Циклы стихов
"Гусиный паркер"
"Чудный театр"
"Потом я вспомню"Читает автор
в mp3
и сборник стихов в PDF
Бе́лла (Изабелла) Ахатовна Ахмадулина (10 апреля 1937, Москва — 29 ноября 2010, Москва) — советская и российская поэтесса, писательница, переводчица, одна из крупнейших русских лирических поэтесс второй половины XX века. Член Союза российских писателей, исполкома Русского ПЕН-центра, Общества друзей Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Почётный член Американской академии искусств и литературы.
Белла Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года в Москве. Её отец — татарин по национальности, заместитель министра, а мать — русская итальянского происхождения, работавшая переводчицей в КГБ. Начала писать стихи ещё в школьные годы. В 1957 г. подверглась критике в «Комсомольской правде». Окончила Литературный институт в 1960 г.
В 1964 году снялась в роли журналистки в фильме «Живёт такой парень».
Первый сборник стихотворений, «Струна», появился в 1962 г. Далее последовали поэтические сборники «Озноб» (1968), «Уроки музыки» (1970), «Стихи» (1975), «Метель» (1977), «Свеча» (1977), «Тайна» (1983), «Сад» (Государственная премия СССР, 1989).
Для поэзии Ахмадулиной характерны напряжённый лиризм, изысканность форм, очевидная перекличка с поэтической традицией прошлого.
В 1970-е поэтесса посетила Грузию, с тех пор эта земля заняла в её творчестве заметное место. Ахмадулина переводила Н. Бараташвили, Г. Табидзе, И. Абашидзе и других грузинских авторов.
В 1979 г. Ахмадулина участвовала в создании литературного альманаха «Метрополь».
В 1993 году подписала «Письмо 42-х».
Перу Ахмадулиной принадлежат воспоминания о поэтах-современниках, а также эссе о А. С. Пушкине и М. Ю. Лермонтове.
В 2006 г. Ахмадулина стала героем книги «Автограф века», в которой ей посвящена одна из глав.
Стихи Беллы Ахмадулиной на http://www.abella.in/
В ее смерть не верится никак. Ни за что. Что-то в этом есть абсурдное, с чем не хочется мириться.
Много говорилось и писалось о том, что в их поэтическом поколении
было что-то детское. Даже в их общественных порывах. Но и здесь Белла Ахмадулина
- особый случай. Однажды я позвонил ей из газеты и попросил дать для
публикации новое стихотворение. Ей тогда присудили Государственную
премию. "Это невозможно, - печально сказала она. - Мои стихи
перепечатывает на пишущей машинке один мой друг. Только он один может их
перепечатывать. Но он живет в другой стране".
После этих слов я понял, что бессмысленно говорить о возможности
отправки стихов по электронной почте. Да просто бессмысленно говорить. Я
наслаждался тембром ее речи, который так отчетливо звучит в ее стихах.
Ведь они именно "звучат" на бумаге. У них всегда голос Беллы Ахатовны.
Это не буквы, не слова, не метафоры, это - ее живая речь. Только ее.
Никогда не спутаешь.
Да - ребенок. Но и очень серьезный ребенок. Такими серьезными могут
быть только дети. Если у ребенка серьезное выражение лица, то это
действительно очень серьезно, без дураков.
Я помню их выступление вместе с Василием Аксеновым незадолго до его
трагедии и кончины. Они выступали, кажется, на той самой ярмарке
Non/fiction, которая откроется в ЦДХ завтра, но уже без них. Они всерьез
обсуждали, при стечении большого числа народа в зале, какое пальто было
на "Васе" в конце 50-х. Какое-то уж совсем необыкновенное по тем
временам пальто было на нем. Было похоже, что они забыли, что они в зале
и что выступают. Белла Ахатовна точно забыла. С детски-серьезным видом
она обсуждала пальто "Васи" конца пятидесятых годов. На дворе стоял XXI
век…
Если же говорить серьезно, совсем-совем серьезно, то из жизни ушел
очень большой русский поэт. И, быть может, последний после Анны
Ахматовой крупный поэт с женским именем. Все-таки не забудем, что Белла
Ахмадулина была единственным поэтом в СССР, которым заинтересовался
Владимир Набоков. Набоков, который отрицал Пастернака и Твардовского.
Набоков, который отрицал всех, кто не был с ним одного эстетического
состава. Против стихов Ахмадулиной он не устоял. Да и как можно против
них устоять? Против их какой-то единственной печали, единственной
гордости и какой-то неуловимой робости?
"По улице моей который год / звучат шаги - мои друзья уходят./ Друзей моих / медлительный уход/ той темноте за окнами угоден…"
Вот и ее шаги тоже отзвучали. Ушла. В другую страну. Где кто-то все еще продолжает печатать ее новые стихи на пишущей машинке.
