«Уметь играть то, что ты слышишь – это важнейшая составная часть
музыкального творчества» Барре Филлипс.
Барре Филлипс –
легендарный контрабасист, сделавший необыкновенно много для развития
контрабаса. Барре Филлипс – один из тех американских музыкантов, которых
давно и долго приписывают к «европейской» школе джаза. Барре Филлипс
стал одной из тех рук, что протянул американский джаз своему
европейскому собрату. Более того, Филлипс теперь и является самым
настоящим европейским джазовым музыкантом, пройдя через все обязательные
этапы перехода, в том числе записи на ECM и переселение во Францию. Итак,
Барре Филлипс, родился 27 октября 1934 года в Сан-Франциско. Музыкой
увлекся рано, всерьез и надолго. С возраста трех лет, Барре не только
изучал классическую музыку, но и активно выступал. Непосредственно на
контрабасе стал играть в возрасте 13 лет. Впрочем, музыкантом он
становиться не намеревался. И не потому, что у него не было таланта,
просто его родители считали, что музыкантом много не заработаешь, да и
вообще, весьма паршивенькая это профессия, по большому счету, так
считали они. А Барре рос хорошим мальчиком, поэтому поступил в Беркли. И
не в тот, который музыкальный колледж в Бостоне, а в тот, что в
Калифорнии. Там он изучал романские языки, а не музыку. Впрочем, по
счастью, юношей он стал уже не таким послушным и в возрасте 25-ти лет
решил, что должен посвятить свою жизнь музыке и переехал в Нью-Йорк. Это
было уже в 1960 году. Именно тогда он начал брать уроки игры на
контрабасе у Фредерика Циммерманна. Но почему но решил стать джазовым
музыкантом, если все детство проиграл классику? Да все просто –
джазмэном быть банально интересней и веселей, чем пилить бесконечные
партитуры. Да и выбор Нью-Йорка в качестве нового места жительства тоже
совершенно очевиден. Этот город является Меккой для джазовых музыкантов
мира уже долгие и долгие годы. Через три года он уже побывал в
оркестре Леонарда Бернстайна, играл с Эриком Долфи в Карнеги Холл и
участвовал в серии Гюнтера Шуллера «Инновации Двадцатого Века». В 1964
году Филлипс стал одним из участников революционного трио Джимми
Джуффри. На следующий год Барре играл с венгерским гитаристом Аттилой
Цоллером, год спустя – с Арчи Шеппом, попав на его знаменитый New Thing
at Newport и на один трек с пластинки On This Night. В 1968 году
Барре Филлипс записывает свою первую сольную пластинку Journal Violone.
Альбом вообще получился случайно, из сотрудничества с нью-йоркским
композитором Максом Шубелем. Филлипс был тогда в Лондоне и Шубель
предложил приехать туда и записать кое-что. Филлипса он попросил лишь
подыскать для этой записи музыкантов. Шубель, вообще-то, современный
американский академический композитор, музыку писал не-джазовую и
требовал для своей пьесы состав из контрабаса, виолончели и флейты.
