|
Джузеппе Доменико Скарлатти.Гений ритма и карнавала жизни.
| |
Земля | Дата: Вторник, 20 Августа 13, 00:49 | Сообщение # 31 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 2951
Статус: Offline
| Что касается "отсебятин" в доромантической музыке, то я ничуть не против них. Напротив. Но всякая отсебятина должна служить, преслдедовать какую-то чёткую ХУДОЖЕСТВЕННУЮ цель, помогать раскрыть нужное содержание, образ, эмоцию, а не просто так "красоты и показать себя ради". Вот по этому достигаемому отсебятиной результату и судим: хороша ли она или не очень. В упомянутом мною примере отсебятины в виде арпеджио в левой руке у Пиннока в сонате К. 87 оценку ставлю "условный минус", ибо арпеджио это разрушает напрочь (окончательно) исповедально серьёзный тон этой сонаты, сразу же делает её как бы игрушечной, "исповедальной-понарошку". С другой стороны, изначально у Пиннока не ладится с первых же тактов с серьёзностью: нарастает ощущение дискомфорта от взятого им "тона повествования", так сказать, ожидание, что это не может так длиться долго, должно вырулить на какую-то правильную понятную дорогу. Вот он и вырулил своей отсебятиной (своим арпеджио) - в сторону малосерьёзности.
Другой пример. Слушала вчера Росса - не помню, что. Бурная соната. Левая рука выдаёт поток непрекращающихся шестнадцатых, а в правой неустойчивые аккорды разряжаются в устойчивые по нисходящей гармонической последовательности, один за другим. Музыка взволнованная, страстная, трепетная. И так и хочется поддать ещё жару, усилить этот пылающий огонь. Как? Само собой напрашивается, лезет в голову: "Да добавь ты трели в верхний голос! Ведь сам Скарлатти так делает сколько раз в подобных случаях!" Нет. Исполнителю это в голову не пришло. Не стал отсебятины добавлять. А зря.
Очень много замечаю в исполнениях Скарлатти несколько режущие слух то диезы, то бекары, то их отсутствие у отдельных нот. Вот в той же фуге ре минор, обсуждаемой выше. Понятно, что исполнители играют то, что у них написано в нотном тексте. А вот сообразить, что в нотном тексте, похоже, закралась ошибка, им воображения или смелости не хватает. В таких случаях надо верить своему чутью и уху и играть то, что должно быть по логике вещей, т. е. отсебятину, а не то, что написано на бумаге, товарищи! Бумага всё стерпит: бывают в ней и ошибки иногда. А вот ухо слушателя... Берегите, не травмируйте его странностями, выскакивающими ниоткуда-низачем (как метеорит из космоса в атмосферу - вроде мелочь, а непонятно: с чего это вдруг?)!
Сообщение отредактировал Земля - Вторник, 20 Августа 13, 01:17 |
|
| |
Romus | Дата: Вторник, 20 Августа 13, 03:07 | Сообщение # 32 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 55
Статус: Offline
| Земля,огромное спасибо за ваше пламенное участие в этой дискуссии о музыке великого Доменико Скарлатти.Сразу видно,что вы любите его музыку,что вам не все-равно на процесс исполнения его сочинений.Ваши прекрасные,обстоятельно написанные посты с примерами из сети очень приятно читать и я,даже сказал бы,изучать вашу точку зрения.:-) Для меня наверно нюансы исполнения не так важныю,наверно я очень поверхностно слушаю классику,но почитать и понять глубину этого вопроса очень интересно.
