Поговорим о "Хованщине"! - intoclassics.net - форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поговорим о "Хованщине"!
GulbeshekerДата: Вторник, 23 Октября 12, 00:03 | Сообщение # 1
Группа: Пользователи
Сообщений: 434
Статус: Offline
Я была наслышана о Ее скандальной репутации. Я знала, что однажды мы непременно встретимся, но всеми силами избегала часа Икс. Я пыталась забыться, слушая итальянскую оперу. И вот Она настигла меня и обрушилась всей своей эпической мощью на мой слух, избалованный благопристойно-благозвучным бельканто, и на мои упорные стремления узрить в каждой опере интуитивно понятную любовную интригу. Она ворвалась ко мне как ураган, захватила и понесла)))

"Хованщина" - не просто опера, но народная музыкальная драма. Потрясающе сложный для оперы сюжет. Несколько редакций. Большое количество разнообразных постановок и интерпретаций, отличающихся в том числе градусом политизированности.

Любите ли Вы "Хованщину"? Что Вас привлекает в этой опере? Ваша любимая редакция и постановка? Аргументируйте!


Лучше промолчать и показаться дураком, чем заговорить и развеять все сомнения.
(Марк Твен)
 
ИлюшаДата: Вторник, 23 Октября 12, 09:06 | Сообщение # 2
Группа: Проверенные
Сообщений: 107
Статус: Offline
Несомненно, одна из ярчайших опер не только русских, но и опер вообще. Не изо всякой оперы можно вырезать фрагмент и исполнять его в симфонических концертах как самостоятельное произведение: такая судьба ждала помимо "Рассвета на Москве-реке" ещё, пожалуй, "Сечу при Керженце" из "Сказания о граде Китеже...", хор "Славься!" и увертюру из "Жизни за царя", полонез из "Евгения Онегина"... Конечно, список можно продолжать: и вступление, и финальный хор из "Нормы", "Полёт Валькирий", "Шум леса", "Путешествие Зигфрида по Рейну" из вагнеровской тематики, но имиенно впервые услышав в детстве вступление к опере "Хованщина", я искренне влюбился в талант русских мастеров. Что касается исполнения, то, не обладая широкой эрудицией в сфере прослушанных мною вариантов, остановлюсь на интерпретации Хайкина (1974 г.): прекрасное чувство русскости музыки, блестящие партии (И. Архипова, В. Пьявко). Трактовка Гергиева оставила какой-то неживой, полный искусственности, след: вялое вступление (ну, как можно играть невнятно такую яркую страницу: ведь оттого, как сыграешь именно в этой опере увертюру, зависит всё последующее восприятие сочинения). Но самое главное - гергиевский финал (трагический, полный печали, от звуков рушащегося под огнём старообрядческого храма), который и поражает, и разочаровывает одновременно. В хайкинской версии финал яркий, обнадёживающий: хотя старообрядцы и погибают, но остаются со Христом; для них сгореть - не есть просто умереть, как умирает Тоска или Норма, для которых смерть тождественна любви, - для них умереть - соединиться с Богом. Это и присутствует в редакции Римского-Корсакова.

Сообщение отредактировал Илюша - Вторник, 23 Октября 12, 09:07
 
GulbeshekerДата: Вторник, 23 Октября 12, 09:34 | Сообщение # 3
Группа: Пользователи
Сообщений: 434
Статус: Offline
Илья, спасибо!

Меня в этой опере поражают виртуозно выписанные хоровые партии, а также общее эсхатологическое настроение. Кроме того, уже в 19-ом веке Мусоргский открыл музыкальные способы создания эффекта саспенса - "(англ. suspense — неопределённость, беспокойство, тревога ожидания, приостановка; от лат. suspendere — подвешивать) — состояние тревожного ожидания, беспокойства. В русском языке этот термин употребляется только применительно к кинематографу, видеоиграм и изредка к литературе: словом «саспенс» обозначают художественный эффект, особое продолжительное тревожное состояние зрителя при просмотре кинофильма; а также набор художественных приёмов, используемых для погружения зрителя в это состояние. Саспенс в основном применяется в триллерах и в фильмах ужасов" (цитата из Википедии).
Слышится мне в "Хованщине" декаданс. Или я уже фантазирую?

Насколько вообще опера Мусоргского современна? Спрашиваю отнюдь не для того, чтобы получить ответы типа "Все великое и гениальное в искусстве современно". Интересно, как сытое сознание, не искушенное классической музыкой, воспринимает эту оперу или хотя бы отдельные ее арии. Посчастливилось ли Погруженцам понаблюдать реакцию своих знакомых?


