Мне кажется, моя последняя выкладка
(Видео-композиции из произведений Чайковского, Шуберта, Бизе в исполнении Оксаны
Гачечиладзе и шедевров мировой живописи) вызвала определенный интерес у
пользователей intoclassics.net. Поэтому я решил продолжить это дело под той же
рубрикой (Музыка в живописи ‒ живопись в музыке). Напомню: смысл выкладываемых мною
видео ‒ в созвучии живописи и музыки, когда живопись помогает более обостренно
воспринять ход музыки, ее кульминационные моменты, а музыка как бы оживляет
живопись, помогает проникнуть в настроение картины. На этот раз я хочу
предложить большой проект: Романсы и дуэты П. И. Чайковского в исполнении
Оксаны и Георгия Гачечиладзе. Я уже выкладывал ранее на этом сайте целиком весь
этот концерт, но в виде аудио-записи. Возможно, кому-нибудь будет интересно
услышать (и увидеть) его в таком ракурсе. Вообще, жанр слайд-шоу – если он
сделан с любовью и пониманием музыки и живописи, ‒ может вполне претендовать на
звание нового вида искусства, - по крайней мере я так чувствую.
Этот концерт был исполнен в Тбилиси в 2000
году (в YouTube имеется видеозапись его). Здесь приводится вся программа (в том же
порядке, как на самом концерте), но соединенная с картинами разных художников
(оркестровка романсов и дуэта ‒ естественно, кроме дуэта из «Орлеанской девы» ‒
Георгия Гачечиладзе):
01
«Скажи, о чем в тени ветвей...» (гимн первой девичьей
любви)
02
«Вчерашняя ночь» (с волшебными картинами художника Z.
L. Feng, хорошо отражающими экстатическое настроение музыки)
03
«Песня Миньоны» (с пейзажами Италии, по которой
тоскует бедная Миньона из «Вильгельма Майстера» Гете)
04
«Слеза дрожит...» (с образами моря разных художников)
05
«Пойми хоть раз...» (с портретами гордых, знающих себе
цену красавиц)
06
«Нет, только тот, кто знал...» (еще один романс на
сюжет «Вильгельма Майстера» Гете, – на этот раз арфиствысказывает тоску о некой душе, с которой он,
повидимому, навек разлучен. Удивительный романс, ‒ здесь неизбывная печаль
выражает себя в мажорной основной тональности. Это настроение хорошо передает
звук валторны в оркестре)
07
«Забыть так скоро...» (вечная тема оскорбленной любви,
переданная как музыкой Чайковского, так и картинами старых и
современных художников)
08
«Горними тихо летела душа небесами...» (с небесными
картинами Луи Жанмо и других художников)
09
«Серенада дон Жуана» (дон Жуан как дон Жуан, ‒
соблазнитель, отчаянно смелый, рубака, всегда готовый идти на бой за женщину,
немного театральный, и поэтому преподнесенный чуть-чуть с юмором)
10
«Средь шумного бала...» (отзвуки бала после самого
бала. В иллюстрациях Дмитрия Белюкина к «Евгению Онегину» кажется, что
танцующие движутся в ритме медленного вальса романса)
11
«Шотландская баллада» (дуэт) (то ли это дуэт сына и
матери, которая толкнула его на страшное дело отцеубийства, ‒ то ли разговор
сына с голосом своей совести. Образ матери все время меняется: то она любящая,
озабоченная судьбой сына мать, то в ней появляется нечто демоническое. В конце,
когда сын посылает проклятия матери, наступает неистово-драматическая
кульминация)
12
«Колыбельная песня» (в общем ходе концерта эта
колыбельная задумана как некий катарсис после дикой кульминации предыдущего
номера. Грешные души матери и сына как бы примиряются на небесах. Этот небесный
характер колыбельной хорошо передают картины Чурлёниса и замечательного
художника Бориса Ольшанского)
13
«Уноси мое сердце...» (порыв куда-то в небеса)
14
«Закатилось солнце...» (восторг свидания при закате)
15
«Ночь» (один из самых мрачных романсов Чайковского.
Что-то от Достоевского. В конце на картине Френка Дикси мужчина как
будто слушает пианистку, но перед ним витает образ какой-то таинственной
женщины. Этот же мотив звучит в начале романса в рисунке Оксаны Гачечиладзе. Ее
рисунки использованы также в «Шотландской балладе» и в дуэте из «Орлеанской
девы»)
16 «На
сон грядущий» (мольба к Богу о ниспослании страждущему
человечеству помощи, или, если помощь невозможна, то: «хоть
сновиденьем обмани...»)
17 «О,
если б ты могла...» (попытка развеять печаль в глазах
любимой)
18 «Нам
звезды кроткие сияли...» (воспоминание о некой
прекрасной ночи, несущее в себе такую же сладостную боль безвозвратно
ушедшего, как образ увядших цветов)
20 «Ни
отзыва, ни слова, ни привета...» (осенние размышления
о мимолетности мира)
21
«Простые слова» (шуточная ода любимой женщине
человека, которому «дар песен от бога не дан», поэтому он как бы невпопад все
время запаздывает при пении)
22 «В
эту лунную ночь...» (снова экстатическое настроение
ночного свидания, которое, к сожалению, слишком быстро пролетает)
23 Дуэт
из оперы «Орлеанская дева» (роковая любовь Жанны д‘Арк к
Лионелю из вражеской армии. По сюжету сразу за этим
дуэтом наступает пленение Жанны д‘Арк и ее дальнейшая трагедия).
Хотелось бы отметить, что это измененный (улучшенный в смысле звучания и в некоторых случаях – видео) вариант бывшего поста. Тем, кого интересует этот большой проект и кто его уже скачал раньше, я бы рекомендовал перекачать его заново.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".