|
|
| |
Stachelbeeren | Дата: Вторник, 20 Августа 13, 12:15 | Сообщение # 33 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 28
Статус: Offline
| Все это, конечно, безумно интересно, но, к сожалению, остается на уровне домыслов. А единственным аргументом в вопросе о том, как играть Скарлатти, остаются его ноты, текст. Даже не записи исполнителей, выдающихся и не очень, так как тагда все переростает в рассуждения нравится - не нравится. Все воспринимают музыку по-разному, по-разному слышат, чувствуют, домысливают(терминология уважаемой Земли). Не может быть и речи о "единственно верном исполнении" И уж тем более мы не можем знать, что там слышал Скарлатти в своей голове, сочиняя очередной экзерсис. Рассуждения о неком "идиальном инструменте" уместны, например, говоря о музыке И.С.Баха. Вспомните его Музыкальное приношение и особенно Искусство фуги, написанные для неизвестно какого инструмента. Да и многие другие клавирные вещи, для какого инструмента? Для клавесина, клавикорда, органа, педального клавесина, или чисто баховского лютневого клавира? Скарлатти писал для клавесина, и вряд ли этот инстумент чем-то его не устраивал, и он втайне мечтал о концертном рояле, иначе он бы не написал столько музыки для Клавесина. Вспомните его предисловие, "Не жди - будь ты дилетант или профессионал - в этих произведениях глубокого плана; бери их как забаву, дабы приучить себя к технике клавесина" Дело вовсе не в скромности композитора, и в недооценивании собственного труда, дело в том, что Скарлатти смотрел не куда-то в "светлое будущее", не в футуристическое "завтра", а жил своим временем, и обращался к своим современникам, своей эпохе. Нам, людям XX - XXI ужасно повезло, мы можем оценить искусство разных эпох, сравнить, выделить для себя интересное. Но у людей XVIII века такой возможности не было. У них не было Бетховена, Брамса, Малера, Шостаковича, да и музыку предыдущих эпох они едва ли знали. По-этому нельзя вырывать композитора из контекста времени, времени, в котором не смотрели в будущее. Эпоха заглядывания в завтрашний день еще только впереди.
|
|
| |
Земля | Дата: Вторник, 20 Августа 13, 13:20 | Сообщение # 34 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 2951
Статус: Offline
| Не так. Никакой композитор сознательно не заглядывает в будущее, не мечтает о несуществующем инструменте и не огрнаичивается сугубой реальностью, типа "клавесин - значит, клавесин, и ничего более". Нет у композитора таких рамок в голове по самой природе головного творчества. Другие несуществующие инструменты не закладываются композитором в свою музыку. Они УЖЕ там - были всегда и всегда будут, какое бы это время или эпоха ни была - ни прошлая, ни настоящая, ни будущая. Такова природа МУЗЫКАЛЬНОЙ мысли. А инструменты - это всего лишь проза, реальность. Что есть, для того и пишем на бумаге, и не думаем ни о каком другом инструменте. Эти другие инструменты УЖЕ включены в сочинение сами собой - по природе вещей. Ну, как в клетку любого живого организма УЖЕ включён в невыраженном виде, скажем, человек или любой другой организм, а в любой камень - может быть, статуя. И это главное. Эпоха, реальность - ничто. Точней, это бледное, серое, будничное, условное, преходящее, ничего не стоящее, невечное. Земли не будет. Солнца не будет. А идеи композитора, быть может, будут вечно. Это и есть супер-инструмент, ещё несуществующий, ещё несуществующий в реальности НИКОГДА. Так было, так есть, так и будет. Так что клавесин, рояль, орган - всё это фантики-фифочки - предмет страсти юного филателиста, так сказать. Суть же просто в абстрактной музыкальной мысли. Без реально материализованного инструмента. ИМХО, товарищи.
Добавлено (20 Августа 13, 13:20) --------------------------------------------- А слова Доменико к своим 33-м опубликованным сонатам надо истолковывать как раз вот так: "Мои сонаты на клавесине звучат, конечно, так сказать, "не очень" - сами видите: разорванно-прерывисто и так далее странно, в общем... Не берите в голову, товарищи! Ведь это всего лишь просто упражнения для развития пальцевой техники, а не художественные шедевры какие-нибудь. Без претензий, ей богу, товарищи!" А вот если бы у Скарлатти был под рукой рояль (стенвэйн) (с правою педалью), он бы так не написал уже! ...Логично?
