Джузеппе Доменико Скарлатти.Гений ритма и карнавала жизни. - Страница 4 - intoclassics.net - форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 4 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Джузеппе Доменико Скарлатти.Гений ритма и карнавала жизни.
StachelbeerenДата: Среда, 21 Августа 13, 20:33 | Сообщение # 46
Группа: Проверенные
Сообщений: 28
Статус: Offline
Клавикорд по чисто техническим причинам не подойдет для сонат Скарлатти. Во-первых, диапазон клавикорда почти никогда не превышает 4-х октав (С - с3),  у Скарлатти часто встречаются ноты и выше до третьей, и ниже До большой. Во-вторых на клавикорде, в силу особенностей механики, не возможно играть кластеры (рядом разположенные клавиши связаны механически), а кластеры достаточно часто встречаются в сонатах Скарлатти, еще чаще в виде аччаккатур (когда одновременно со звуком берется вводный тон к нему). Так что клавикорд отпадает. А насчет пианофорте - пожалуйста. Прецеденты были - http://intoclassics.net/news/2009-10-27-10269 (правда там ссылка сдохла) Да и в принципе ранние пианофорте, а точнее тангентфлюгель появился в 40-х годах XVIII века, и чисто теоретически Скарлатти мог ознакомиться с этим инструментом. Но на практике, врятли немецкое изобретение могло так быстро добраться до Испании. Да и сама музыка Скарлатти выдает свое клавесинное происхождение, и клавесинное же предназночение. Хотя, если подумать, из идеи сыграть некоторые (далеко не все) сонаты на раннем пианофорте может что-то получится. Дело за пианистами - клавесинистами - клавиристами. :)
 
ЗемляДата: Среда, 21 Августа 13, 23:39 | Сообщение # 47
Группа: Проверенные
Сообщений: 2951
Статус: Offline
Нет, я остаюсь при своём мнении, что инструмент решающего значения не имеет. Главное - исполнитель, исполнение, то, что и как он хочет передать и передаёт. Ведь 90% записей Скарлатти на фортепиано навевает либо скуку, либо тоску и раздражают, в конце-концов, этим. 10% можно слушать с интересом, но не соглашаясь с трактовкой. И только менее 1% воспринимаются как примерно то, что надо, или около того. Но, повторяю, потенциально рояль даёт больше свободы и средств выражения, чем клавесин, но лишён того, что есть у клавесина. Ни то, ни другое не годится в полной мере, но рояль в принципе получше - особенно в тех сонатах, которые самые содержательные и есть. А лучше бы всего, наверно, звучал бы клавир-синтезатор, который использовал Дон Дорси в своих электронно-клавирных обработках Бетховена и Баха (или ещё кого-то? - не помню уже). По тембру это нечто среднее между клавесином, клавикордом, пианофорте и со всеми возможностями динамической градации звука и правой педали фортепиано. Тоже не идеал, но как вариант годится. На самом же деле инструмента, на котором сонаты Скарлатти раскрывались бы в полной мере, не существует. Пока или всегда так вот "пока" - не знаю. Приходится довольствоваться абстрактным слышанием этой музыки в своей голове, а лучший помощник-посредник в этом, всё же, пусть будет рояль нам. Клавесин - на втором месте после него. Что касается пианофорте, то трудно сказать что-либо о нём. Всё-таки это какой-то недоинструмент - ни рыба, ни мясо, так сказать. Оттого он и вымер, оставив крайние свои ипостаси - клавесин и рояль. Слушаю вот сейчас Скарлатти на пианофорте по вышеприведённой ссылке и сразу же не нравится само исполнение: нет огня и страсти. А это - всё: дальше можно не слушать - всё будет сплошной трюизм какой-то. Скучно.

