Израиль, США, Германия, 2008
Оригинальный язык - иврит. Многолосный перевод на русский язык.
В продолжение моих выкладок израильского кино. Это первый анимационный фильм, который был номинирован на «Оскара» в категории «Лучший фильм, снятый на иностранном языке».
«Вальс с Баширом» не первая анимационная история политического характера. За год до Ари Фольмана Марьян Сатрапи потрясла Канны таким же автобиографическим мультиком «Персеполис», только выполненным в черно-белом стиле. Но если Сатрапи рассказывала о революции в Иране и взрослении восточной девушки между двумя мирами — арабским и европейским — попавшей в ситуацию «я везде чужая», Ари Фольман уходит дальше в документалистику, взявшись за одну из самых больных тем ХХ века — геноцид.
Обычно, когда мы говорим о геноциде, то имеем ввиду Холокост и иногда еще резню армян в Турции, и то из-за многочисленных скандалов по телевидению. Ари Фольман пересказывает в своей исповеди менее известный случай, произошедший сравнительно недавно, почти на пороге нового тысячелетия — уничтожения палестинцев в Ливане в поселениях Сабра и Шатила израильской армией в 1982 году. Причем, что же произошло на самом деле до конца фильма остается загадкой.
Главный герой — никто иной как сам Ари Фольман, ветеран Ливано-Израильской войны, документалист, который не смог найти иного способа рассказать о пережитом им опыте как мультипликация. И вопрос здесь даже не в поисках художественных средств. Многие из тех, кого мы видим на экране дали согласие на интервью лишь с условием, что не покажут их лиц. Ари Фольман сделал раскадровку всего отснятого и с триумфом прокатился по миру.
«Вальс с Баширом» очень поэтичен, начиная с музыкального сопровождения, заканчивая потусторонними сценами с плывущей по морю женщины-матери, укрывшей в своем лоне молодого солдата, сногсшибательная сцена 26 бегущих собак и ключевой для всего фильма сцены вальса с автоматом около портрета Башира Жмайеля. Вообще, осталось чувство, что для самих солдат война напоминает Quake, вернее, никто из них не воспринимает боевые действия как нечто трагичное. Они пьют, с песнями разъезжают на танках и купаются в морских волнах. Они абстрагируются. Но иногда случаются очень настоящие моменты искажающие время и напоминающие холодный душ, будь то стрельба в подростка, танец с автоматом, длящийся может от силы секунд пять, но в глазах боевых товарищей и правда напоминавший вальс в вечности смерти. Военное преступление подобного масштаба становится для Ари больше, чем отрезвлением, его подсознание не выдерживает и вытесняет ее в глубины памяти, чтобы через много лет в далианских снах напомнить о ней, когда нет риска рехнуться. Вопрос в том, а стоит об этом ли помнить, если не он расстреливал мирных жителей? Ан нет. Ари был в первом круге и освещал убийцам небо. Совесть требует взыскать долг, который Фольман отдает всему миру своим уникальным мультфильмом.
Наркотический «трип» завершается документальными кадрами, выводящими зрителя из завороженного состояния музыкальной резни. Это создает довольно сильное впечатление. Ужасный мир оказывается более реальным чем мы думаем. Документалистика с постановочными кадрами давно потеряла легитимность и статус доверия. Ари Фольман необычным приемом подчеркивает ее важность. Сколько мы уже смотрели военных фильмов? Мы даже знаем процедуру съемки батальных сцен. «Вальс с Баширом» отрицает всякую халтуру нечестивых режиссеров, ставя перед ними слишком высокую планку, чтобы хотя бы процентов тридцать из них ее потянули.
Причины войны давно исследованы вдоль и поперек историками, но посттравматические синдромы до сих пор будоражат бывших вояк, да что там, целые нации, от немцев до евреев. О резне в Шатиле и Сабре никто из очевидцев не вспоминал 22 года. Для показа этого феномена в сценарий водится психотерапевт, который всем подробно объяснила, что есть вытеснение по Фрейду.
На сегодняшний день «Вальс с Баширом» чуть ли ни манифест открытого мира, способного к диалогу и обсуждению сложных нелицеприятных тем. К сожалению это пока не совсем так. На планете много еще политических нарывов, которые увеличиваются с каждым годом. Ари Фольман сделал большой вклад в развитие толерантного мира, ничего более убедительного, чем иллюзорная анимация и придумать нельзя. (http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/412474/)
Многотомный архив RAR в 5 частях. Размер распакованного файла AVI 1,4 Гб
Ссылки для скачивания: ч.1 http://narod.ru/disk/23719546001/%D0%92%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%81%20%D1%81%20%D0%91%D0%B0%D1%88%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%BC.part1.rar.html ч.2 http://narod.ru/disk/23726701001/%D0%92%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%81%20%D1%81%20%D0%91%D0%B0%D1%88%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%BC.part2.rar.html ч.3 http://narod.ru/disk/23760912001/%D0%92%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%81%20%D1%81%20%D0%91%D0%B0%D1%88%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%BC.part3.rar.html ч.4 http://narod.ru/disk/23765147001/%D0%92%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%81%20%D1%81%20%D0%91%D0%B0%D1%88%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%BC.part4.rar.html ч.5 http://narod.ru/disk/23786165001/%D0%92%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%81%20%D1%81%20%D0%91%D0%B0%D1%88%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%BC.part5.rar.html
|