Кстати, этюды Черни можно играть совсем не так, как принято, а творчески. Однажды я принесла своему педагогу такой один, ре мажор. Так он сразу воскликнул: "Ех ты!" Вот что значит "копать музыку глубже, чем это предполагал даже сам композитор", товарищи!
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------- Добавлено 21-08-2013 в 06:40:
Дарья Бурлак играет 17 сонат Скарлатти на органе церкви Св. Урсулы в Кёльне (в 4-х роликах-частях):
Suite 1: http://youtu.be/lzzYDJOHUE4 Suite 2: http://youtu.be/9yPXShv6my0 Suite 3: http://youtu.be/L4PEkUVqIiQ Suite 4: http://youtu.be/p93pizH7FtY
Опубликовано 03.09.2012
Sonaten von Domenico Scarlatti, angeordnet in 4 Suiten.
Suite 1: Sonate in d -- Gavotta, Allegro K.64 / L.58 Sonate in d -- Allegro K.9 / L.413 Sonate in d -- Fuga, Allegro moderato K.417 / L.462 Sonate in d -- Allegro K.141 / L.422
Suite 2: Sonate in a -- Allegro K.265 / L.S.32 Sonate in e -- Andante K.291 / L.61 Sonate in a -- Allegro K.149 / L.93 Sonate in A -- Presto K.24 / L.495
Suite 3: Sonate in h -- Allegro K.27 / L.449 Sonate in h -- Andante K.197 / L.147 Sonate in fis -- Allegro K.25 / L.481 Sonate in h -- Allegrissimo K.377 / L.263
Suite 4: Sonate in G -- Allegro con spirito K.169 / L.331 Sonate in g -- Allegro K.4 / L.390 Sonate in f -- Andante K.238 / L.27 Sonate in G -- Vivo K.125 / L.487
Nachspiel: Sonate in C -- Presto K.423 / L.102
Daria Burlak spielt an der Ahrend-Orgel (2002) der Ursulinenkirche St. Corpus Christi, Köln 22.08.2012.
Сообщение отредактировал Земля - Среда, 21 Августа 13, 06:43 |
|
| |
Stachelbeeren | Дата: Вторник, 20 Августа 13, 15:24 | Сообщение # 35 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 28
Статус: Offline
| Да и вообще, играть на клавесине или на рояле, вопрос не очень правомерный. Это разные инструменты. Скажем, мы можем поставить вопрос играть скрипичные сонаты...эмм...Леклера на современной скрипке или на борочной, с жильными струнами и барочным смычком, каждый выберет для себя более удобный и доступный вариант. С роялем другое. Рояль и клавесин - разные инструменты, заменяемые друг другом только в очень редких случаях. Представьте себе Сонату h-moll Листа исполненную на большом фломандском двухмануальном клавесине. Ужас, да? Или Мимолетности Прокофьева на спинете! Так и барочная музыка отвратительно звучит на рояле, ну если не отвратительно, то по крайней мере не естественно. Да и к тому же, вспомните, появление в середине XVIII века тангентфлюгеля, а затем и пианофорте. Эти инструменты, позже превратившиеся в фортепиано, не были модернизацией клавесина, они были новыми изобретениям, сделанными на основе клавесина и долгое время существовавшие вместе с ним. Пример тому - Концерт К.Ф.Э.Баха для клавесина и пианофорте с оркестром! Шубарт в своем трактате в конце XVIII века описывая инструменты, первейшим из клавиров называет именно клавесин. А это было уже почти на заре романтизма. То, что клавесин канул в лету, связано именно с приходом романтиков, ведь старые клавиры уже не могли выразить всех красок романтических эмоций, И тут как раз подоспел эраровский рояль, и началось бурное развитие нового фортепианного искусства. Так, что не подумайте что я не люблю фортепиано, просто каждому свое, клавесину - Куперена, Баха и Скарлатти, роялю - Шопена, Листа и Рахманинова! И еще добавлю, у клавесина нет современного аналога, как, например, у барочного фагота или флейты или любых других инструментов. Клавир с железной рамой, не в счет, так как этот инструмент совершенно не оправдал себя. К тому же его тембр ни в какое стравнение не идет с настоящим аутентичным клавесином. Так что нам только остается играть барокко на клавесине. Или играть "переложение для фортепиано" не претендуя на правильность исполнения, и не теша себя мыслью, что вот Скарлатти бы мое исполнение на стенвейе точно бы больше понравилось, чем кагого-то там Васи Пупкина на клавесине. Кто знает, может великий Доменико, услышав бы "нежные" звуки современного фортепиано, убежал бы куда подальше, заткнув уши, и назвав этот "инструмент будущего" дьявольским отродьем. Так что, всему свое время!