Что касается ассоциаций г-на Отрепьева с музыкой Скарлатти, то мне представляется, что они возникли на основании мелодиевской пластинки с концертным исполнением Гилельсом 7-ми сонат Скарлатти где-то, не помню, в 60-м или в 60-х, или в начале 70-х. Мне там гилельсовское исполнение Скарлатти не нравится - не нравится именно вот по этому передаваемому там Гилельсом состоянию тревожно-маниакальной депрессии, наполненной сковывающих (на грани психоза) фобий. Видимо, таково было неважное самочувствие самого маэстро в момент того его концерта-выступления. Может быть, такая была погода в тот день, или в его программе были далее произведения, требующие такого вот состояния исполнителя, и он уже настроился на это состояние заранее. Не знаю. На самом деле в Скарлати должно присутствовать изначально полное психическое здоровье. Но при этом он очень умён, мудр, очень чувствителен, эмоционально динамичен, по натуре своей игрив, подвижен, но при этом всегда в совершенно здоровом уме и ясном видении всего, в чём он участвует, как бы со стороны, вполне критично и адекватно - это его постоянно бодрствующее второе "я". Первое живёт, бушует в вихре круговерти страстей, отдаётся всему сполна, с азартом игрока, напористо и игриво (есть в этом что-то детское, детское эгоистично непосредственное: мне, мне, мне, хочу, дайте!) - той же жгуче острой меланхолии, кстати, тоже, как и испугам и так далее - а второе как бы более взрослое, старшее и мудрое "я" всё это (лицедейство первого) видит со стороны, чуть скептично, но в общем-то благосклонно наблюдает, чуть иногда ухмыляясь перипетиям, в которые попадает первое столь активно и даже яростно увлечённое живущее и действующее "я". ...Да-да! Скорее всего это всё отражение происхождения этих сонат - пьес для обучения молодых учеников и учениц, обучения старшим товарищем и наставником, умудрённым опытом. Наставник - это Скарлатти-педагог (он же - автор упражнений), а герои его сонат - его молодые ученики и ученицы со всеми их характеристиками молодости и общественного взбалмошенного положения, где "хочу" равняется "можно" и всё такое. Точно! Вспоминается соната (не помню номера) ре мажор на три четверти. Очень странная для исполнителя и очень яркая соната. Думаю, её никто никогда особо не будет стремиться играть из-за этой странности непонятности: о чём она? Очевидно, играть надо сильно и грубо. А почему? Ведь так нельзя! .... Теперь я вижу ОТКУДА странность. столь непонятная всем, кто бы ни взялся за разучивание её, - это роль воплощенного в этой пьесе лирического героя. Исполнителю вряд ли придёт в голову, что он должен тут оказаться в шкуре взбалмошного молодого человека - принца или принцессы, которым всё позволено или которые хотят думать или стремятся к тому, что им всё позволено. И вот начинается урок фехтования или не урок, а соревнование между этим молодым принцем и кем-то из придворных статистов. Вот прогремели фанфары - состязание на шпагах начинается! Вот принц дерзко агрессивно идёт в атаку на соперника: тах-тиритах - рубит шпагой направо-налево. "Стоп!" кричит судья (или тренер). "Назад!" Возможно принц нарушил правило или в один миг преодолел дистанцию, за которой нельзя далее драться. Дерущиеся встают на исходные позиции - сигнал к началу, и опять то же самое - молодой человек рьяно бросается в атаку, он уверен что победит любого, он - принц, а все - его слуги или побеждённые. Опять удары шпаги быстро-быстро направо-налево - весь боезапас расстрелян вмиг. "Стоп!", опять кричит судья (или тренер). И тут наблюдающие за всем этим юные фрейлины, девицы при дворе начинают наперебой кудахтать между собой, восторженно и столь же легкомысленно-ветренно. Принц чувствует себя победителем, хотя бой ещё не завершён, он уже гордо-важно подбоченился и едва-едва с довольною улыбкою героя-победителя кланяется зрителям, принимая их аплодисменты как должное и само собой разумеющееся. ...Вдруг он теряет ко всему происходящему интерес - ему вспомнилась другая, предмет его любви, её нет среди присутствующих ,а её сердце всё ещё не открылось ему навстречу - ему взгрустнулось, да так сильно взгрустнулось! О, какая это жгучая тоска, тоска неразделённой любви юного пылкого сердца принца! Но вновь сигнал к бою - и принц, словно компенсируя свою любовную недостачу, с ещё большим отважно отчаянным и самоуверенным рвением скрещивает шпаги со своим условным соперником. ... И так далее. ... Вот так это всё и надо играть - резко, бравурно, грубо, сильно и не бояться, что это будет выглядеть странно. ... Да, странная соната. Но если всё её содержание объяснить вот таким сюжетом, вся странность исчезает. И ведь такой сюжет - проза жизни для двора, при котором Скарлатти служил учителем музыки. О написал музыку о повседневном и вполне обычном. ...  ...Бетховен - это несколько (или совсем) другой тип личности. Похожего на Скарлатти, наверно, никого нет. Можно проводить параллели с Моцартом (обоих роднит высокая концентрация внезапно сменяющих друг друга порою контрастных состояний и событий за короткий промежуток времени, эта жгуче-острая и в то же время томительно сладостная меланхолия-мольба, активное жизнелюбие, мечтательность и исповедальная лирика, выражаемая кратко, недолго и закруглённо-выпукло, ... что ещё?). Но и Моцарт - другой. А так... больше нет никого, кто бы походил на Скарлатти по психотипу, выраженному в музыке.

