Борис Годунов. Фильм Владимира Мирзоева по трагедии Пушкина
Совершенно новый и совершенно неожиданный фильм.
2-ого ноября был показан в Киносоюзе. Фильм не может попасть на экраны. Жюри
фестиваля в Выборге не смогло оценить ни уровень фильма, ни уровень таланта.
Рецензия кинокритика Валерия Кичина, напечатанная в «Российской
газете»:
Трагедию Пушкина в кино еще не ставили без соболей и
взятых напрокат сокровищ Грановитой палаты. В отличие от Шекспира, которому
режиссеры все время ищут привязки к нашим дням. Удается это лишь частично:
театральная условность на фоне небоскребов кажется еще условней. Мирзоев
каким-то образом сделал невозможное: стих Пушкина среди лимузинов, танков и
бассейнов зазвучал с новой силой, каждое слово нашло свою нишу, обрело еще
более широкий, наращенный временем смысл. Такое ощущение, что в дряблое тело
впавшего в анемию российского общества сделали инъекцию давно забытых страстей
- и оно зашевелилось, стало подавать признаки жизни. Это еще не общество (оно
распалось) - но уже его действующая модель. Как становится ясно в ходе
киносеанса, - универсальная и на все времена. По этой модели, как по годовым
кольцам засохшего дерева, можно прочитать историю распада. В эту историю
пушкинским прозрением сами собою войдут зыбкие, летучие, на миг возникающие
ассоциации с персонажами ушедшими и живыми, из начала ХХ века, из любого его
десятилетия, из наших дней. Ассоциации так эфемерны и поданы таким легким
касанием, что все время кажется: почудилось. И только тебе. Высший пилотаж
кинематографического мышления и режиссуры.
Но вспомним, что Пушкин снабдил эту непреходящую модель
российского общества экзотической для наших дней субстанцией совести. На фоне
московского Сити это кажется открытием невероятным и совершенно неуместным.
Совесть способна болеть, новая Россия давно и счастливо обходится без нее во
многих ключевых ситуациях - и вот на тебе! Авторитетом Пушкина ее насильственно
впрыснули в нашу реальность - как проявляющее вещество. И опыт удался: дряблое
тело стало конвульсивно двигаться. Стало испытывать предписанные Пушкиным муки
- среди небоскребов, лимузинов, баров и мобильников. Шуйский и Воротынский озабоченно
беседуют в членовозе: "Москва пуста; вослед за патриархом к монастырю
пошел и весь народ..." Варлаам встревоженно разбирает царский указ с
айфона. Авантюрист Отрепьев прет на Москву на танке. Сцена у фонтана стала
игрой в поддавки у бассейна. Думский дьяк в облике Парфенова вещает официальные
новости с ЖК-панелей, отсылая новую Россию куда-то в "1984". Убийство
отрока вынесено в пролог, и отрок почему-то вызовет в памяти судьбу царевича
Алексея. В умирающем Борисе вдруг на миг почудятся черты мумии в мавзолее -
простое зрительское наваждение, чур меня. Но уже засело занозой, не выдернешь.
Словно Пушкин и это всё предвидел.
Антураж сменился, суть событий - ничуть. Пушкинский стих
только заново ее высветил, "остранил" привычное, связал с русской историей,
циклически повторяющейся, как в дурном сне.
Где нужно, автор фильма скорректировал автора пьесы -
незаметно, тактично. Гришке не 20, а 35, и его играет Андрей Мерзликин. И то
правда: какая Марина теперь поверит двадцатилетнему инфантилу, еще не пришедшему
в сознание после "Рио 3D"! Зато Басманов (Петр Федоров) стал молодым
да ранним, такого легко представить себе в предводителях каких-нибудь очередных
"наших". Автор фильма за аллюзии ответственности не несет: он лишь
сделал историю слепком любых российских времен. Он сам, похоже, изумлен тем,
как удивительно лег Пушкин на современную ситуацию - Шекспиру такое не
удавалось. Возможно, потому, что Англия сумела довольно далеко уйти от эпохи
театра "Глобус", а Россия так и крутится в том же беличьем колесе,
наступает раз за разом на те же, еще Пушкиным воспетые грабли.