Добавлено (20 Августа 13, 15:24) --------------------------------------------- А насчет Черни, то у него давольно много "настоящей" музыки. Сонаты, концерты, много камерных сочинений, и отнюдь не плохая музыка. Так что, играйте на здоровье!
Сообщение отредактировал Stachelbeeren - Вторник, 20 Августа 13, 16:08 |
|
| |
Земля | Дата: Среда, 21 Августа 13, 01:55 | Сообщение # 36 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 2951
Статус: Offline
| Разговор перешёл в разговор об аутентичности. А ведь само это понятие аутентичности можно толковать диаметрально противоположным образом, товарищи! С одной стороны, как это у нас наблюдается теперь, аутентичность - это тождество инструментарию времени написания произведения, плюс предполагаемому замыслу композитора, исходящему их инструментария того времени и как бы ограниченному им. Но ведь, с другой стороны, аутентизм можно соотнести с тождеством совершенно противоположного порядка - с тождеством тому, что автору НЕ ДАЛ инструментарий и прочие обстоятельства того его времени! Например, возьмём трек группы "Дип Пёрпл" под названием "Бёрн" 1974 года. Разве его нельзя модифицировать по звуку в лучшую сторону? Можно! Нужно! Обязательно можно и нужно, товарищи! И это будет подлинным аутентизмом - не тому, что смогли и сумели сделать авторы, а тому, что они НЕ смогли и НЕ сумели, товарищи! Тому, что было заложено в их произведении по-мимо, быть может, их воли (ведь их воля в момент записи могла быть подвергнута действию какой-нибудь химии или элементарно спешке побыстрее выпустить альбом, чтобы заработать деньги, не так ли, товарищи?). Так и со Скарлатти. Надо думать обо всех лучше, чем они были и есть, товарищи. Это и будет тогда подлинным аутентизмом. Аутентизмом идеальному - тому, чего не было, нет, но может и должно быть, товарищи. Мне так вот кажется логичнее рассуждать и делать всегда, товарищи. А вам?
|
|
| |
Romus | Дата: Среда, 21 Августа 13, 03:16 | Сообщение # 37 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 55
Статус: Offline
| Мне не хочется переводить все в такие темы...Просто из меня клавесинный Скарлатти высекает пламень,а фортепианный нет.:-) Добавлено (21 Августа 13, 02:55) --------------------------------------------- Дело вкуса. Добавлено (21 Августа 13, 02:58) --------------------------------------------- Бетховен,блин,давно не вытекает пламя из моего сердца,а вот Джузеппе смог.:-) Добавлено (21 Августа 13, 03:16) --------------------------------------------- Послушать надо ещё Ференца Листа.
