|
Пианист Березовский о дирижерах. Странные выводы.
| |
Amvrosiy | Дата: Четверг, 08 Сентября 16, 17:18 | Сообщение # 16 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 521
Статус: Offline
| Опишу пример. Как я узнаю стиль Караяна. (писано сугубо на том, что чувствуют мои ушки, поэтому на серьезный анализ и намека нет и не дай Бог) Караян имеет свой стиль красоты, причем иногда в ущерб музыкальному материалу. Как отличить Караяна от других его коллег по палочке, или руки или еще хуже, зубочистки. У Караяна все гладко выверено, особенно поздние записи, начиная с середины 70-х годов. В медленных движениях он играет медленнее, часто выпирают струнные, медь он, как мне кажется, не очень уважает, посему она немного "спрятана"в оркестре. Звук литавров часто "крикливо-звонкий" с середины 70 годов, дабы сделать звук еще красивее специально приглушил их . Звук тарелок немного матовый, они в его оркестре не брызгают а просто немного и глуховато звучат. Караяна легче всего узнать по медленным частям музыки. Именно эти части вернее всего выдадут то, что играны он под управлением Караяна. Музыку Барокко вообще Караян трактовал как Вагнера. Ничего общего с барокко его трактовки не имеют . Во время прослушивания складывается ощущение, что играны они по обработке Леопольда Стоковского в роде - Как бы Бах звучал в современном составе оркестра" . Его записи опер узнать не составит труда. Если Вагнер специально выставлял оркестр впереди певцов, То Верди хоть и миел некоторое его влияние, так не делал. Караян же и вердиевские оперы трактует как вагнера - бричку впереди лошади. В операх Верди он просто душит певцов выпячиванием оркестра. Как-то так. про Игру Яши Хейфеца можно сказать просто- играл по-дъявольски. Про игру Горовица тоже самое.
|
|
| |
Furtwangler | Дата: Пятница, 09 Сентября 16, 19:00 | Сообщение # 17 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 2073
Статус: Offline
| Цитата Amvrosiy ( ) вердиевские оперы трактует как вагнера И это очень хорошо для этих опер. При некоторых особенностях его стиля Караян был потрясающе музыкальным человеком и слушая с ним итальянские оперы никогда не скажешь, что это звучит как шарманка.ъ
Что касается Рихтера и Гаврилова, то Рихтер играет эти сюиты и правда хуже, чем товарищ Г. Не удивительно, что в слепом прослушивании их путали.
Гони друзей,что предали однажды,кто предал раз,предаст тебя и дважды...
|
|
| |
евгений3786 | Дата: Воскресенье, 18 Сентября 16, 23:28 | Сообщение # 18 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 13
Статус: Offline
| Мне кажется,что узнать вслепую дирижёра можно только по материалу,который вы уже слышали и знаете,кто его исполняет.Караян,исполняя симфонии Бетховена записи DG 1960-1964 года--это одно.А записи 1976 и далее--это другое.Вот,к примеру,Челибидаке почти разжёвывает слушателю каждую фразу и партию каждого инструмента.Причём,как правило,в очень медленном темпе.Можно считать это его "фишкой".Караян при исполнении симфоний Бетховена непомерно использует контрабасы.Они очень тяжелы.Зато по ним я легко узнаю его исполнение.Арнонкур при исполнении тех-же симфоний Бетховена прозрачен так,что слышен любой инструмент.Кроме того,удивительно ощущается сценическое пространство.Может конечно это всё относиться к достижениям звукозаписи.Но,согласитесь,чем лучше запись и воспроизводящий тракт,тем больше подробностей,эмоций и отличий в исполнении.Из музыкантов-скрипачей я,наверное,узнал бы Хейфица.Цыганский тембр его скрипки достаточно быстро узнаваем.Хотя так-же звучит скрипка у Граппелли.Очень показательна запись Менухина и Граппелли "Menuhin & Grappelli Play...".Я совсем недавно озаботился покупкой очередного boxseta симфоний Бетховена.У меня есть полные комплекты Караяна,Бруно Вальтера,Арнонкура.Я наметил покупку Франса Брёггена.Но есть два полных комплекта.Последний--Live.Знающий человек сказал,что они совершенно разные по исполнению.Ну и как вы угадаете Кто есть Кто?