Лучше промолчать и показаться дураком, чем заговорить и развеять все сомнения.
(Марк Твен)


Сообщение отредактировал Gulbesheker - Вторник, 23 Октября 12, 09:36
 
ИлюшаДата: Вторник, 23 Октября 12, 10:31 | Сообщение # 4
Группа: Проверенные
Сообщений: 107
Статус: Offline
Где-то я читал, что во время первой постановки в театр пришли старообрядцы и скупили почти все места в зрительном зале. Это привело властей в замешательство, после чего опера ставилась ограниченное количество раз. Как-то раз я посещал в Нижегородском оперном театре наскучившую уже (не потому, что она плоха или несвоевременна, а потому что певцы не требовательны к партии, стремятся петь одинаково всякий раз) "Травиату" и разговорился с одним человеком, который только приобщался к классике. На него не производили впечатления некоторые странцы народной оперы: например, он жутко раздражался, когда мы, говоря о народности музыки, поминали русские народные песни. Сначала я относился к этому с непониманием, но потом, когда сам приобщился к модернизму (начал с Малера, затем перешёл к Шнитке, Губайдулиной, от них - к Бергу и Бартоку), ощутил необходимость "идти в ногу со временем". Когда-то я дискутировал на тему романов Марселя Пруста и Андрэ Жида (одних из любимых мною писателей) с преподавательницей словесности: она не соглашалась с тем, что они равновелики Распутину или Шолохову, как не соглашалась в высоким эстетизмом Набокова. Никто не говорит, что Пушкин или Гоголь, Шишкин или Кустодиев, Глинка или Мусоргский плохи и несовременны: не будем лукавить, заламывая руки и крича о народных красках в песнях, что, несмотря, на красоту слога, нот или красок эти авторы отошли на второй план, закономерно, закономерно и правомощно уступив путь другим своим последователям. Ведь никто не причитал, что с окончанием эпохи барокко и переходом к классицизму, музыка окончит свой путь, перестанет существовать как явление жизни. Наоборот, только преломляя действительность, автор может честно и беспристрастно описать её. Суммируя сказанное выше, как говорят учёные в статьях, я бы сказал, что давность лет мне так же дорога, как и действительность, но только дейсвительность может иногда помочь, спасти, поддержать, как это было со мной. Очень хотелось бы обсудить и эту тему, не отдаляясь, правда, от "Хованщины".
Quote (Gulbesheker)
Кроме того, уже в 19-ом веке Мусоргский открыл музыкальные способы создания эффекта саспенса - "(англ. suspense — неопределённость, беспокойство, тревога ожидания, приостановка; от лат. suspendere — подвешивать) — состояние тревожного ожидания, беспокойства.

»


Совершенно согласен с Вами: до двадцатого века дошли изыскания задержки тревоги, которые, кстати, преломились не только через кино, но и через философию. Например, Мартин Хайдеггер полагал, что всё существование человека - есть ожидание страха, а не сам страх.
 
GulbeshekerДата: Вторник, 23 Октября 12, 10:52 | Сообщение # 5
Группа: Пользователи
Сообщений: 434
Статус: Offline
Quote (Илюша)
Суммируя сказанное выше, как говорят учёные в статьях, я бы сказал, что давность лет мне так же дорога, как и действительность, но только дейсвительность может иногда помочь, спасти, поддержать, как это было со мной. Очень хотелось бы обсудить и эту тему, не отдаляясь, правда, от "Хованщины". »


Илюша, согласна с Вами. Поэтому-то я и предлагаю говорить о "минувших днях" современным языком. Акт говорения реанимирует если не забытое, то уходящее, которое обретает новую плоть в новом языке. "Язык - дом бытия". (М. Хайдеггер) Так, например, сегодня в литературоведении крайне популярны междисциплинарные исследования классической литературы: например, романы Достоевского через призму литературоведения, лингвистики и психиатрии.

То же я пытаюсь сделать в отношении музыки. Только, увы, не всегда хватает моего скромного музыкального образования. А Вы профессионально занимаетесь музыкой?


Лучше промолчать и показаться дураком, чем заговорить и развеять все сомнения.
(Марк Твен)
 
ИлюшаДата: Вторник, 23 Октября 12, 10:57 | Сообщение # 6
Группа: Проверенные
Сообщений: 107
Статус: Offline
Не-е-е-т, я тоже не профессиональный музыкант и даже не теоретик: я биолог, но очень люблю академическую музыку - за неприятие рока меня часто критикуют мои друзья-музыканты.
 