|
|
| |
Земля | Дата: Среда, 21 Августа 13, 03:38 | Сообщение # 38 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 2951
Статус: Offline
| Потому что у наших людей (пианистов и слушателей во след), на мой взгляд, испорченное псевдо-пониманием представление о хорошем вкусе в отношении фортепиано, товарищи: что это де нежный по звуку инструмент. Вон видите, как в теме про Гилельса некоторые упрекают звук Гилельса (а некоторые и звук Рихтера тоже) за излишнюю молоточковость. "Колотит по клавишам", пишут они там. И это в то время, как они совсем и не колотят, товарищи. (Наоборот.) Звук клавесина именно что как бы "колотящий". И точно такой же должны извлекать и пианисты, когда играют бравурные быстрые сонаты Скарлатти. Но у них такой звук считается бравурно-безвкусным. Вслед за ними начинают эстетствовать в этом направлении и слушатели. А Скарлатти быстрого на фортепиано нужно именно что колотить. Играть грубовато громко, то есть. Инструмент при этом лучше вообще иметь расстроенный. Вот тогда это будет похлеще любого клавесина, товарищи!
Вообще, конечно, я рассуждаю не с позиции слушателя, а с позиции музицирующего дома на расстроенном инструменте любителя музыки. Когда я играю Скарлатти на фортепиано, я собственно фортепиано почти и не слышу. Клавесина тоже. Слышу что-то среднее и не то, и не это, а что-то не пойми чего - краски всё, краски какие-то. Когда же слушаю в записи Скарлатти на фортепиано в подавляющем числе случаев это выглядит скучно. Исключений мало - по пальцам пересчитать. Даже у Гилельса по пальцам пересчитать. Когда слушаю на клавесине, тоже отмечаю недостаток этого инструмента для выражения всего, что в этих сонатах есть в принципе. Вот сейчас нашла, наконец, эту фугу К. 417 на органе. Оказывается, тоже совсем не то и на органе она, товарищи! Хотя... возможно это просто такой орган (не слишком большой, и зал, в котором он, не слишком большой) и такое исполнение (опять же отрывистое какое-то). ... И вот ни у кого не хватает фантазии вычленить в самом конце коду у этого произведения и сыграть эту коду в два раза медленнее, чуть с неустойчиво колеблющимся темпом (как бы ищущим устойчивое положение себе)! Вот что это такое, товарищи!?! Все прям-таки уперлись в ноты и не хотят никакой творческой отсебятины от себя! Нет, украшения добавлять у нас все горазды. Но что такое украшения? Безделица, нафталин, наводящий внешний лоск на лице в ущерб правде или для сокрытия истинного лика сути произведения. А вот покачаться ритмически для передачи внутреннего огня, нетерпения, крайней степени азарта и творческой взвинченности - до этого догадался (на клавесине) только Антай, кажется (толком его целиком не слушала ещё, вообще-то). ...А пианисты?.. Да, в большинстве все они на рояле просто спят и что-то мямлют во сне, мямлют и причмокивают. Что в быстрых сонатах, где нужно просто колошматить по клавишам пальцами, как молотками, а то и топорами, что в медленных, где нужно просто кол себе в сердце через рот проглотить и сыграть всё как в последний раз перед смертью на духу перед Всевышним, товарищи. Всё-то у них это "эксерсизы" какие-то. Натюрморты, акварели небрежные. А ведь это не так! должно быть. Скарлатти - это, можно сказать, Бальзак в музыке, а его сонаты - быстро сгорающие жизни = "шагреневые кожи", за которые надо успеть сгореть всем своим существом как можно продуктивней и ярче - как можно ярче, товарищи!! Как взрывающаяся ("новая") звезда на последнем "издыхании" своём. Примерно так, если в двух словах.
