Александр Сокуров. МАРИЯ Документальный фильм
1978-1988, 4 части, 41 мин., цвет, oбычный формат
ЛСДФ
автор сценария: А. Сокуров
оператор: А. Буров
звукооператор: М. Подтакуй
художник: С. Дебижев
монтаж: Л. Семеновой
В фильме использована музыка: А. Шнитке, М. Глинки, народная музыка.
Информация с сайта Сокурова:
«Фильм
«Мария» — реквием в память о русской крестьянке Марии Семеновне
Войновой. Мария Семеновна всю жизнь выращивала лен. Возможно, что с ее
жизнью ушли важные крестьянские тайны работы в поле. Переданные ей в
свое время по наследству приемы агротехники в ее семье подхватить
некому. Сын трагически погиб, дочь не будет работать в поле, скорее
всего она совсем уедет из села… Фильм состоит из двух глав. Первая — цветное летнее
впечатление о Марии Семеновне. Сенокос, купание в реке, работа на
льняных полях, отпуск в Крым, что бывает в жизни крестьянина (особенно
летом) чрезвычайно редко — самые первые впечатления городского
человека, кем и явился автор фильма. Задача — создать «впечатление»,
погрузить зрителя в пасторальную эмоцию. Вторая часть — печальный
«подарок» судьбы. Прошло девять лет. Эти годы принесли перемены. Не
стало одних, появились на свет другие. Вторая глава — черно–белое
изображение с рассказом о том, как завершилась судьба Марии Семеновны.
Это грустное, элегическое повествование. Режиссер намеривался дать
панораму судьбы конкретного человека в конкретных условиях». Александр Сокуров (из авторской аннотации)
Документальные
фильмы о деревне в те годы, когда молодой сотрудник Горьковского
телевидения Александр Сокуров поехал в деревню снимать материал о
передовой колхознице, были общим местом. Советская идеология требовала
пропаганды колхозной жизни. Между тем, десятилетиями в стране
крестьянский труд и самый уклад крестьянской жизни обесценивались и
искоренялись вместе с крестьянской собственностью, без которой
немыслима работа на земле. Сокуров заказной портрет–клише подменил портретом,
выполненным по закону искусства: пристальная правда материала открывает
драматизм там, где на первый взгляд все вполне благополучно и
образцово. Пастораль обернулась трагедией, личное и общественное бытие,
чтобы просто состояться, потребовало от человека, женщины, крестьянки
богатырских усилий, которых не могло хватить на одну жизнь. Этих усилий
противостояния: упадку, оскудению, обезличению — недоставало нескольким
поколениям целого народа. Историческая панорама открылась за портретом
скромной самоотверженно-трудолюбивой русской крестьянки. Первая часть картины, сделанная до поступления во ВГИК,
стала и дипломной работой Сокурова, которому начальство института не
позволило защищать диплом фильмом «Одинокий голос человека», снятым вне
всяких норм. Первую часть «Марии» Сокуров снимал сам еще и как
оператор. Вторая часть — это поездка через девять лет уже
ленинградского режиссера Сокурова со съемочной группой в ту же деревню
под Горьким, где жила и задолго до старости закончила свою жизнь его
героиня. Сокуров снимает финал трагедии, раскаты которой расслышал еще
в пасторали. Александра Тучинская
Призы и награды:
I–й Всесоюзный фестиваль неигрового кино в Свердловске (1988):
Главный приз ареопага критиков
Приз свердловских кинокритиков
Приз и диплом спонсоров (Свердловского завода по обработке цветных
металлов): «за… прекрасное художественное отображение образа женщины».
Скачать: http://narod.ru/disk/17170084000/Maria.avi.html
|