Я абсолютно согласна со всеми характеристиками музыки Скарлатти , выданными здесь автором этой темы. Разделяю его чувства и отношение.


Сообщение отредактировал Земля - Четверг, 22 Августа 13, 00:38
 
RomusДата: Четверг, 22 Августа 13, 00:51 | Сообщение # 48
Группа: Проверенные
Сообщений: 55
Статус: Offline
Музыка Скарлатти совершенна по всем параметрам и афористичкски бьёт  по нужным точкам.Классическая ясность и стройность,романтическая взволнованность,модернистки острая по ритму,барочная по глубине,импрессионистическая по краскам,народная по колориту.Совершенство во всем...

Добавлено (22 Августа 13, 00:51)
---------------------------------------------
Солер углубил все находки Джузеппе...наполнив ещё большей глубиной и трагизмом.

 
ОтрепьевДата: Четверг, 22 Августа 13, 01:26 | Сообщение # 49
Группа: Пользователи
Сообщений: 125
Статус: Offline
Цитата
"Земле":
...то мне представляется, что они возникли на основании мелодиевской пластинки с концертным исполнением Гилельсом 7-ми сонат Скарлатти где-то, не помню, в 60-м или в 60-х, или в начале 70-х....
Если уж на что-то и мог бы "опираться" в своём мнении о "характере" Скарлатти, то уж, прежде всего на исполнение Вандой Ландовской, но никак не на ЭГГ, который как раз, "раскрывает" только одну сторону этих сонат (вполне удачно, но в этом -"не одинок"), а именно, "меланхолию", да и слишком мало он из них записал чтобы можно было сделать широкие выводы психологического характера... respect
 
StachelbeerenДата: Четверг, 22 Августа 13, 10:27 | Сообщение # 50
Группа: Проверенные
Сообщений: 28
Статус: Offline
Цитата
Что касается пианофорте, то трудно сказать что-либо о нём. Всё-таки это какой-то недоинструмент - ни рыба, ни мясо, так сказать.
Ну не знаю, не знаю, - Моцарту нравилось!  :p Ну уж а клавир - синтезатор просто насмешил. 

А вообще, естественно я согласен, что иполнитель важнее инструмента, и что все зависит именно от исполнителя. Но! Зачем же так мучится и играть Скарлатти на фортепиано, вылезая из кожи вон, что бы добиться хоть какой-нибудь выразительности. Ведь на клавесине это проще и безболезнее для нервной системы. Клавесин  дает исполнителю широкий спектор возможностей. И это не только регистры и всякие другие примочки это и сами ощущения при игре, ощущение живого биения струны. Рояль же сковывает испорлнителя, затягивая его в "смирительную рубашку" и не дает выразить все душевные переживания. И игра превращаеться в воспроизведение нотного текста! Поэтому то пианисты играя Скарлатти и максимально романтизируют - шопенизируют его, подсознательно неудовлетворяясь  выбранным инструментом и пытаясь хоть как-то спасти ситуацию.
И еще, важно. Мы ведь говорим о профессиональном концертном исполнительстве, где на исполнителя ложиться вся ответственность за исполнение выбранного им произведения. А у себя дома, понятно, мы все будем играть любимого Скарлатти на домашнем пианино и радоваться жизни, рассуждая о том, какой же у меня хороший "Красный октябрь" и как же я великолепно на нем играю! Но профессиональное исполнение это другое. Тут, конечно, не запретишь пианистам играть "нашего" клавесинного Скарлатти, да и не нужно. Важно чтобы пианист, играя барокко понимал, что это другой язык, не менее выразительный и экспрессивный чем превычный романтизм, но другой. И всех композиторов не причешешь под одну гребенку, играя красим звуком с правой педалью, изящно фразируя, но примерно одинаково. Так не выйдет!

В общем, клавесин - Скарлатти, рояль - Шопену, синтезатор - Земле, а я умываю руки!
 