GulbeshekerДата: Вторник, 23 Октября 12, 11:08 | Сообщение # 7
Группа: Пользователи
Сообщений: 434
Статус: Offline
Хочу поделиться несколькими статьями о "Хованщине", которые были найдены мной в Инете:

1. Е.А. Лазорская (Татаринцева). (Новосибирская государственная консерватория (академия) им.М.И. Глинки.)
"ХОВАНЩИНА" М.П. МУСОРГСКОГО: ГРАНИ ОБРАЗА СВЯТОЙ РУСИ.


http://www.coolreferat.com/Хованщина_МП_Мусоргского_грани_образа_святой_Руси

2. Рубенчик Я. "ХОВАНЩИНА" И ВАНДАЛИЗМ ШОСТАКОВИЧА.

http://www.lebed.com/2012/art6072.htm

3. Хрипин А. Новая старая «Хованщина».

http://moskva.aif.ru/issues/466/21_03

Кто может, посоветуйте, что прочесть об этой опере.


Лучше промолчать и показаться дураком, чем заговорить и развеять все сомнения.
(Марк Твен)
 
ИлюшаДата: Вторник, 23 Октября 12, 11:12 | Сообщение # 8
Группа: Проверенные
Сообщений: 107
Статус: Offline
Здесь точно такая же ситуация, как с шестой симфонией Чайковского (да простят меня музыканты, но я бы отнёс сюда же первую) и её драматизмом - неизвестно, каким образом у Петра Ильича получалось писать исполненные такой глубокой печали произведения, и это притом, что иногда печаль не проявляется прямо, а как-то вуалируется, впитывается в музыкальную ткань. Совершенно невозможно отходить от личной жизни композитора с её вопросами и тяжкими переживаниями, как нельзя отходить от трагической влюблённости Шопена, помешательства Шумана и ощущения краткости жизни Щуберта. Во многом именно разгадка личной тайны человека дежит в основе его языка: будет ли то борение с массами, будет ли это пародией на власть (как это было в "Золотом петушке") или оперой абсурда ("Жизнь с идиотом" Шнитке). В основе всего не только добро и не только зло, а добро и зло, но нельзя отказать в возможности отразить то или другое: две данности практически несравнимы, ибо относительны, а выявив, отчленив одну можно рассмотреть другую. Мусоргский, как и все замечательные люди своего времени, был нестандартно мыслящим человеком, за что и платил своей тягостью и своей смертью. Я не вполне знаком с его биографией настолько подробно, чтобы искать в "Хованщине" зёрна иррационального, но всё же нельзя не отдать ему и его творчеству должное: оно в строгости, размахе формы и сложности драматургии.
 
Pahan-SimpsonДата: Вторник, 23 Октября 12, 21:37 | Сообщение # 9
Группа: Заблокированные
Сообщений: 83
Статус: Offline
Quote (Gulbesheker)
2. Рубенчик Я. "ХОВАНЩИНА" И ВАНДАЛИЗМ ШОСТАКОВИЧА. »

Простите, никоим образом не хочу лично Вас обидеть, но читать маразм г-на Рубенчика (который кстати сказать пишет нашим молодым музыкантам: не играйте Шостаковича, это плохой композитор, совейский соцреалист, а также называет Мравинского "калекой за пультом"!) я бы никому не рекомендовал. Это дебилизм похлеще Гордона.

Добавлено (23 Октября 12, 21:27)
---------------------------------------------
Quote (Илюша)
за неприятие рока меня часто критикуют мои друзья-музыканты. »


И пусть себе Вас критикуют. Рок это болезнь, которой надо переболеть в детстве. Но относится к этому серьезно...

Добавлено (23 Октября 12, 21:37)
---------------------------------------------
Насчет Б.Хайкина хочу сказать, что это очень большой мастер. Хованщину играл, насколько я знаю, еще один замечательный дирижер - Небольсин. Гергиева не слышал, но, честно говоря, не думаю, что у него лучше, чем у этих корифеев.


Сообщение отредактировал Pahan-Simpson - Вторник, 23 Октября 12, 21:50
 
GulbeshekerДата: Вторник, 23 Октября 12, 22:03 | Сообщение # 10
Группа: Пользователи
Сообщений: 434
Статус: Offline
Pahan-Simpson, ни в коем случае не обижаюсь, а напротив, благодарю Вас за Ваш комментарий.

