Предлагаемые обстоятельства (Авторский цикл А.Смелянского)
01:04
2005 г. 12 выпусков.
Эта программа посвящена судьбе русского театра в предлагаемых
обстоятельствах ХХ века, в предлагаемых обстоятельствах того, что
теперь называют "советской цивилизацией".
Передача 1. «Сверхтеатр» – о формировании театра советской эпохи.
Передача 2. «Барсучья нора». Барсук, зарываясь в землю, сразу делает два
выхода, на всякий случай. В этой программе автор ведет разговор о том,
как выживали в советское время наши выдающиеся режиссеры. И не просто
выживали, а как этот самый запасной выход умели использовать.
Государство заказывало музыку и платило, но музыка звучала не та, или
не совсем та, которую заказывали.
Анатолий Смелянский рассказывает историю, очень характерную для того
времени, когда в кабинет министра культуры Петра Демичева были
приглашены ведущие актеры МХАТа во главе с Олегом Ефремовым на
обсуждение пьесы «Перламутровая Зинаида», которую собирались ставить в
Художественном театре.
Передача 3. «Высокое посещение». В жизни театров время от времени возникали
моменты, когда их посещал руководители партии и государства. Эта
программа посвящена визитам в Художественный театр двух генсеков -
Брежнева в марте 1982 года и Горбачева в апреле 1985. Один визит
закрывал советскую эпоху, другой - открывал новую страницу российской
истории. Леонид Ильич Брежнев посетил спектакль " Так победим" и
пытался общаться с Лениным на сцене, а Михаил Сергеевич Горбачев
смотрел " Дядю Ваню". Автор также вспоминает о посещении МХАТа Сталиным.
Передача 4. «Всего несколько слов в защиту». Часть 1. Эта программа
посвящена очень сложным творческим и человеческим взаимоотношениям двух
крупнейших режиссеров ХХ века – Юрия Любимова и Анатолия Эфроса. У
каждого из них - свой легендарный путь в искусстве, свой творческий
почерк, но волею судьбы и обстоятельств они оказались во власти
времени, которое ставило преграды на их пути. И судьбы их пересекались.
Кодекс художественного поведения, этика, борьба самолюбий, искусство,
власть - все сошлось в этом клубке. Передача 5.Часть 2. Анатолий Смелянский продолжает рассказ о
взаимоотношениях Анатолия Эфроса и Юрия Любимова. Спектакль «Вишневый
сад» в Театре на Таганке, реакция на него Любимова. Его уход из театра,
лишение советского гражданства. Несколько лет главным режиссером Театра
на Таганке был Анатолий Эфрос. А в 1989 г. Любимов вновь возглавил
родной театр.
В программе использованы фрагменты телеспектакля «Несколько слов в
защиту господина де Мольера», а также уникальные кино и фотоматериалы.
Передача 6. «Политические гастроли». В системе советской театральной жизни
был своего рода карнавальный элемент - гастроли. Разрешенный и хорошо
организованный советский театральный карнавал: лето, отпуск, выход за
пределы своего мирка, встречи с иной культурой, другими людьми, другими
городами, республиками или странами, чувство относительной свободы,
заработки, ироничная культура совместного театрального быта. Приезд
Художественного театра - это всегда было культурно-политическое
событие. В программе Анатолий Смелянский подробно рассказывает о
гастролях МХАТ в Среднюю Азию в 1981 году.
В программе использованы фотоработы Игоря Александрова - фотографа
музея МХАТ, материалы из Государственного Архива Кинофотодокументов.
Передача 7. «Государственный режиссер».Часть 1. В кабинете Георгия
Александровича Товстоногова в БДТ Анатолий Смелянский размышляет о том,
что здесь был один из главных островков советской театральной
цивилизации, театр-государство, театр-страна, театр-дом, театр великих
артистов, где было огромное количество прекрасных спектаклей. И было
понятие - государственный режиссер, не иронически, не в кавычках, а в
прямом смысле. 30 лет в этом доме беспартийный государственный режиссер
Георгий Александрович Товстоногов руководил уникальным театром. Передача 8. Часть 2. И снова Анатолий Смелянский в кабинете Товстоногова.
Разговор идет о «Мещанах» Горького, о спектакле «Балалайкин и Ко»,
поставленном на сцене «Современника», о «Хануме». И, наконец, о главном
спектакле Товстоногова - «История лошади», о великом артисте Евгении
Лебедеве, об актерском ансамбле БДТ, достигшем абсолютной своей вершины
и мощи.
Передача 9. «Братья и сестры». Театр-дом или театр-семья чаще всего
завязывается на какой-то общей работе, общем спектакле. На нее
оглядываются, ей живут, питаются, причем это легенда и для самих
актеров и для зрителей - об этом рассказывает Анатолий Смелянский из
кабинета Льва Додина - создателя и руководителя Малого драматического
театра - театра Европы. Почти два десятилетия тому назад, под занавес
советского времени Додин и его актеры сотворили двухчасовую фреску по
мотивам романа Федора Абрамова «Братья и сестры». Этот спектакль и стал
камертоном, началом истории Малого драматического театра.
Передача 10. «Дальше тишина». Есть несколько пьес в мировом репертуаре,
которые по своей природе обречены быть движущимся зеркалом истории.
Одной из таких пьес был и остается шекспировский «Гамлет». Программа
посвящена интерпретациям этой пьесы в советском театре. В поле зрения:
«Гамлет» Михаила Чехова, «Гамлет» Акимова, несыгранный «Гамлет»
Б.Ливанова, «Гамлет» Охлопкова и Самойлова, «Гамлет» Любимова и
Высоцкого, «Гамлет» Тарковского и Солоницына, «Гамлет» Смоктуновского и
Козинцева, «Гамлет» Стуруа и Райкина, «Гамлет» Някрошюса.
Передача 11. «Если бы знать». В истории культуры, в истории театра бывают
судьбы людей, художников, бывают судьбы идей, но бывают и судьбы пьес,
которые прихотливо растут, изменяются вместе со временем и влияют на
жизнь тех, кто пытается дать этим пьесам сценическую жизнь. Анатолий
Смелянский размышляет о пьесе А.Чехова «Три сестры» из дома писателя в
Ялте. Программа посвящена нескольким интерпретациям этой пьесы, начиная
со мхатовской постановки Немировича-Данченко 1939 года, через
эфросовские «Три сестры» (1967), через любимовскую постановку (1981),
и, наконец, Анатолий Смелянский обращается к последнему спектаклю
Ефремова (1997).
Передача 12. «Куда ж нам плыть». Двенадцатая, заключительная программа цикла
посвящена творчеству и жизни Олега Николаевича Ефремова, актера,
режиссера, 30 лет руководившего МХАТом. Анатолий Смелянский обращается
к одной из самых драматических страниц истории МХАТа - разделу труппы
на две части и роли Олега Ефремова в этом. «Вернуть имя Чехова
Художественному театру оказалось делом нетрудным, а вернуть отлетевший
от этого здания дух Художественного театра, оказалось делом практически
невозможным».
Программа - лауреат ТЭФИ-2005 в номинации «Программа об искусстве».
Опять мэйл глючит! Меня уже закидали сообщениями в личку с просьбами "обновить недействующие ссылки" по другим материалам.. будем ждать.. может, со временем мэйл очухается - и отдаст!
Этот цикл видела, но иметь в видеотеке и пересмотреть -прекрасная возможность. Спасибо! Натали, и остальные циклы стОит выкладывать!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".