RomusДата: Четверг, 22 Августа 13, 16:16 | Сообщение # 51
Группа: Проверенные
Сообщений: 55
Статус: Offline
Мало так о сути музыки мы говорим,все о нюансах интерпретации.
 
partiДата: Четверг, 22 Августа 13, 17:51 | Сообщение # 52
Группа: Проверенные
Сообщений: 235
Статус: Offline
Так может суть музыки и кроется в нюансах интерпретаций? :) Спасибо участникам, с удовольствием следил за темой. Лично мне позиция Земли ближе, и фортепианно-лирический Скарлатти в духе Anne Quelefec или Dubravka Tomsic нравится не меньше Киркпатрика. Отдельная благодарность за видео различных исполнений.
 
RomusДата: Четверг, 22 Августа 13, 20:22 | Сообщение # 53
Группа: Проверенные
Сообщений: 55
Статус: Offline
По мне,по силе эмоциональной ярости и мощи токкатной,монументального драматизма...с Россом мало кто сравнится.Он записывал цикл,будучи смертельно больным,поэтому для него это было каким-то особенным шагом.Правда на вопрос зачем он это сделал,он сказал,чтобы остаться в истории первым исполнителем полного комплекта сонат мэтра.:-) :-) :-) Мне нравится у Скотта и Куперен,и Бах,и Рамо.Идеальный стиль выработал,четкий,мужественный,эмоциональный.У Бендера более был рафинированный подход,но тоже есть проблески чего-то выдающегося...А Росс как остаётся всегда современным в своём подходе,он вне аутентиков-педантов.В цикле он использовал разные инструменты,с солнечным тембром,с металлическим жёстким,с несколько игрушечным...с монументально-эпическим.

Добавлено (22 Августа 13, 20:22)
---------------------------------------------
Ну это дело вкуса и того,кто что ищет в музыке Джузеппе.:-)

 
ЗемляДата: Четверг, 22 Августа 13, 22:30 | Сообщение # 54
Группа: Проверенные
Сообщений: 2951
Статус: Offline
Музыка в голове звучит всегда не так, как реальные натуральные инструменты. Сегодня я вспоминала ре мажорную сонату (лень искать номер сейчас, потом посмотрю) на три четверти. Темп не указан (или указан как быстрый - не помню), а я сразу чувствую-вижу, что играть нужно тихо и медленно, как будто крадучась по едва различимой лесенке в дымке утреннего тумана куда-то по пологой наклонной ввысь - по воздуху в горы, наверно, - боясь спугнуть как саму эту почти незримую призрачную лесенку, так и всю удивительнейшую волшебнейшую атмосферу утра где-то в предгорье, почти в горах. Тишина, и звучат эти поднимающиеся осторожно, словно на цыпочках, затаив дыхание, терции в левой руке в первой октаве. Определённо, это какие-то полупрозрачные эльфы или нимфы (я слаба в мифологии) в белых с желтоватым оттенком и ещё более полупрозрачных одеяниях. Лучи восходящего утреннего солнца, освещающие стелющиеся облака тумана, скрывающего за собой, должно быть, горные пейзажи, тишина, покой и какой-то тонкий трепет едва уловимой хрупкой жизни, - упоение, робкое, нежное, боязливое, душа устремлена словно в небо, теряющееся, скрывающееся за светом освещённой солнцем утренней дымки-пелены, и словно раскрепощается, вдыхает тонкое и едва уловимое - вышнее. Звучит Скарлатти, вот эта его соната. ...Какой это инструмент? Определённо, это - фортепиано. Но какое? Ненатуральное. Оно, с одной стороны, очень близкое - словно микрофоны вставлены ему вовнутрь, а с другой стороны, звук то разносится далеко и возвращается долгим, но негромким эхом, то сильней, то никак. Всё напоминает то, что это будто бы звук фортепиано не из инструмента, а из многочисленных развешанных вокруг и невидимых колонок. Они со всех сторон - ближе, дальше, ещё дальше, они звучат то все вместе, то не все, то по-отдельности, а акустика чем-то напоминает акустику мрамора в большом помещении, быть может, бани или ... не знаю, чего. Это словно сам воздух вокруг звучит и поёт. Но поёт как живой, как организм организм - неровно, трепетно, с дыханием, то умолкая, то возносясь звучаньем вновь. И звуки эти словно висят, висят, висят в воздухе. И тают. Точней, они возникают, как какие-то гроздья, непредсказуемо - то тут, то там, то все вместе, то порознь - и гаснут тихо, растворяясь, словно призраки или волшебные создания (эльфы, нимфы). А когда в левой руке вдруг резко раздаётся диссонансный (как глухое сотрясение земли под ногами) кластер аккорда, тут же одновременно мне слышится скребущий звук гитарных струн, какой они (струны гитары) обычно издают, когда по ним скользят пальцы гитариста. (Есть что-то нервически неприятное, отталкивающее, ужасающее в этом звуке - что-то напоминающее о печальной прозе будничной жизни, оставшейся где-то за пределами этого утра в горах, но неизбежной - возможно, что неизбежной и, увы, всюду по пятам преследующей нас, такой нежеланной). Кажется, что звучит не просто рояль, но рояль-гитара какая-то - большая, в четверть, в треть пространства передо мной, но невидимая, несуществующая физически, выдающая себя вот только этими внезапно диссонансными звуками резкого аккорда в левой руке и этим скрипом гитарных струн одновременно. Четыре такта минора, четыре повторения в разных вариациях вот этого диссонансного вскрика, печально-тихого заклинания миру оставленному, и всё возвращается опять к устремлению к небесам. Но уже с послевкусием мыслей дурных и с подспудным их ядом, отброшенным, задавленным, но всё же продолжающим действовать... Похоже на некоторые места Моцарта по ощущениям, не правда ли? (Например, с ощущениями после двух будто бы переживающих какое-то несварение желудка тактов посередине медленной части 35-й, если не путаю, симфонии...) ... ... ...Да, так со сцены на рояле не сыграть никогда. А вот записать и воспроизвести на большой аппаратуре на большой громкости эту тихую игру на фортепиано и услышать воображаемый скрип струн гигантской гитары при этом, наверно, можно.