Барре нашел музыкантов, нашел студию. Когда Шубель приехал в Англию, все
некоторое время порепетировали, пошли туда и записались. Остались
довольны все. И тут Шубель выдает, значит, мол, я остаюсь в Лондоне,
хочу поработать над новой электро-акустической студией, не хотите ли,
уважаемый Барре Филлипс, помочь и создать звуки, над которыми я бы вволю
и с большим удовольствием поэкспериментировал. Филлипс с радостью
согласился. Он был очень увлечен современной академической музыкой на
тот момент и даже работал с какими-то местными авторами, пытаясь
пощупать границы музыки и звука, которые предоставляет его инструмент,
искал что-то новое, экспериментировал. И тут такой шанс. Пошли в
церковь, где Барре долгое время играл разную музыку, на что Шубель
прошептал «потрясающе!». У Шубеля была тогда собственная небольшая
звукозаписывающая компания, которая называлась Opus One, на которой
вскоре была сведена и выпущена первая пластинка Филлипса. Всем очень
понравилось. После этого, Барре Филлипса попросили написать музыку
для одного французского театра. В результате все это вылилось в
трехмесячный тур по Франции. Сольный тур. Барре ездил и выступал в
одиночку, исполняя музыку на своем контрабасе. Весьма редкая практика, к
слову. Такого до него практически никто не делал. У контрабаса, как
инструмента, есть длинная и очень интересная история, но почти вся она
написана как о составной части или оркестра или какого-либо
комбо-состава. Часть истории сольного контрабаса писал уже сам Барре
Филлипс, хотя он признает, что большую часть подобной практики он
позаимствовал из музыки классической. В принципе, так началась
европейский период его жизни и не только творческой. Франция Филлипсу
очень понравилась и он решил там остаться, что и сделал в 1972 году,
первое время несколько лет пожив в Лондоне. В 1969 году Барре Филлипс
играл в оркестре, который собрал Джон Леннон со своей женой, а также с
музыкантами группы Gong (Magick Brother) и Майком Вестбруком. Постепенно
стал одной из важных составляющих европейской джазовой сцены, выступая и
записываясь с Рольфом и Йохимом Кюном, а также английским саксофонистом
Джоном Сурманом и выходцем из США барабанщиком Стю Мартином. Проект
назывался The Trio и просуществовал он с 1969-1971 годы. Это была
полностью импровизационная и практически спонтанная музыка. В 1971
году, Барре Филлипс вместе с Дэйвом Холландом начал проект дуэта из двух
контрабасистов. В том же году на ECM вышла пластинка Music From Two
Basses. Также весьма революционный момент в истории инструмента. Кстати,
сама идея подобной работы пришла не от Холланда, и не от Филлипса.
Такое решил попробовать Айхер, владелец ECM. Правда, когда он предложил
этот проект музыкантам, те удивились, почему они сами до такого не
догадались. Оба давно испытывали друг к другу уважение и идея подобного
проекта витала в воздухе, а Айхер ее ухватил. Процессом и результатом
остались довольны все. С ECM Барре сотрудничал до 1983 года. В 80-х
Филлипс играл и записывался с классическим ансамблем Accroche Note, а
также с Дереком Бэйли в 1988 году. Следующие годы Филлипс принимал
участие в некоторых проектах британского басиста Барри Гая. Работы
Барре в 90-х отличаются своей эклектичностью и разнообразием. Основной
акцент в плане сотрудничества делался на записях с Эваном Паркером и
Полом Блэйем. Дуэту требовался басист, да и сам Филлипс слышал в их
музыке, что басист им ах как нужен. Более того, он слышал себя в музыке
их дуэта, их сложном переплетении контрапунктов. Так что, нет ничего
удивительного, что он быстро вписался во всю эту картину, сильно ее, к
слову, обогатив. С 1976 года Барре Филлипс дает уроки и мастер-классы
по всему миру. Как композитор, Барре Филлипс работал и над различными
балетами, фильмами и театральными постановками. В числе режиссеров, с
которыми он сотрудничал, числятся Роберт Крамер, Жак Риветт, Уильям
Фридкин. В 1991 году записал вместе с Орнеттом Коулменом саундтрек к
картине «Голый завтрак» по книге Уильяма Берроуза. Кроме того, на его
счету бесконечное количество театральных пьес, фестивальных выступлений и
совместных работ с самыми разными по известности музыкантами. У
Барре есть два сына. Оба стали музыкантами. Один из них – Дэйв - даже
басист. Второй – Джэй Кроуфорд – гитарист группы Bomb.
1. Мельмот (Melmoth) (17 Ноябрь 09 15:32) Не знаю, что сказать!!! Откуда такое богатство??? Огроменное спасибо!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".