Дата: Воскресенье, 15 Августа 10, 20:43 | Сообщение # 1
Группа: Проверенные
Сообщений: 1494
Статус: Offline
Заметила такую вещь. Некоторые произведения значительно выигрывают в прослушивании(в восприятии), если их слушаешь в определённых условиях.
Скажем на концертной сцене в присутствии многочисленной публики и глаз вокруг не очень-то слушаются произведения,от которых "слёзы наворачиваются" или произведения с тихой звучностью. Таким произведениям лучше посвятить особые тихие часы для слушания в личном контакте без посторонних. Например, таким для меня является творчество Брамса. Он сильно выигрывает, когда слушаешь его наедине с собой.
А вот другие - наоборот. В индивидуальном прослушивании кажутся фальшивыми, не искренними, а на публике - яркими и праздничными. Например, Вебер. Он блестящ и неповторим на концертной сцене.
Некоторые произведения непременно хочется ВИДЕТЬ,как исполняются. Так как нацелены на зрителя, который оценит именно артистизм игры исполнителя. Например - Лист.
А некоторые - наоборот. Настолько красиво-нереальны,что их не хочется связывать с конкретным человеком-исполнителем. Некоторые произведения Баха таковы и ещё много из музыки барокко.
А у Вас, уважаемые погруженцы, были ли такие особенные случаи, когда одно и тоже произведение слушалось по-разному в различной обстановке? Поделитесь опытом - было бы интересно испытать на себе.
Добавлено (15 Август 10, 20:43) --------------------------------------------- 25 просмотрели начало и не захотели поделиться... Или нет подобных наблюдений и они беспочвенны?
Дата: Понедельник, 16 Августа 10, 17:40 | Сообщение # 2
Группа: Пользователи
Сообщений: 434
Статус: Offline
ksena, для меня слушание музыки - вообще интимный процесс. И я испытываю некоторую неловкость, когда слушаю свои любимые произведения в присутствии кого бы то ни было, даже членов семьи или друзей. Ужасно не люблю обнажать свои чувства и показывать, в какой степени меня что-либо тронуло. Поэтому в общественных местах у меня большое количество сил уходит на сохранение невозмутимого вида. В общем, для меня идеальная ситуация слушания - когда число свидетелей стремится к нулю.
(Так и хочется спросить вольных или невольных свидетелей акта слушания: "Теперь Вы понимаете, что после всего, что Вы видели, мне придется Вас убить?" )
Лучше промолчать и показаться дураком, чем заговорить и развеять все сомнения. (Марк Твен)
Дата: Понедельник, 16 Августа 10, 19:17 | Сообщение # 3
Группа: Проверенные
Сообщений: 747
Статус: Offline
Quote (ksena)
Вебер. Он блестящ и неповторим на концертной сцене. »
О! Сколько раз был свидетелем, когда в разговоре с музыковедами они говорят одно,а делают другое! Типично - музыковед говорит: Брамс это Ого-го! Это глыба! А когда доходит до подбора репертуара и составления программы предстоящего концерта: "...нет. Брамс пожалуй не катит.... давайте-ка лучше Вебера"
Дата: Понедельник, 16 Августа 10, 19:37 | Сообщение # 4
Группа: Проверенные
Сообщений: 551
Статус: Offline
Quote
Вебер. Он блестящ и неповторим на концертной сцене.
А для меня - и дома, слушая диск...
Мне всегда хочется видеть исполнения опер, особенно - зингшпилей. Насчет Листа я согласна с Ксеной. Особенно, когда его исполняет Брендель.
То, что мне нравится, люблю слушать вместе с единомышленниками. Тогда нет потребности скрывать своих эмоций. Другое дело, когда присутствуют такие люди, кто тебя не поймут.
Счастлив тот, у кого есть гвоздь, на который можно повесить. (Р. Акиба)
Дата: Понедельник, 16 Августа 10, 19:52 | Сообщение # 6
Группа: Проверенные
Сообщений: 536
Статус: Offline
Quote (ksena)
А у Вас, уважаемые погруженцы, были ли такие особенные случаи, когда одно и тоже произведение слушалось по-разному в различной обстановке? »
Даже ещё интереснее – в одной и той же обстановке! Уж не знаю, о чём именно – судите сами! – Вам скажет вот такой случай из моего опыта наблюдения за слушателями. В город Ростов-на-Дону приехал пианист-гастролёр. Известный, даже по многим аудио-записям. (Потому фамилию назвать было бы предосудительно.) В программе не что-нибудь, а 3-й Концерт Рахманинова.
Играет пианист… мягко говоря, «всё мимо кассы», часто не попадая ни в темпы, ни в ноты…
Публика устроила ему овацию! Да такую – прямо Памятник При Жизни!
… но тут же, при выходе из зала, плевались, приговаривая: «Боже, лучше б мы дома посидели»…
Я была свидетелем такой ситуации, но в моём случае люди были разные(хлопали одни,а плевались другие). Если же Вы рассказываете об одних и тех же слушателях, то...речь идёт о "двойных стандартах" в искусстве, что не делает им чести, так как:"над кем смеётесь - над собой..." Двойные стандарты везде и желательно с ними заканчивать... Достали!