И во всей этой моей умственно звучащей фантазии нет места звуку клавесина (в данной сонате). Увы.
И со многими сонатами так.

Кстати, Гилельса-1955, пять его сонат Скарлатти, в особенности же ми мажор и си минор, я именно так и слушаю всегда - на большой или очень большой громкости, т. е. в нереальном звучании. (Получается, как будто рояль, а уже и не совсем.)


Сообщение отредактировал Земля - Четверг, 22 Августа 13, 23:04
 
RomusДата: Четверг, 22 Августа 13, 23:26 | Сообщение # 55
Группа: Проверенные
Сообщений: 55
Статус: Offline
Мощное восприятие...)

Добавлено (22 Августа 13, 23:26)
---------------------------------------------
Не каждому дано так чувствовать такие вещи...

 
ЗемляДата: Пятница, 23 Августа 13, 01:18 | Сообщение # 56
Группа: Проверенные
Сообщений: 2951
Статус: Offline
Это было описание по воспоминанию как бы вот этой сонаты - сонаты К. 161 (тут она на клавесина и в темпе Аллегро):



На органе и тоже в маловыразительном быстром и лёгком темпе:



Как видите, всё не то, товарищи. О чём и речь. Рояль рулит, товарищи! (Ненастоящий)
 
RomusДата: Пятница, 23 Августа 13, 01:24 | Сообщение # 57
Группа: Проверенные
Сообщений: 55
Статус: Offline
Клавесин Рюкерс тоже.:-)
 
ЗемляДата: Пятница, 23 Августа 13, 03:25 | Сообщение # 58
Группа: Проверенные
Сообщений: 2951
Статус: Offline
Вот само по себе хорошее (неплохое) исполнение медленного Скарлатти на рояле и звук у рояля глубокий широкий, подходящий. 



А если бы это всё ещё пропустить через всякие пространственно-акустические эффекты, то получится примерно то, о чём я пишу - о слышании Скарлатти на несуществующем фортепиано, как варианте наиболее полного раскрытия глубины и масштаба его музыки.

И вот у этого прежде неизвестного мне пианиста Антонио ди Бонавентура (запись 1972 года), кажется, как говорится, "всё на месте" в плане энергетики, тонуса, характера и настроя, хотя, нет ... слушаю дальше и уже слышу: яркости переживания, эмоциональности, драматизма и экспрессии можно было бы и добавить - раза в 2, в 3 или в 4-5-6-7-8. Тем не менее, звучит свежо и освежающе (в сравнении со многими другими):




Кстати, обсуждавшуюся у нас тут выше сонату-молитву Л. 33, К. 87 си минор довольно неплохо исполняет этот Антони ди, хотя и слишком просто всё так, непритязательно, как, в общем-то, и всё тут в этих записях его. Голова, так сказать, мыслит без изъянов и тормозов-заморочек у товарища ди. Уже молодец. Но... всё же жаль, что он нас "не грузит" совсем. ... (...Странно: кого ни слушаю, у всех ноты этой сонаты не такие, как у меня - чуднее, нелогичнее, хуже (в некоторых местах).)
 