Наиболее выразительную трансформацию претерпел
"народ". У Пушкина он покорно "безмолвствовал", потому что
понимал, как мало от него зависит. Новое время изобрело еще более эффективный
способ его отчуждения (все-таки в техническом прогрессе есть кое-какой толк):
теперь народ сидит по ту сторону стеклянного аквариума и смотрит кремлевские
интриги как очередное телешоу. То, что политика у нас стала развлекательным
телезрелищем для пипла, где плескаются соками и таскают женщин за волосья, -
давно не новость. Что нужно народу - из телеящика всегда веско скажут (Леонид
Парфенов незаменим в роли думного дьяка Щелкалова), и думать тут не
предусмотрено. Народ в фильме представлен двумя социальными группами, каждая из
трех-четырех человек у телеящика. Рабочий класс лаконично оценивает показанное
ему событие, чокаясь и презрительно закусывая огурцом. Сильно потраченная молью
интеллигенция принимает чужую боль как свою не закусывая: закуской делу не поможешь.
А когда передача закончится - щелкнешь пультом, и мальчики кровавые исчезнут
как страшный триллер. Тут и безмолвствовать поздно - пора на боковую.
Мирзоев не экранизирует Пушкина, и сверять его трактовку
с известными сценическими воплощениями или трагическим кукольным театром в
давнем фильме Сергея Бондарчука бесполезно. Он Пушкиным тестирует нашу
современность. Пушкин не только идеально в нее укладывается, но и начинает
резонировать с Оруэллом, с немецким экспрессионизмом начала ХХ века, с бунюэлевским
сюром и зловещим гротеском Шлендорфа. В веренице неожиданностей фильма холодным
душем окажется внезапный перенос действия на театральную сцену - с театральным
гримом, театральным пережимом и театральной лошадью, театрально раскинувшейся
на театральном полу. Режиссер свободно владеет всеми этими художественными
языками, но назвать это все постмодернизмом язык не повернется - фильм берет из
палитры краски строго сообразно смыслу, и он шире любого художественного стиля.
Он оказался - страшно сказать - конгениальным первоисточнику. Единственный на
моей памяти случай в мировом кино, когда величайшая, безбрежная пьеса обрела
бездну новых смыслов, при этом не потеряв ни одного из канонических и
хрестоматийных.
В фильме - последняя роль, сыгранная Михаилом Козаковым:
он здесь Пимен. Трагический, мудрый, уже постигший нескончаемость русской беды.
И слова Отрепьева о Борисе: "...не уйдешь ты от суда людского, как не
уйдешь от Божьего суда" уже не так убедительны. Пимен предвидел, а мы уже
знаем, что людской суд стал погремушкой в руках политических игроков, а от
гипотетического Божьего людям на земле ни тепло и ни холодно.
У этого фильма конечно же будет трудная прокатная судьба. Слишком много в
прошлой версии Пушкина о нашем политическом настоящем версии Путина.
Пушкинский
Борис Годунов перенесен в неопределенно наши дни. Но дело не в смене
декораций, а в качественной насыщенности фильма символами, образами.
Актеры великолепны. Максим Суханов играет так, что оторопь берет.
Я
был на показе фильма Владимира Мирзоева и уверен, что фильм надо
посмотреть обязательно. Хотя бы ради бережно сохраненного текста
Пушкина. Но куда более ради того, чтобы немного подумать о том, не в
смутные ли времена мы сейчас впадаем. И не сделать ли что-то для того,
чтобы смутные времена в России больше никогда не повторялись.
Как
принято нынче для качественных фильмов - этот будет показываться
ближайшие дни только в одном кинотеатре, да еще и в Бутово. Адрес
кинотеатра тут: http://kinobulvar.info/
Поздравляю
нас всех с тем, что настоящее кино еще появляется. Соболезную в том
смысле, что этому настоящему кино к зрителям будет через все препоны
труднее продираться.
Категория: Видео |
Просмотров: 5365 |
Добавил(а): vasilyspb
Огромная благодарность, Василий. Просмотрел и не жалею потраченного времени. Это фильм для русских духом. Обязателен к просмотру всем здравомыслящим.