|
|
| |
glorguint | Дата: Пятница, 30 Сентября 16, 22:38 | Сообщение # 19 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 250
Статус: Offline
| Вообще говоря, вопрос интересный. Если Березовский предложит мне определить на слух дирижёра, стиль которого я не представляю, например, слышал только имя, конечно же, я его не узнаю. Если это будет одно из знакомых мне исполнений какого-нибудь из моих любимых произведений, я просто узнаю конкретное звучание и смогу его идентифицировать. Это два крайних случая. Мне кажется, Березовский не говорит ни о том, ни о другом. Поскольку он предлагает своё пари музыкальным критикам, предполагается, что критик хорошо знает, кто как дирижирует. С другой стороны, любимые записи - это тоже слишком легко. Скорее всего, речь идёт вот о чём: может ли меломан узнать стиль знакомого дирижёра в незнакомом произведении?
Если говорить конкретно о Караяне, то это слишком легко. У меня вообще создалось ощущение, что его специфическое звучание - больше результат звукорежиссуры, а не собственно дирижирования, как известно, Караян предпочитал работать именно в студии, принимая личное участие в расстановке микрофонов и сведении записи. В его записях очевидно использование искусственного панорамирования, реверберации и частотной коррекции, при этом все студийные эффекты у Караяна сделаны грамотно и к месту. Но если все записи Караяна действительно звучат похоже, то, например, Бём совершенно по-разному исполняет музыку разных композиторов. Упомянутый в интервью Клайбер тоже очень гибок в зависимости от исполняемой музыки, его немудрено не узнать. Более того, насколько я знаю, Клайбер современным сообществом дирижёров был признан величайшим дирижёром в истории, и отсутствие у него какого-то характерного стиля, который заметен вне зависимости от исполняемого материала - это один из атрибутов его величия. Этот музыкант не навязывает музыке свой стиль, а раскрывает её возможности через свою индивидуальность. Можно даже предположить, что чем больше талант дирижёра, тем сложнее его узнать: его собственный стиль растворяется в трактовке каждого конкретного произведения.
Кроме того, я бы отметил такой момент: чем сложнее произведение и чем больше оно для меня значит, тем важнее становится исполнение. При этом не всегда любимый дирижёр предпочтителен во всех произведениях, например, Вагнер мне больше всего нравится в исполнении Булеза, но при этом у этого дирижёра откровенно неудачная "Валькирия". С другой стороны, мне обычно не нравится, как Пёрселла исполняет Деллер, но именно у него мне больше всего нравится "Королева фей".
С березовсковским "почти не профессия" интересно сочетается и то, что великие дирижёры, как правило, были тиранами. Можно предположить, что одна из функций дирижёра - не чисто художественная, а организационная. Дирижёр - это человек, который заставляет музыкантов пахать на результат, а не филонить. Чем выше дисциплина в оркестре, тем лучше звучание. А трактовка - это уже вторично. Придумать, как сыграть произведение относительно легко, ты добейся от музыкантов того результата, который задумал. Есть даже такая шутка на тему: относитесь с пониманием к труду дирижёра, вы видите перед собой одного идиота, а вы целую толпу.
Ковчег строил любитель. Профессионалы построили "Титаник".
|
|
| |
Amvrosiy | Дата: Воскресенье, 02 Октября 16, 12:23 | Сообщение # 20 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 521
Статус: Offline
| Цитата glorguint ( ) Если говорить конкретно о Караяне, то это слишком легко. У меня вообще создалось ощущение, что его специфическое звучание - больше результат звукорежиссуры, а не собственно дирижирования, как известно, Караян предпочитал работать именно в студии, принимая личное участие в расстановке микрофонов и сведении записи. В его записях очевидно использование искусственного панорамирования, реверберации и частотной коррекции, при этом все студийные эффекты у Караяна сделаны грамотно и к месту. Я давно заметил, что аудио записи Караяна сверх высокого качества (особенно ДГ), кажется мне, что все таки он сам эти звукозаписи режиссировал лично, также контролировал техническую сторону над работой с мастер-лентой. Правда цифровые его записи звучат, как мне кажется, без его особого участия. Последний сет Бетховенских симфонии просто музыкальный трупак. При прослушке этого сета хорошо слышно как с симфонии содрано мясо и звучит один скелет. Если сет 62 года звучит с душой и чувствуется Бетховен, сет 1976 года, который записан в квадро тоже неплох, там слышна мощь, гром и молнии, слышна борьба, хоть и слабо, драматургия тоже слабовата, но героизма в этом сете навалом, ну и красивый полированный звук естественно, то цифровой сет вообще ужасен, обглоданный и отполированный скелет. Этот сет можно назвать игрой будущего, когда спустя 200 или 300 лет люди изобретут роботов, которых запрогроммируют играть на музыкальных инструментах, то музыка из их металлических рук да электромозга будет звучать как последний караяновский сет Бетховенских симфоний.