RomusДата: Пятница, 23 Августа 13, 13:48 | Сообщение # 59
Группа: Проверенные
Сообщений: 55
Статус: Offline
Солера слышали?

Добавлено (23 Августа 13, 03:31)
---------------------------------------------
Классно углубил традиции Скарлатти,добавив ещё больше хроматизмов и башенных гармоний.

Добавлено (23 Августа 13, 13:44)
---------------------------------------------
У него народные темы менее чисто композиторски облагорожены...Поэтому гармония демонически экспрессивная сочетается с рваными и изломанными скарлаттиевскими ритмами.Только у Джузеппе они несут только свет и милосердие,а у Антонио уже не совсем...

Добавлено (23 Августа 13, 13:48)
---------------------------------------------
Там уже появляются сизые тени декаданса...

 
ЗемляДата: Суббота, 24 Августа 13, 02:39 | Сообщение # 60
Группа: Проверенные
Сообщений: 2951
Статус: Offline
По сути, нет. Придётся послушать.

А вот как эту же медленную сонату ля мажор К. 208 играет на клавесине Росс (звук записан очень громко - убавьте громкость на своей аппаратуре заранее, товарищи!):



Тоже, согласитесь, хорошо звучит. Но это уже совсем другой характер и содержание музыки получается. Вообще, в подобных вещах клавесин всегда звучит так, словно за ним играет сильно уставший физически, физически изнурённый или же старый физически немощный человек, полный, однако, ясности сознания, и у него нет сил загоняться в какие-то там "громче-тише", он играет всё одним небрежно громким звуком, но в волю с оттяжками, будто предлагая нам: "нечего размениваться на мелочи - не до бирюлек теперь: слушайте главное, что я вам сказать хочу: я устал и жизнь - довольно мерзкая штука, и, тем не менее, она прекрасна - вот так: бум, бум, бум... слышите?". В общем, тон клавесина - это тон Хэмингуэя - пропитого и проползшего всю жизнь вдоль и поперёк через все её ямы и клоаки и сознающего этот свой подвиг мачо. Терпко и мужественно. С перегаром. Типа: "Ну, что, брат? ...Ты меня уважаешь?.. ...?  ...Во!.. ... И Я тебя уважаю. ...Ну, чё - выпьем, что ль, за это?... Наливай!"

Однако, у Антая на клавесине эта соната звучит много легче и непритязательнее. Есть даже как будто динамическая выразительность в правой руке. Антай у нас, значит, трезвенник и молодой ещё, не старый. Ничего - поживёт ещё немного и заиграет как Хэмингуэй на гитаре, товарищи. )



Добавлено (23 Августа 13, 14:23)
---------------------------------------------
А вот как хорошо эта же соната звучит на гитаре 1840-го года выпуска:



Качество записи, конечно, не очень, и исполнение отдельными местами оставляет желать лучшего, но это, по-моему, достаточно наглядный пример того, как хорошо может звучать Скарлатти на гитаре, обладающей, как бы, лучшими чертами-качествами как клавесина, так и фортепиано. Вот только играть на ней хорошо сложней намного.

Добавлено (23 Августа 13, 14:30)
---------------------------------------------
Пример того, как интересно, многокрасочно (не заскучаешь!), в высшей степени виртуозно можно играть Скарлатти на фортепиано демонстрирует Михаил Плетнёв в свои былые пианистические годы:




Добавлено (23 Августа 13, 14:47)
---------------------------------------------
И эта же последняя соната К. 3 для сравнения на клавесине в исполнении Эрнста Штольца:



По-моему, у Штольца на клавесине не так интересно получилось уже, как у Плетнёва на фортепиано. И тут, скорее всего, виноваты оба: с одной стороны - клавесин как инструмент, а с другой стороны - М. Плетнёв как высоколобый мастер игры ("игры ума и пальцев") на фортепиано.