Свои впечатления. Пушкинский текст завораживает "до мурашек". И даже тон, которым говорят артисты - монотонный и аэмоциональный - объясняет и отражает многое. Все в "плену" - будто зомби. Будто всеми управляет Нечто вне. Словно все - это куклы. А спектакль разыгрывается в который раз. И артистизм, эмоциональность высказывания здесь даже не нужна. Настораживает музыкальная восточная интонация фоном - это намёк??? В целом довольно динамичный и цельный фильм(за исключением некоторых эпизодов) - смотрел без скуки два часа. И, конечно, ОЧЕНЬ и ОЧЕНЬ смелый. Не ошибусь, если скажу, что этот просмотр для меня стал одним самых сильных в последние годы.
Большое спасибо за выкладку и за возможность посмотреть фильм Мирзоева. Но одними благодарностями тут не отделаешься, очень захотелось написать о своих впечатлениях. Так как выкладка сопровождена двумя небольшими текстами идеологического содержания, ну право ни текст Кичина, ни текст Козырева не имеют отношения к жанру кинорецензии, попытаюсь разобрать и их творения, далее напишу про фильм. Во-первых, историческая драма Пушкина действительно ничем не уступает и даже превосходит, для отечественного читателя, Шекспировские драмы. Что совершенно не значит, что они не похожи. Тексты и того и другого будут актуальны на все времена. Но время роскошных костюмов и декораций давно прошло. В театре господствует условность и минимализм, с обязательным подчеркиванием актуальности классического текста нашему времени. Затею эту киношники с удовольствием подхватили, и на западе было поставлено несколько фильмов в данном ключе. Я попробую перечислить их. Ничего специально не выяснял, все по памяти и навскидку. Баз Лурман (австралия) ставит «Ромео и Джульетту», Теймор снимает «Тита Андроника» и «Бурю», а Файнс в этом году представит «Кориолана». И самый важный фильм из этого списка, конечно «Тит-правитель Рима» (наш прокатный перевод). Просто наш «БГ» в реальности бледная калька, с этого фильма. Думаю, что жюри кинофестиваля в Выборге все же обошла фильм наградами просто из-за того, что это капустник, пусть и умело сделанный. И конечно же в данных статьях говорить о том, что конкуренты у Мирзоева были сильнейшие. Там и Андрей Смирнов с «Жила была одна баба», и его дочь Дуня Смирнова с прелестнейшей комедией «Два дня», а также Погудин с фильмом «Дом» и победитель фестиваля Росас с фильмом «Сибирь, Монамур». Причем все из перечисленных фильмов в той или иной степени остросоциальные. Но фильм Мирзоева, по отзыву Козырева, не просто фильм, это фильм против Путина. По-видимому, запрет на прокат и упоминание исходил лично от главы государства. Позиция очень удобная, фильм уже неделю преподносят как культовое «наше все», а то что в реальности это мягко говоря не шедевр, можно и не упоминать. И проблемы с прокатом фильма, тоже не имеют никакого отношения к свободе слова и мнений в нашей стране. Да запусти его по всем кинотеатрам, в зале будут 2 человека. Кинотеатры прекрасно это знают и не берут. Ну, нет таких денег у создателей фильма, зато можно сделать его притчей во языцах в сети. Капитализм, потеря интереса к Пушкину, все что угодно, но никак не козни «Партии жуликов и воров». Я не против этого фильма, местами сделано весьма изящно (народ безмолвствует), но ограниченность фантазии Мирзоева – на лицо. Голые тетки, небоскребы, черные представительские машины и элитный алкоголь, вот и все. Все действительно имеющее художественную ценность принадлежит не создателям картины, а лично автору воистину гениального текста. Смотреть это или не смотреть? Конечно смотрите, только вот к искусству кино это имеет весьма отдаленное отношение. Кстати и о гениальности актерской игры я бы тоже не говорил. Все как всегда, только вместо сериальных текстовых шаблонов, актеры получили действительно царский пушкинский подарок, им хоть есть что играть, и что говорить. Как-то так…
Ах да, последнее злобное гыыы... Успеху фильма в прокате не очень способствует качественный DVDrip лежащий в сети. Вобще не способствует. Вот такой у нас "airfreedom".
