количество почти невесомое, допустимое лишь в том случае, если чай, например, пить с сахаром не «в накладку» и даже не «вприкуску», а «вприглядку», как шутя любят говорить крестьяне. Впрочем, чай в Моховатке тоже не потребляется»(С.86-87)
«Население, переживши тяжёлые голодные 1891 и 1892 годы, обессиленное, вымерло от занесённых Бог знает откуда, заразных болезней, вымерло в необычайной пропорции, и смертность в этом году дала в Н.-Животинном 108‰, а в Моховатке 157‰, т.е. вымерло в первом селении десятая часть всех жителей, а во втором почти одна седьмая!»(С.104)
«в обоих селениях на 23 человека мужчин сифилитиков обнаружено 38 больных сифилисом женщин. Для мужчин это составит 4,1% к населению, а для женщин 6,4%.»(С.109)
«Общая средняя смертность, вычисленная к среднему населению, даёт за указанный период времени для Н.-Животинного 5,07 на 100 жителей, а для Моховатки – 4,74.»(С.132)
«с повышением срока кормления уменьшается % детей, гибнущих до 1 года. Наибольшее количество женщин (58%) кормит детей до 1,5 лет, и в этой группе только 1/3 детей умирает на первом году жизни; при кормлении детей грудью менее полугода, а особенно при искусственном вскармливании смертность резко повышается, достигая того, что почти 2/3 детей не доживают и года»(С.178)
Поэтому организовал реформу в ходе которой из 2.7 миллионов переселенцев умерло голодной смертью 100 тысяч, из разорившихся 800 тысяч вернулось в общины, 700 тысяч не имея возможности вернутся были вынуждены заниматься бродяжничеством.
Кошмар... "Унижен дух человеческий"! Значит, революция не на пустом месте возжглась! И эффективность реформ Столыпина - ещё один "исторический" миф! Большое спасибо! :appl:
Боюсь читать... А как же мы все выжили? Хотя, впрочем, о чём я спрашиваю.... Сейчас в деревне на Украине продают чужие фрукты и овощи.... И цены выше, чем в городе....
Огромное спасибо за такой ценный материал! Давненько наша интеллигенция не брала в руки Помяловского, Успенского и книги, подобные выложенной Вами, отсюда в головах идеализация России до 17-го года и разговоры о "злостном большевистском перевороте" на пустом месте. Пример из моей семьи: обе мои прабабки-крестьянки (питерская область) были неграмотные + тяжелый труд с малолетства (никаких тебе дет.садов) "в людях" - няньками, в услужении. Бабушка уже закончила техникум и работала зоотехником в колхозе. Мама моя в детстве как лучшая ученица в деревне ездила в Артек, одно из первых её воспоминаний - как провели в избе электричество после войны, окончила педагогический институт в Питере заочно. Я закончила СПбГУ на дневном. Прогресс налицо.
"павший одной из первых жертв разбуженной им российской революции" эта фраза лучше всех. на нее можно также ставить (тм).
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".