Не примите мои слова про "рубить топором" и тому подобное буквально. Речь не об этом, конечно же. Речь о ВНУТРЕННЕМ ГОРЕНИИ исполнителя, страсти творчества, полной отдаче и погружении в неё и о нестесняющемся выражении всего этого. Это должно ощущаться, в частности, и в звуке, в его некоей безрефлексирующей порою грубой прямоте. У нас же исполнители-пианисты думают не об этом, играя Скарлатти, а о чем-то прямо противоположном - о качестве звука, который должен быть у них почему-то исключительно лёгким, исключительно чистым, ажурным, кристальным, летящим, точным, тонким, пархающим и так далее, и тому подобное. Вот такой стереотип о должном техническом качестве исполнения Скарлатти на фортепиано у наших пианистов, профессоров и преподавателей, в первую очередь, почему-то. И они зацикленны на этом круге задач. Отсюда и результат: любители клавесина на дух не переносят Скарлатти фортепьанного. И правильно делают! Так им и надо, товарищи! Профессорам и пианистам. ...Но, с другой стороны, мы-то с вами должны же понимать, в чём тут на самом деле-то, товарищи!
Долой консерватории! (и их консерваторов) Да здравствует революция!! Клавесин и фортепиано - братья навек!!!
Сообщение отредактировал Земля - Среда, 21 Августа 13, 03:45 |
|
| |
Romus | Дата: Среда, 21 Августа 13, 04:03 | Сообщение # 39 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 55
Статус: Offline
| Цитата Скарлатти - это, можно сказать, Бальзак в музыке, а его сонаты - быстро сгорающие жизни = "шагреневые кожи", за которые надо успеть сгореть всем своим существом как можно продуктивней и ярче - как можно ярче, товарищи!! Как взрывающаяся ("новая") звезда на последнем "издыхании" своём. Классно сказано,совершенно в точкуДобавлено (21 Августа 13, 04:03) --------------------------------------------- Надо Скарлатти на фортепиано именно лабать со всей дури,выделяя эти скачки мощными ударами.
|
|
| |
Земля | Дата: Среда, 21 Августа 13, 07:00 | Сообщение # 40 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 2951
Статус: Offline
| Цитата Надо Скарлатти на фортепиано именно лабать со всей дури,выделяя эти скачки мощными ударами. Да-да. Первым делом басы должны быть всегда поющими во весь полный голос. Они должны быть как бы вне общей динамической картины, расклада динамики в данный момент. Они должны быть сами по себе всегда - всегда неумолимо громкими, но не резко громкими, а полнозвучно громкими, т. е. струны под басовыми клавишами должны колебаться в полный рост, так сказать, выдавать полную палитру всех возможных в них гармоник, в результате звук должен быть тембрально насыщенным, упрого долгим, поющим в полный голос и, так сказать, в полное пузо. При этом звук должен в результате своей полноты и тембральной наполненности не казаться каким-то слишком громким, раздражающим. Наоборот, в нём должно выражаться всё сладостное упоение звучащей музыки. Басы должны быть как бы несущими столбами, опорными колоннами, непоколебимым фундаментов всей звучащей музыкальной конструкции, средние же голоса - фоном или подпевалами, а верхние - то живою речью, то яркими красочными чередующимися один за другим мазками, то ещё чем (главными актёрами и действующими лицами представления), но вся выразительность музыки должна заключаться в них. Верхние голоса чаще должны просто кричать. Но кричать не в смысле "издавать громкий звук", а в смысле что кричать через сердце, через его сладостно переживаемую боль и невозможность эти чувства-переживания все тут же не выразить. Вот этого всего так не хватает нашим пианистам, товарищи. Если кто-то из них и исполняет Скарлатти творчески, не формально, с фантазией, то делает он это, как правило, от ума, через ум, а не от сердца и не от сгорающей от нетерпения буйства чувственной фантазии. А ведь как хотелось бы, чтобы это всё было бы! Пока что оно встретилось в какой-то степени в исполнении Антая на клавесине. Есть что-то этакое и в исполнении Гилельса, Комарова. Но хотелось бы, чтобы его, этого было бы больше ещё.