Благодарю за возможность увидеть фильм. Тексты от константин (constantin), по - моему, всего лишь набор стёртых ярлыков,НИ ОДИН из которых не подкреплён ссылкой на игру конкретного актёра в конкретном эпизоде. Делайте свои выводы... Для меня фильм - талантливое изображение того замкнутого круга, по которому ОСОЗНАННО и ДОБРОВОЛЬНО вращается население России вот уже которое столетие. Спаси его Г-сподь!. А в ком-чём же талант? Эпизоды с царевичем, ВСЕ монологи Суханова, первый диалог Шуйского с Воротынским, Козаков, Мерзликин, женские роли - весь актёрский ансамбль. И, конечно же, его "дирижёр". СПАСИБО!
Слушайте можете что угодно говорить, но я видел двух Борисов и все абсолютно такие же. Черняков ставил его даже с взрывами в метро, а актуальнее всех спектакль Коляды. Может и поэтому не пошло...
Спасибо за выкладку, Василий. Еще не смотрел, но уже есть, что сказать. А что же будет после просмотра? )) Я по поводу полярных мнений - они нужны, это противовес, нет ничего идеального и когда слышишь сплошные панегирики, понимаешь, что вторая чаша весов уже болтается где-то в р-не Нерчинска.... или Хайфы. Всегда нужно благодарить за критику, ругань и высмеивание (хоть и трудно это), только в этом - движение и жизнь - два полюса, две ноги, два глаза. Короче, спасибо Константин, за второй глаз! ))) А там - посмотрим.
ЗЫ Выражение "стертый ярлык" не более, чем стертый ярлык.
Ругать человека, который , конечно же невзначай. упоминает фамилию, себе дороже. Повторюсь, НИ ОДНОГО конкретного обоснованного упрёка я не прочёл. Наверное, читать разучился...
Ну хорошо. Попробую яснее. Будучи человеком, которому интересно все новое, я с удовольствием признаю формулу, что мир для нас полон открытий. Будучи еще школьником с удивлением узнал, что если перенести классическое произведение в наши дни (кстати более перспективный ход в безвременье, с атрибутами одежды, быта разных эпох)получатся некие паралелли. И далее, возможно к сожалению, так или иначе я в курсе того, что ставили и снимали на различных сценах за последние несколько лет. Причем выражение "несколько лет"-это у меня. В силу некоторой ограниченности. История эта началась ой как давно. Отсюда бояре с мигалкаи вызвали единственную реакцию : "Ну и к чему такая шумиха?" Ничего лично для себя нового я не увидел. Там нет оригинальных режиссерских решений сцен. Все это уже было. Более того на выходе, как это ни странно попса получилась. И история Годунова, и история царевича намного тоньше и глубже. Что же касается гениальной актерской игры, кроме того что очень много в этом понятии субъективного, то я ее не увидел. Мне везет, я вижу актерскую игру часто и много, возможно поэтому поразить актерской игрой меня можно, но в кино она редко производит на меня впечатление. В "БГ" все играют стандартно, ничего сверх того, что может сделать любой артист, не наблюдаю. Возможно исключение Суханов, но... Тот же Максим, играя глухого в фильме Тодоровского, произнося пару тройку-фраз за весь фильм, запомнился мне да и всей стране надолго. А его Бориса я уже и не помню. P.S. Я всего лишь хочу сказать, что такой шумихи фильм не стоит. И да найдите фильм "Тит Андроник". Хоть и снят в 90х - чистая калька, но куда прекраснее.
Обрубать кабель в ящике, еще Пелевин призывал. Причем давно. Все же уточню про "Даун Хаус". Это совсем другая история, не имеющая особого отношения к экранизациям подобным "БГ". Подобного полно, уже перечислял Буря, Тит Андронник, Ромео и Джульетта (Ди Каприо), куча всего. А "Даун Хаус" особого отношения к "Идиоту" Достоевского не имеет. Взяли приблизительную сюжетную канву и начали жестко похабить. Но талантливо. Никакого протеста фильм не вызвал, очень смешно просто.
Официальный печатный орган правительства РФ в рамках программы "по сокрытию от народа информации о фильме", кроме рецензии напечатал ещё и обширное интервью с творцом:. http://www.rg.ru/2011/06/06/mirzoev.html Слово автору: "Все это продолжается в режиме нон-стоп, из века в век, из поколения в поколение. Собственно, об этом фильм. О дурной бесконечности, из которой мы никак не выйдем в историю. Об отлученности, отчужденности народа от своей судьбы."