Павел Басинский
Михаил Жванецкий, писатель:
- Я потрясен! Я слишком любил ее… Это так угнетающе действует… Умер
великий поэт. И так неожиданно. Никто не знал, и я ничего не знал об ее
болезни. Я знал, что у нее были проблемы со зрением, не более того.
Настолько все пустеет. Словно едешь по дороге, и исчезают указатели,
верстовые столбы. Куда и с кем? Ни с кем и - в никуда. Для меня таким
ориентиром был Окуджава, и Володя Высоцкий, но меньше, чем Окуджава. И
Вознесенский. Теперь вот Белла. Она - такой человек: если она подпишет, и
я подписывал, если она выступает, и я выступал. Знал, что тогда это
будет точно, по совести.
Она говорила стихами и пела стихами. Точно, как птица. Из ее горла
лилась стихотворная речь. Простую фразу: "Миша, посиди со мной" я
воспринимал из ее уст, как стихи. Она - совершенно поэтичная женщина. И
великий подвиг ее мужа Бориса Мессерера, который опекал и поддерживал
ее. Как и в случае с Андреем Вознесенским и Зоей Богуславской - на
первый план выходят люди, которые рядом…
Сергей Чупринин, главный редактор журнала "Знамя":
- Белла Ахмадулина не только писала абсолютно виртуозные волшебные
стихи, но и говорила так, что ее речь нельзя было перепутать ни с чьей
другой. Абсолютно несравненный талант. И сейчас, когда пришла эта
скорбная весть, трудно да и незачем равняться с нею в даре говорить так
проникновенно и так фантастично, как умела только она. Поэтому я скажу
просто: ее уход - это трагедия для современной русской культуры. Мы-то
привыкли к ее присутствию, так же, как привыкаешь к пению птиц в
весенний полдень. И русская культура без Ахмадулиной, без этого голоса,
все равно, что русская роща вдруг оставшаяся без певчих птиц.
Олег Чухонцев, поэт:
- Напишите две фразы. Уход большого поэта невосполним. У меня нет слов. Все. А общие фразы говорить не хочу.
Эльдар Рязанов, режиссер:
Случилось огромное несчастье - не стало великого поэта, прекрасной
женщины, верного друга, человека неслыханного обаяния, Беллы
Ахмадулиной.
Это ужасная потеря для нашей поэзии, для настоящей интеллигенции.
Потому что эта женщина была чудом. Ей были дарованы Богом прекрасная
внешность, изумительный голос, неповторимый поэтический талант. Она
прожила жизнь безукоризненную, была эталоном чести, достоинства и веры в
высокие идеалы.
Скромность ее была фантастической. Причем не наигранной, а очень
естественной. О себе она была как раз не очень высокого мнения. Я в
несколько своих фильмов включил песни на ее стихи, и она на полном
серьезе считала, что ее популярность пришла благодаря этим фильмам.
Мы глубоко скорбим, потому что в нашей среде образовалась огромная
черная дыра. Белла Ахмадулина была настоящим другом, я ее обожал. После
этой беды будет очень трудно оправиться.
Вечная музыка Беллы Ахмадулиной
Вечная музыка Беллы Ахмадулиной
Ее земное существование закончилось вечером 29 ноября 2010 года.
В пятницу, 3 декабря, Беллу Ахмадулину предали земле на Новодевичьем
кладбище, предварительно отпев ее, Рабу Божию Анну, в церкви Косьмы
и Дамиана, что в Столешниковом переулке, в прямой видимости памятника
Юрию Долгорукому, основателю Москвы, города, где она родилась в страшном
37-м году и прожила всю жизнь.
Уж выход мой! Мурашками, спиной
Предчувствую прыжок свой на арену.
Уже объявлен год тридцать седьмой.
Сейчас, сейчас — дадут звонок к апрелю.
Она умерла. Но остался чистый голос ее, музыка разрыва и излома,
обретающая головокружительную гармонию на стыке таинственной лексики
и простейших предметов окружающего реализма: ведь жизнь и литература
изначально были сопряжены ею в одно целое.
Героиня, символ очередного советского «потерянного поколения»,
умудренного опытом жизни при Сталине и наследовавших ему
коммунистических вождях, опытом «оттепели», «перестройки», «неокрепшей
демократии» с ее плавным поступательным движением в сторону новой
стагнации.
Друг, предстательница перед властями за гонимых, покровительница,
защитница обиженных — начиная от всемирно известного академика Сахарова
и заканчивая тетей Дюней, насельницей деревенской вологодской глубинки.