|
|
| |
glorguint | Дата: Понедельник, 03 Октября 16, 20:57 | Сообщение # 21 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 250
Статус: Offline
| Кстати, было бы интересно вот что: попробовать узнать стиль Караяна не на студийной записи. Остаётся ли что-то от его обычного звучания в зале? Где нет характерной караяновской звукорежиссуры, а только динамический баланс и темпы. Вот от "Парсифаля" под управлением Баренбойма, на мой взгляд, что-то остаётся, я слушал и студийную версию, и запись спектакля.
Ковчег строил любитель. Профессионалы построили "Титаник".
|
|
| |
Amvrosiy | Дата: Среда, 05 Октября 16, 18:55 | Сообщение # 22 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 521
Статус: Offline
| Цитата glorguint ( ) Кстати, было бы интересно вот что: попробовать узнать стиль Караяна не на студийной записи. Остаётся ли что-то от его обычного звучания в зале? Где нет характерной караяновской звукорежиссуры, а только динамический баланс и темпы. Можно узнать, но на живых записях в ДГ. Другие узнать сложно. Свой "Sound Karajan" вкладывал именно в студийные записи, так как именно студийные хорошо продаются, и поэтому он то, чтоб подсадить человека на свои записи и делал все возможное как с оркестром, так и со звукорежиссурой лично. В живые записи, он, разумеется, тоже вкладывал многое. Но за живыми записями в ДГ он следил как и за студийными, поэтому живые ДГшные не отличаются от студийных. Кашля там нет, и записано профессионально.Вот живые записи в эми и еще с кучей разных фирм записаны плохо, единственная запись оперы "Травиата" отвратного качества. Остается загадкой, от чего он никогда не записал эту оперу в студии. Думаю что живые его записи узнать сложно (исключая ДГ) в студийке он ставил микрофоны на струнные ближе, поэтому во многих произведения струнные рычат громче всех. Пример - 3 часть пятой симфонии Бетховена записанной 1977 года, в середине струнные волончели и контробасы рычат громче всего оркестра когда тот звучит tutti. Очевидно у него фишка была ставить микрофоны близко к низким струнным. Медь никогда не выпирает, литавры тоже. В живых записях этого фокуса нет. Поэтому, частично можно согласится, что главная фишка узнавания стиля Караяна считается звукорежиссура, расстановка оркестра и микрофоны к нему. Но и талант дирижера и его коллектива тоже не на последнем месте. Поправьте если ошибаюсь, но после смерти Караяна должность берлинского дирижера занял Клаудио Аббадо. Музыканты те же, звук другой. Варианта два. Либо Аббадо не делал фокусы с микрофонами и звукорежиссурой не занимался, либо все таки у Аббадо стиль именно Аббадо. Я думаю оба варианта верны. Мое мнение, что Красота караяновского звука в том что он выпирал сильно струнные, плюс медленные части играл ооочень медленно. Ну и звуковые фокусы. Например Адажиетто Малера имеет просто космическое звучание. При прослушке мне кажется, что Караян вообще полностью режиссировал эту запись. Сам микрофоны расставлял, сам выбирал место для записи, и сам нажимал на кнопки при окончательной работе с мастер-лентой. Занимаясь проектом по записи Пятой Малера, он именно делал это не ради денег, а хотел показать как чувствует в душе Малера. Эту запись в полной мере можно назвать автобиографией Караяна. Недаром он записал ее в довольно позднем возрасте.
|
|
| |
|
|