Снятый в 1951 г., «Дневник сельского священника» - первый
стопроцентный брессоновский фильм. В нем сформировался режиссерский стиль,
названный Полом Шредером «трансцендентальным». Аскетизм изображения,
вглядывание в «простые вещи», внимание к мельчайшим движениям персонажей,
постоянно звучащий закадровый текст, использование непрофессиональных актеров –
все это появилось в «Дневнике сельского священника». Однако Брессон будто еще
не верит в возможность говорить о божественном, используя чисто
кинематографические средства.
В «Дневнике сельского священника» персонажи ведут постоянные
и мучительные споры о религиозных и этических проблемах. Будто бы в обитателей
французской провинции (фильм снимался на натуре, в департаменте Артуа – глушь,
по французским критериям)вселился дух героев Достоевского.
Неудивительно: «Дневник сельского священника» снят по роману
весьма неортодоксального католического писателя Бернаноса, преклонявшего перед
Достоевским. (Романы Бернаноса, кстати, Брессон успешно экранизировал и в
дальнейшем).
История жизни и смерти молодого священника, столкновение
бескомпромиссной веры с реалиями провинциальной жизни составляют сюжет фильма.
Впрочем, о сюжете следует говорить осторожно; сам Брессон утверждал: «Внешнее
действие служит только для того, чтобы иллюстрировать действие внутреннее».
Фильм разделил критиков на ярых поклонников брессоновского
кинематографа (Андре Базен) и его ожесточенных оппонентов (Адо Киру; критика
особенно возмутила «тавтологичность» фильма: дело в том, что зритель сначала
видит на экране запись в дневнике, рассказывающую о каком-то событии, затем
слышит голос, читающий эту запись, а после этого видит само происшествие).
О философии фильма, о соотношении милосердии божественного и
человеческого, спорили философы и писатели.
Но после фильма в памяти остаются не рассуждения персонажей
(весьма интересные и небанальные). В памяти остаются простые вещи: бутылка на
столе, хлеб, размоченный в стакане с вином, кухонная утварь на стене, лужи на
деревенской улице, измученное бледное лицо героя, черный крест на серой
могильной плите.
Григорий, просто спасибо (тихие слова искренной благодарности) Возможно, найдутся и не достающие три фильма? Даже опасаюсь надеяться Разъезжать по россии в поисках полного т.с. комплекта этих работ (по аналогии с музыкальными) - это просто невозможно, а тут на тебе. . .
Всё ж вперёд - к завершению представленности на этом сайте работ крупнейшего режиссёра. Граждане, не проходите мимо - постигайте, обогащайтесь и становитесь лучше!
Кстати говоря, один из самых любимых фильмов Тарковского. А у кого есть "Ангелы греха", "Дела общественные"?
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".