Знающая себе цену собеседница сильных мира сего — Рейгана, Горбачева, Ельцина, Путина.
Добрая мать, любящая и любимая жена.
Красавица, перед чьим обаянием не мог устоять никто, включая самых отъявленных злодеев и мерзавцев.
Но прежде всего — конечно же поэт. Поэт Божьей милостью.
Сверстники
Это странно, но год «большого террора» предъявил России целый ряд
звучных писательских имен. Андрей Битов, Александр Вампилов, Владимир
Маканин, Юнна Мориц, Марк Розовский, Виктория Токарева, Эдуард
Успенский, Марк Харитонов — сверстники Ахмадулиной. Все они, за
исключением рано погибшего Александра Вампилова, живы, и дай им Бог
здоровья! Беллы Ахмадулиной больше нет, однако и этот несомненный
медицинский факт требует осмысления! По мне, так у нее только сейчас
начинается та, другая жизнь, о которой она явно знала что-то всегда. Ибо
не зря же написала она почти сорок лет назад:
Ау, любезный друг! Предчувствие беды
преувеличит смысл свечи, обмолвки, жеста.
И, как ни отступай в столетья и сады,
душа не сыщет в них забвенья и блаженства.
Сказать ей при жизни: «Белла, ты великий русский поэт» — было
решительно невозможно. Она сочла бы это льстивой безвкусицей, неуместной
дурнотой, хотя свое место в литературе непременно осознавала:
Придвинув спину к их камину,
пока не пробил час поэм,
за Мандельштама и Марину
я отогреюсь и поем.
Однако на светский вопрос Раисы Максимовны Горбачевой во время
правительственного приема по случаю визита в СССР президента Рональда
Рейгана в 1988 году: «Кто ваш любимый русский поэт, Белла Ахатовна?» —
небрежно ответила: «Вы его не знаете, он в Америке живет». И мне
неоднократно говорила, что в современной русской поэзии есть только один
гений, и зовут его Иосиф Бродский.
Свобода слова и жеста
Упомянутому Рональду Рейгану она, кстати, хотела подарить драгоценный
перстень, сняв его со своего изящного пальца. Рейган, прославившийся
в СССР тем, что считал нашу прежнюю страну «империей зла», от щедрого
подарка испуганно отказался, не желая нарушать неведомый Ахмадулиной
«официальный протокол».
Белла вообще-то сильных мира сего не жаловала, да и чувство опасности
у нее было явно притуплено, чем она и отличалась от сонма других
советских людей, пусть даже и талантливых. Она опекала жившую на улице
«Поварской, а ныне Воровской» узницу сталинских концлагерей княжну
Мещерскую, и когда услышала, что ей ни с того ни с сего вдруг отключили
телефон, узнала по 09 номер телефона приемной КГБ и немедленно позвонила
по этому номеру. Думаю, такого звонка на Лубянке не слышали, наверное,
со дня основания этой известной организации. «Ахмадулина звонит. Вы
зачем выключили телефон княжне Мещерской? Она безвинна. Если непременно
хотите кому-нибудь отключить телефон, то отключите лучше мой».
«Лубянские» сильно удивились, поклялись, что они здесь ни при чем, но
тем не менее телефон у пожилой княжны через час-другой заработал.
Это не апокриф. Я сам этого исторического звонка свидетель, равно как
и многих других поступков Ахмадулиной, которая была свободна всегда
и гордо голову свою несла всегда, несмотря на то что, как она утверждала
в своих предперестроечных стихах 1984 года:
Оттеда я, где черт нас догадал
произрасти с умом да и с талантом.
Только сейчас подсчитал, что мы познакомились ровно 32 года назад.
Альманах «Метрополь» познакомил нас, когда она пришла вычитать
самиздатскую верстку своего прозаического текста «Много собак и собака»,
который Василий Аксенов считал одним из самых радикальных сочинений
в альманахе, несмотря на то что в этом издании участвовали такие
патентованные антисоветчики, как Юз Алешковский и Юрий Кублановский...
Понятно, что с уходом Беллы кончилась, окончательно кончилась эпоха
«шестидесятников». И есть ли свет в конце тоннеля — неизвестно.
Все это так, но я целиком согласен с одной умной, но не известной мне
блогершей, скрывшейся под ником zolota_fajka и написавшей в мой Живой
журнал о Белле Ахмадулиной: «Светлая ей память. Ее сейчас окружают
ангелы. Она не умерла, она заново ожила. Она теперь — как воздух, как
Бог — повсюду. Смерти нет. Ее сейчас окружают вечная Любовь и вечная
прекрасная Музыка».
Дай-то Бог, дай-то Бог!
Скачать:
http://files.mail.ru/FLUHN3