Смердяковщина в стане интеллигентщины похоже пока не истребима.
А что вы видели у Мирзоева в театре? Кстати исправте тэг, у вас опечатка в фамилии режиссера. То что он интересный театральный режиссер - согласен. А вот фильмы, пока слабые. Хотя не могу не признать, что пока это лучший его фильм.
"Смердяковщина в стане интеллигентщины похоже пока не истребима." - "Друг мой, Аркадий, не говори красиво!" Что же касается константин (constantin), отчаялся дождаться хоть какой-нибудь конкретики. Не получается "за базар ответить"?
Интересный фильм, спасибо! Да уж, аллюзий на современную российскую действительность полным-полно. Взять хотя бы:
Quote
(Шуйский) Конечно, царь: сильна твоя держава, Ты милостью, раденьем и щедротой Усыновил сердца своих рабов. Но знаешь сам: бессмысленная чернь Изменчива, мятежна, суеверна, Легко пустой надежде предана, Мгновенному внушению послушна, Для истины глуха и равнодушна, А баснями питается она. Ей нравится бесстыдная отвага...
Посмотрел-таки. Спасибо! Хороший фильм. Гениальный текст, объективный: "Народ сам себе рубит руки", лег идеально. Сильная игра. Театральный фильм. Или киноспектакль. Капустник? Да хоть солянка. Восточная музыка? Так ведь азия-с... Ощущения новизны не оставил. Смотрелся с интересом. О потраченном времени не жалею. Резюмирую: крайние оценки вряд-ли уместны с обеих сторон. Модерато. Типа: "Ну, ужас. Но не ужас-ужас-ужас".
Вот тут http://kolyadanik.livejournal.com/1640286.html Коляда выложил запись своего Годунова, конечно, это куда как сложнее чем фильм Мирзоева. Вот что стоит обсуждения. Запись любительская, но хоть какое-то представление дает.
Спасибо за ссылки. Обязательно посмотрю, если удастся скачать.Справедливости ради скажу о том, что мне не близко в фильме Мирзоева. По-моему, не удалась сцена с юродивым. Вообще, использование больных людей в этом фильме представляется мне сомнительным. Играть надо.(Козловский - Юродивый, а?!) Совершенно излишни, по-моему, хроникальные батальные сцены. И суета Бориса перед смертью для меня неубедительна. Смерть достойна уважения. Dixi.
К слову сказать, человек играющий юродивого он вобще-то работает в так называемом "театре простодушных". Так что он актер. По поводу Коляды запись очень плохая и там трудно что-то понять, но вот в зале после просмотра, очень странные ощущения. Впечатление, как ни странно, если вы видели допустим только запись, очень большое.
«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». Я не увидел в материале Коляды не только сочувствия, но и уважения ни к русским людям, умершим насильственной смертью от рук таких же русских людей, ни к русским людям, прожившим жизни в нечеловеческих условиях, которые они сами себе создали. Ни к жизни и смерти автора «Бориса Годунова». И это - ГЛАВНОЕ - говорит мне о том, что как всё было в России, так всё есть и ТАК ВСЁ БУДЕТ ВСЕГДА! Спаси их, Г-споди по великой благости Твоей! P.S. Для разговора о каких-либо художественных достоинствах представленного материала, по-моему, нет никаких оснований.
Ну вот видите насколько разные у нас понятия об актерской игре. Суханов - Борис для меня очень интересно, но несколько стандартно. А вот Ягодин - Борис мне интересно, как он существует на сцене, не понимаю. Но очень здорово.
Простите, Вы сознательно не вводите в обсуждение морально-этическую компоненту, или она у Вас отсутствует? Если первое, я за Ваше будущее спокоен - Вы вовремя "покинете бал" (м.б. уже?). Если второе, выражаю своё соболезнование!
Побей меня гром, и в мыслях не было! Прошу простить, если огорчил Вас. Я хотел получить ответы на вопросы. НИ НА ОДИН ВОПРОС Вы не ответили. Это Ваше право. Будьте счастливы и благополучны!