Добавлено (21 Августа 13, 07:00) --------------------------------------------- Взять, например, вот это исполнение Скарлатти Гленом Гульдом:
Чего мне не хватает в нём? Это наслаждением звуками, их сочетаниями, их нескончаемой игрой. Гульд на этом совсем не фиксирует своё внимание. Кажется, что он весь поглощён тут игрой полифоний и собственной манерой играть, собственной манерой мысли и звукоизвлечения, своим оригинальным стилем, но не игрой красок, тембров, их сочетаний у Скарлатти. Вот, например, явилась квинта. Так обозначь её как "Оооо! Квинтаааа!! Клас! Как здорово!! Ё моё! Я тащусь, блин!" Нет. ему что квинта, что не квинта - суть не в этом, поехали дальше. Нет вот этой детской творческой непосредственности, открытости ко всему, к каждой мимолётной мелочи мира, как к чему-то новому, неожиданному, удивительнейшему, прекраснейшему, огромнейшему, как к просто обалденному чуду какому-то - ко всему. Хотя какие-то начатки в виде обалдения от игры полифонии, игры голосов, их сплетения присутствуют - уже как бы прогресс. Но, по нашим меркам, уж слишком всё же маленький. Хотим больше!
Сообщение отредактировал Земля - Среда, 21 Августа 13, 07:01 |
|
| |
Stachelbeeren | Дата: Среда, 21 Августа 13, 13:39 | Сообщение # 41 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 28
Статус: Offline
| Вы знаете, уважаемая Земля, я стал Вас понимать. Действительно у многих исполнителей сложился стереотип о том, что музыка Скарлатти - это легкие безделушки, или изящные и галантные миниатюрки. Это, конечно же, не так, вернее не всегда так. Часто такие же проблемы и с Рамо, Купереном, и даже Моцартом и Гайдном. Все, безусловно, признают величие и даже гениальность этой музыки, но продолжают играть ее как некую красивую поделку, сувенир. И, конечно, Вы правы, тут свое дело делают профессора, безконечно заставляя студентов добиваться в Скарлатти, например, максимально облегченного звука, максимально простой (гениальная простота) фразировки и артикуляции, и, естественно идеально ровной игры от и до. Кстати, о ровности. Ровная игра уместна где угодно, но только не в барокко, где агромное значение имеет артикуляция любой мелодии и пассажа, дабы не превратить музыку в подобие этюда. И добиться этого легче именно на клавесине! Если исполнитель захочет придать своей игре большую выразительность, ему придется выделять важные смысловые места именно агогически, или а пассажах артикуляционно. И конечно к темпу можно относиться гораздо более свободно. Если музыка требует ускорения или замедления нужно это сделать, ради выразительности, закрыв глаза на вопли великих профессоров о том, что темп должен быть один.
К вопросу об инструментах. А откуда взялось это мнение, что, мол, композиторов прошлого не устраивал их инструментарий? У них что, кто-то спрашивал об этом, в ходе спиритического сеанса? У аутентистов есть один весомый аргумент - партитура, будь то автограф, факсимиле или прижизненное издание. У "академистов" аргументов нет, только домыслы. Я ни в коем случае не хочу сказать, что нельзя играть на современных инструментах. Можно и нужно, и как можно больше. Но зачем же играть Баха как Шопена, Моцарта как Прокофьева и т.д.? Зачем эта уравниловка? Это разные композиторы, разные эпохи, стили, с разными идеями, мыслями, контекстом.