Добавлено (23 Августа 13, 14:59)
---------------------------------------------
По-моему, замечательная идея - исполнить сонаты Скарлатти ансамблем духовых, в особенности же квартетом саксафонов - живейших по выразительным возможностям духовых интсрументов! Ведь примерно половина сонат Скарлатти, если не больше, таки пронизана замаскированным звучанием духовых:



Как хорошо звучит тут много раз оговорённая нами соната си минор К. 87 ! Вот именно так и надо бы исполнять её всем пианистам! Почему не исполняют? ...Непонятно. ... Темп, характер, голосоведение - всё то, что надо! На фортепиано же можно и надо это сделать ещё чуть более выпуклее-округлее фразеологически и эмоционально выразительнее (вверх - вниз, вверх - вниз) - не так ровненько, как тут, конечно.

Впрочем, вот Плетнёв - хорошо играет эту сонату (хоть и не так, как мне хотелось бы; но мне нравится; такое исполнение вполне серьёзное, глубокое, технически безупречное, цельное, трогает; молодец!). Вот только ноты у него, как и абсолютно у всех какие-то неправильные местами. Послушайте:



Добавлено (23 Августа 13, 15:11)
---------------------------------------------
Эту же сонату К. 96, с которой выше начинает своё выступление квартет саксафонистов, блестяще-виртуозно и артистически-смело исполнил на телевидении ещё в 1960-м году Цифра. Посмотрите и послушайте (звук можете заранее прибавить, товарищи):



Добавлено (23 Августа 13, 15:55)
---------------------------------------------
А вот исполнение этой же сонаты (ре мажор К. 96) Плетнёвым мне не нравится. Нет ровно ни одного чувства, которое должно тут присутствовать, на мой взгляд. Скучновато как-то вышло у него. И в такой-то неудержимо экзальтированной сонате!



Послушаем, как эту же сонату исполнил Горовиц. Думаю, что ему тоже не хватит эмоциональной взвинченности. Проверим:



Так и есть. Горовиц не обманул мои ожидания. При всём моём уважении.

Добавлено (23 Августа 13, 16:22)
---------------------------------------------
Сравним с Россом (см. с отметки 02:45):



Первое впечатление: ХОРОШО! Потом начинаешь отмечать, что в минорных эпизодах не хватает лицедейского испуга, внутреннего замирания сердца, что вот-вот сейчас ударят по голове или по спине, или что-нибудь этакое страшно неприятное должно произойти сейчас. Мажор хорош. А потом начинаешь отмечать, что всё вдруг начинает надоедать своим однообразием, внимание рассеивается на постороннее, становится как-то неинтересно. Почему? Не хватает огня, жара, арлекиничанья, гротескного, почти кукольного, но, тем не менее, всей душой метания из внезапно нахлынувшего предчувствия чего-то вот-вот предстоящего ужасного в какую-то искреннюю глупо-детскую радость, будто всё обошлось, всё дурное забылось уже, можно плясать и веселиться дальше, причём плясать и веселиться во всю прыть, самозабвенно и с страстным желанием продолжения и усиления прздника: "Ещё! Ещё! Уф! Ещё!! Ещё!!". В принципе, такого ещё ни у кого не встретилось нам. У Цифры тоже нет. Цифра из всех прослушанных пока-что лидирует в этой сонате, товарищи. Цифра и его рояль 1960-го года, товарищи!

Ищем дальше.

Добавлено (24 Августа 13, 02:39)
---------------------------------------------
Пример темпо-ритмической и интерпретационной свободы исполнения Скарлатти - дуэт двух клавесинов - соната К. 443:



Молодцы ребята! Именно так и надо иногда (или частенько) в Скарлатти (да и в вальсах Шопена тоже так вот хорошо): там, где нужно выразить чуть забрезжившее подспудное чувство тревоги, жалобы, тоски, неуверенности, дурного предчувствия, сомнения и т. п., темп на мгновения нужно чуть замедлять-притормаживать - увеличивать по продолжительности нужную ноту или ноты и соответствующую ей (им) эмоцию, чтобы суметь-успеть хорошенько рассмотреть её, как под увеличительным стеклом, прочувствовать, а компенсировать это "одалживание" времени у произведения залихватским ускорением в последующих проходных мало чего значащих мажорных эпизодах, где передаются просто неудержимые радость и веселье или ощущение полной безоблачности и свободы от каких либо проблем.

Сообщение отредактировал Земля - Пятница, 23 Августа 13, 17:16
 
  • Страница 4 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Поиск:


Хостинг от uCoz