Спасибо! Можно - жёстко, можно - мягче. Но, что-то не получается Пардон, окромя дешёвого популистского, навывих, постмодернизма с посредственными актёрскими и операторской работами, ничего не увидел. Блажь театрального режиссёра, с "художественным" уровнем фильма "Знаки любви". Кстати, Суханов может играть куда сильней. Ребята, я и правда не понимаю откуда столько копмлементарных отзывов!? Искусство кино явно нечто большее, чем эта конъюнктурная поделка. Ну, разве что после этого можно, действительно, перечитать томик, или даже познакомиться. . . Никого не хотел обидеть.
Меня учили аргументировать КАЖДОЕ высказывание в обсуждении. Например. Я считаю фильм Мирзоева явлением в кино потому, что в фильме впервые: 1. Введён и кинематографически 100% решён пролог. 2. Достоверно обозначено население и его реакции. 3. Может, первее первого; Мирзоев демонстрирует, что здешнее население в отличие от многих сообществ не развивается, а движется по некоему замкнутому кругу. Им так удобнее, это их выбор. О том, что мне не понравилось, я уже говорил (п.30). Добавлю неубедительность, по-моему, Басманова. Так я демонстрирую уважение к собеседникам.
Спасибо за эту интересную выкладку! Хотел бы отметить, что файл легко скачался (mshare!) и оказался весьма хорошего качества, что приятно удивило на фоне довольно большого числа моих неудачных закачек - спасибо Вам, Василий.
Сегодня о фильме был разговор в передаче "Культурный шок" на "Эхо Москвы" http://www.echo.msk.ru/programs/kulshok/828869-echo/ Очень странные суждения о фильме, в частности, и о праве современных режисеров трактовать классиков...
Ну а что, люди мило беседуют. По ходу общения появляются любопытные мысли, такие как аналогия с экскалатором, например. Единственно остаётся открытым вопрос на все времена - мера художественности. Вряд ли "анархия" субъективных мнений творит т.н. реальность. Конечно, всяк видит по-своему, но не нужно забывать, что проходит ВРЕМЯ, и оно просто удивительным образом всё ставит на свои законные места. Так и чешется, в очередной раз, вспомнить о Бахе, которого надолго забыли. И я не думаю, что ещё через столько же его снова забудут. Мы не можем знать, что будет через 200 лет. Но, то что обозначенный "БГ" встанет в один ряд с "Сталкер"(ом) совершенный нонсенс. Давайте пофантазируем. Нужен объективный критерий. Как его получить? Очень просто. В любой области искусства. От каждой страны, с культурными традициями, возмём по два кандидата, при условии, что это будут явные профессионалы с многолетним опытом (дальнейшие выяснения, а кто же будет удостоин такой высокой чести и почему не я, думаю излишни, поскольку общий суммарный балл всех опрошенных даст далеко не великую погрешность). Так вот, наберётся их человек 300, или 500, или 1000. . . Конечно, над всем этим можно дружно и посмеяться, но тогда непременное - кто в лес, кто по дрова, с обязательным ломанием уж столь дорогих копий.
Интересные мысли... Но меня всегда "смущает" попытка современных режисеров-тусовочников трактовать Пушкина или, скажем, Чайковского - с точки зрения их "видения" классики и классиков. И даже не сама попытка посмотреть на классическое произведение современным взглядом, а именно внушить нам, зрителям, как надо "правильно и по-современному" понимать Пушкина и Чайковского... С содроганием вспоминаю просмотр черняковской постановки "Евгения Онегина"... Фильм Владимира Мирзоева кажется мне вполне заслуживающим внимания.
Алекс, так, по-сути, Черняков и Мирзоев здесь явления одного порядка, лишь с определённой поправкой на Ваш вкус. Увы, он у всех разный. Неужели серьёзно "БГ" можно отнести в разряд искусства? В передаче как раз и обсуждается плюрализм точек зрения. Даже простое чтение есть уже интерпретация. Я уверен, что всё намного проще: 1. Есть режиссёр, который благодаря своему видению преподносит зрителю определённую трактовку. 2. Есть зритель, который благодаря своему видению считывает "код" и соотносит его с внутренним мироощущением. 3. Есть время, которое всех расставляет на свои места.
"Гни свою линию", как поётся в песне, иначе рискуешь потерять "облик аморале"
Что ж тут полемизировать? Стало быть, дожили и до того, что заслужили "фильм о Высоцком, в исполнении Серёженьки Безрукова", с чем и поздравим!"Без стыда рожу не износишь"
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".