|
|
| |
Земля | Дата: Среда, 21 Августа 13, 13:58 | Сообщение # 42 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 2951
Статус: Offline
| Сомневалась, ну, да ладно... решусь уж. Вот вам мой наигрыш этой фуги ре минор К. 417 трёхлетней давности. Игра ужасная, инструмент расстроенный (и без клавиши ре второй, кажется, (или третей - как правильно? - не помню) октавы). Плюс программно я эту запись подрасстроила, дабы смазать в общую кашу и тем скрыть недостатки исполнения. Хочу обратить просто на аудио-примере внимание на выделение мною коды в конце фуги замедлением темпа примерно в два раза, но неустойчиво, чуть раскачиваясь, ну, и выполненную тут грубо и примерно общую картину развития всё более нарастающей динамики произведения с кульминацией в конце, чего невозможно достичь на реальном клавесине, да и на органе не всяком можно, наверно. Темп изначально взят, конечно, слишком быстрый. В то же время, ломка общего темпа на чуть более медленный с вступлением непрекращающегося потока шестнадцатых в левой руке - это тоже, мне кажется, правильный выразительный приём, более явно и выпукло показывающий условно как бы трёхчастную структуру произведения в плане распределения динамики и внутренней драматургии, приём, придающий больше экспрессии, показывающий больший "труд", большее преодоление чего-то в душе (на самом же деле, преодоления технической сложности быстрой игры шестнадцтами в левой, конечно же). (Частей, на самом деле, тут больше.) Итак: Ещё сейчас кажется, что в конце не хватает одного такта для большей фундаментальности и закруглённости финала (наверно, чётности или наоборот нечётности количества тактов). Надо взять третий с конца такт и просто повторить его на октаву ниже в правой руке (поскольку правая идёт вниз с этого такта до последнего завершающего аккорда). Кажется, так.
Сообщение отредактировал Земля - Среда, 21 Августа 13, 14:44 |
|
| |
Stachelbeeren | Дата: Среда, 21 Августа 13, 14:58 | Сообщение # 43 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 28
Статус: Offline
| Земля, браво, браво, браво! Мне очень понравилось. Не смотря на, как Вы выразились, недостатки исполнения и ужасную акустику (видимо компьютерные эффекты) у Вас есть потрясающее артикуляционные находки и общая концепция, что тоже, конечно, очень важно. Очень смелая и яркая интерпритация. То, что Вы делаете в конце, это как раз то, о чем я говорил в предыдущем посте, о том что, раз сама природа музыкальной мысли требует изменения, темпа, штрихов, да чего угодно, нужно это сделать, не смотря на все "запреты". Вам бы большой концертный двухмануальный клавесин с 16-ти футовым регистром, и тогда бы ваша игра была бы еще выразительнее. На клавесине можно достичь подлинного драматизма, пафоса, того самого постепенного нарастания эмоционального напряжения. Фортепиано очень ограничивает исполнителя в эмоциональном плане, клавесин же дает огромный простор для выражения мысли.
|
|
| |
unrotten | Дата: Среда, 21 Августа 13, 18:14 | Сообщение # 44 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 111
Статус: Offline
| Земля, кто о чем, а шелудивый о бане.
Друзья называли меня грампластинкой, но я не винил их...
|
|
| |
Отрепьев | Дата: Среда, 21 Августа 13, 19:44 | Сообщение # 45 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 125
Статус: Offline
| Простите что встреваю На мой внутренний слух, лейтмотивной характеристической особенностью сонат Скарлатти является "меланхолическая Тревожность", вплоть до почти истерических "фобий", закованных в строгий "костюм" гармоний, что роднит их (сонаты) с поздними сонатами Людвига "Ваныча"..., а таковое настроение ("тревогу"), лучше всего выражает тембр и "призывность" звука клавесина, хотя "меланхолию" адекватнее, всё же, передаёт именно рояль...вот мне и представляется наисообразнейшим, что-то "среднее" между ними, а именно (ИМХО) - "пиано-форте" или "клавикорд" , что, по-моему, блестяще реализовал, в своё время, Бадура-Шкода в полной записи Бетховенских сонат на "Astreе"...Очень бы хотелось услышать эти сонаты в этом "варианте"...
Для краткости образа, вспоминается блестящее высказывание то-ли Уальда, то ли Пруста,то ли Бодлера, сейчас не упомню: "Тот у кого Ад в душе должен очень строго одеваться"... Ваша дискуссия с "Землёй" очень порадовала и заинтересовала, спасибо!
|
|
| |
|
|