Вначале я посмотрела фильм-оперу Веры Строевой 1959 г. Впечатлилась. Правда, в фильме был пропущен ряд эпизодов, да и качество записи мягко говоря не очень: изображение размытое, звук "квакает", иногда голосов не слышно за оркестром.
Сейчас слушаю постановку Валерия Гергиева 1992 г.

Pahan-Simpson, Вы отдаете предпочтения одной из редакций или они для Вас равноценны?


Лучше промолчать и показаться дураком, чем заговорить и развеять все сомнения.
(Марк Твен)
 
Natalia2Дата: Вторник, 23 Октября 12, 22:11 | Сообщение # 11
Группа: Проверенные
Сообщений: 358
Статус: Offline
У нас в Екатеринбургском оперном театре в 2007 году поставили "Хованщину", и она до сих пор идет. С большим вкусом поставили - соответствующие костюмы, красивые декорации. У них действительно получилась эпическая драма. Я только после этого спектакля стала ценить "Хованщину". До этого слушать ее мне казалось неинтересным. Я, видимо, не могла додумать образы героев. А вот когда я увидела все на сцене, почувствовала какой-то особый аромат этой оперы. Особенно мне нравится в нашей постановке сцена гари - финальный хор, который звучит как победный хор, торжество силы духа, которую у них никто не может отнять - мне кажется, это самая потрясающая сцена в опере.
 
nixelleДата: Вторник, 23 Октября 12, 22:15 | Сообщение # 12
Группа: Проверенные
Сообщений: 1351
Статус: Offline
Gulbesheker, прочтите книжку Э.Фрид "прошлое, настоящее и Будущее в "Хованщине" Мусоргского". Качественное "совейское" музыкознание.
 
Pahan-SimpsonДата: Вторник, 23 Октября 12, 23:20 | Сообщение # 13
Группа: Заблокированные
Сообщений: 83
Статус: Offline
Quote (Gulbesheker)
Вы отдаете предпочтения одной из редакций или они для Вас равноценны? »


Видите ли, Лейла, к своему стыду вынужден признаться, что кроме "Рассвета на Москве реке" (разумеется, в изумительной оркестровке Римского-Корсакова) из "Хованщины" ничего больше не слышал. Дело в том, что я никогда не относился к операманам, предпочитая симфоническую музыку. В свое оправдание скажу, что у меня есть планы по более глубокому ознакомлению с миром оперы, и конечно, "Хованщина" в них входит.

Добавлю, что оркестровку "Ночи на Лысой Горе", выполненную Римским, я тоже считаю совершенно бесподобной. Римский-Корсаков был великий мастер и революционер оркестровки, оказавшим огромное влияние на многих своих великих коллег.

Добавлено (23 Октября 12, 23:20)
---------------------------------------------
Кстати, если послушаете Гергиева, отпишитесь, если есть желание, о своих впечатлениях.

Сообщение отредактировал Pahan-Simpson - Вторник, 23 Октября 12, 23:19
 
werooozerДата: Среда, 24 Октября 12, 03:46 | Сообщение # 14
Группа: Проверенные
Сообщений: 55
Статус: Offline
Б. Хайкин записывал "Хованщину" неоднократно. В частности есть ещё запись 1946 года из Ленинграда с Кировским театром. Но его запись 1974 года для меня остаётся любимой. Мощь таки эпических масштабов. И необыкновенное ощущение жизни. В том смысле, что слушатель со страшной силой вовлекается в происходящее действо, в живую стихию оперы. Это очень важно. Ведь слушая или смотря оперу, мы должны быть стопроцентно уверенны в истинности чувств и действий её героев. Без такой уверенности великое магическое искусство оперы будет просто мертво.
Таково моё мнение.
 
V-SlayerДата: Среда, 24 Октября 12, 07:54 | Сообщение # 15
Группа: Пользователи
Сообщений: 79
Статус: Offline
Quote
Любите ли Вы "Хованщину?

Нет.
Либретто бессвязно. Есть несколько действительно гениальных номеров, но их можно перечесть по пальцам одной руки и практически все они исполняются отдельно от оперы. Слушать же в течение четырех часов речитативы для меня утомительно, тем более, что изображаемые при этом жестокости не доставляют никакого удовольствия. Теперь скорей утопите меня на болоте, чтобы сплетни не вышло, но я честно ответила на Ваш вопрос (


Destructo Girl. That's me
 
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:


Хостинг от uCoz