"Творчество Бруно Шульца, выдающегося польского писателя, художника и чуткого мыслителя, только сейчас, полвека с лишним спустя после его гибели, начинает осознаваться нами в масштабе, соответствующем его вкладу в культуру. Долгое время имя Шульца было неизвестно в мире, а в польской литературе он стоял особняком не только из-за резкого своеобразия его прозы на фоне польской литературной традиции, но и благодаря усилиям официального литературоведения, оттеснявшего его на периферию культурного пространства. И только в последние годы, на исходе столетия, когда появилась перспектива обзора и возможность непредвзятого суждения, стало очевидно, что необычное художественное наследие Шульца займет отнюдь не маргинальное место в контексте польской и мировой культуры XX века...."
(полный каталог найденной живописи и рисунков Б.Шульца и переводы на разные языки,в т.ч. русский)
Не вошедшее в книги литературное наследие Шульца можно прочитать здесь:
Советую всем, кто ещё не читал, прочитать сначала книгу. Фильм мало расскрывает поэтику Шульца. Его мифологизацию действительности как метод (читайте о нем в "иностранке" по ссылке).
Войцех Хас изучал действие на себе наркотиков, что бы понять визуализацию Шульца, но писатель больше полагался на интуитивное, чем визионерское, на искру поэзии, выжигаемую при столкновении образов.
В фильме заметна одна ошибка (если не считать фильм отдельным от Шульца произведением), мне кажется, нам сначала показывают фантастические образы, а потом появляются слова.
У Шульца, именно,"СЛОВО" является началом и от него возникает искра и свет, высвечивающий нам истину, исконность, первоначала. Поэтому фильм, скорее, "Шульц наоборот". Писателя интересует действительность(банкротство реальности), реалии уходящие корнями в первичный миф, Хаса же больше сюрреализм и надреальность, загробный мир. Но многое в фильме очень интересно: атмосфера (иногда точно попадающая в тональность книги), точность воспроизведения отдельных деталей, лирические моменты переходящие в метафорические обобщения.
Думаю, такая тенденция прочтения Шульца идет больше от людей склонных к внешним эффектам, визионерству, психотропным веществам-они и Шульца в этом подозревают-но Шульц только ПОЭТ и великий, практически пророк, пособный увидеть в профанном сакральное.
Впервые проза поднялась на столь поэтическую высоту, подражать Шульцу бессмысленно, потому он стоит особняком, не имеет последователей и школы. Да и сам он писал медленно и трудно, каждое слово на вес золота.
Погибшие художества (живопись) Шульца ,а главное его роман "Мессия", канувший в архивах КГБ (в 1939 году Дрогобыч уже советский город), вот открытие века, которое ждет общественность мира и три народа (польский,украинский и еврейский), считающих Шульца своим.
О гибели Бруно Шульца и тайне его исчезнувших архивов можно прочитать здесь:
Бруно Шульц "Коричные лавки"(SKLEPY CYNAMONOWE) и "Санатория под клепсидрой"(SANATORIUM POD KLEPSYDRĄ),книга,изданная в 1993 году,в переводе А.Эппеля (первое издание на русском языке,с рисунками).Форматы:Doc(908 Kb) & fb2(752 Kb)
ССЫЛКА http://files.mail.ru/OV0M16OV0M16OV0M16OV0M16OV0M16XX
Фильм Воцеха Хаса "Санатория под клепсидрой"("Sanatorium pod klepsydra"),1973 года.
Формат AVI(архив в трех частях)-1,48 Гб.
ССЫЛКА http://files.mail.ru/FW0851FW0851FW0851FW0851FW0851XX
Добавлено:
Рисунки, фрески, фотографии (более 200 изображений) Бруно Шульца - 22,6 МВ.
ССЫЛКА http://files.mail.ru/KWAERUKWAERUKWAERUKWAERUKWAERUXX
Посмотреть фильм с рисунками можно здесь
Специальная премия жюри на МКФ в Каннах, 1973
Главный приз на МКФ фантастических фильмов в Триесте, 1974
Сбивающая с толку работа, которая хочет предложить нам путешествие в подсознание героя. Картина поражает зрителя своей авантюрной яркостью и смелостью, конструкцией многочисленных рассказов.
Войцех Хас адаптировал текст Бруно Шульца.В этом музее времени цвет является существенным элементом, который сильно обогащает фантасмагорические декорации.
"Клепсидра" это не только название водяных часов, но в Польше так еще называют информационные похоронные листки с датами жизни и смерти покойного,расклеиваемые на улицах.
Работа над фильмом "Санаторий под клепсидрой" потребовала колоссального бюджета и продолжалась на протяжении пяти лет. Фильм отмечен изощрённостью киноязыка, особым, экзистенциальным переживанием пространства и времени.