Сообщение отредактировал ksena - Понедельник, 16 Августа 10, 20:01
P.S. и почему к нам тоже одни концерты Рахманинова везут?
"Есть только два способа прожить свою жизнь. Первый – так, будто никаких чудес не бывает. Второй – так, будто все на свете является чудом" (Альберт Эйнштейн).
Дата: Понедельник, 16 Августа 10, 20:25 | Сообщение # 11
Группа: Заблокированные
Сообщений: 533
Статус: Offline
oleggureev, неужто Теофилыч? "Есть только два способа прожить свою жизнь. Первый – так, будто никаких чудес не бывает. Второй – так, будто все на свете является чудом" (Альберт Эйнштейн).
Дата: Понедельник, 16 Августа 10, 20:43 | Сообщение # 13
Группа: Проверенные
Сообщений: 551
Статус: Offline
Quote
как Вам Березовский и его исполнение Этюдов Листа?
Вот как он именно их исполняет, я-то и не слыхала. А вообщем, пианист не плохой, это не Олссон, к-рый все исполняет в духе импрессионизма. Счастлив тот, у кого есть гвоздь, на который можно повесить. (Р. Акиба)
Сообщение отредактировал suslix - Понедельник, 16 Августа 10, 21:05
Дата: Вторник, 17 Августа 10, 00:52 | Сообщение # 14
Группа: Проверенные
Сообщений: 536
Статус: Offline
Quote (ksena)
А у Вас, уважаемые погруженцы, были ли такие особенные случаи, когда одно и тоже произведение слушалось по-разному в различной обстановке? »
Это-то как раз совершенно не удивительно, когда весь окружающий контекст окрашивает восприятие определённой музыки человеком.
Вот если б мы могли привести пример обратный – когда музыка, вне зависимости от того, где и когда она прозвучала, вызывала бы – всегда – одну и ту же эмоцию у людей разного склада, воспитания, темперамента, социальных слоёв и этнической принадлежности, то это было бы – событием! Чтоб пояснить на примере, приведу цитату.
...в ответ на мой вопрос Витвицкая сказала, что причиной ее плохого настроения была "эта чертова музыка", и поинтересовалась, какое впечатление она произвела на меня. Эта монотонная мелодия религиозных песнопений и в самом деле оказала на меня странное воздействие.
монолог Витвицкой:
"В юности музыка не производила на меня глубокого впечатления. Беседуя с кем-либо на эту тему, я, не желая проявлять своего невежества, произносила какие-то глубокомысленные фразы, оставаясь в душе равнодушной. Как правило, я критиковала музыкальное произведение, чтобы выдать себя за знатока, и при этом старалась использовать специфические музыкальные термины. Если же я иногда и хвалила какую-нибудь вещь, то только потому, что думала: прославленный композитор выпустил в свет свое произведение, значит он абсолютно уверен в том, что оно ему удалось. Высказывая какое-либо суждение, я всегда была неискренней и при этом не испытывала ни малейшего угрызения совести. Мне казалось, что так поступают все окружающие. Впоследствии, когда эта добрая женщина, сестра князя Любовецкого, взяла меня под свое крыло, она убедила меня научиться играть на пианино. "Каждая образованная интеллигентная леди должна хорошо владеть этим инструментом", – говорила она. Для того чтобы не огорчать эту достойную женщину, я стала усердно учиться играть на пианино и через шесть месяцев достигла таких хороших результатов, что была приглашена принять участие в благотворительном концерте. Все наши знакомые, присутствовавшие там, выражали свое восхищение моей игрой, высоко оценивали мои способности. Однажды, взволнованная моим исполнением одного музыкального произведения, княгиня подошла ко мне и торжественно сказала, что раз Всевышний наградил меня таким талантом, то было бы большим грехом пренебречь этим даром и не дать ему развиться полностью. Она добавила, что я должна продолжать совершенствовать свою игру, но мне не следует пренебрегать и теорией музыки. С этого дня она начала выписывать всевозможную литературу по этому предмету и даже лично ездила в Москву, чтобы приобрести там несколько редких изданий. Вскоре все полки моих многочисленных книжных шкафов были заполнены книгами, посвященными теории музыки, и я принялась усердно изучать их, на этот раз не только чтобы доставить удовольствие моей покровительнице. Я увлеклась теорией музыки, и мой интерес усиливался день ото дня. Но книги не давали ответа на возникающие у меня вопросы, там ничего не говорилось о том, что такое музыка, каковы законы ее воздействия на психику человека. Как правило, в них содержалась информация из истории музыки. Например сообщалось, что в то время, как наша октава состоит из семи нот, китайская ограничивается пятью; что арфа древних египтян называлась тебуни, а флейта – мем; что полифония впервые появилась в музыке в девятом веке и первоначально воспринималась как какофония, так что были случаи преждевременных родов у женщин, которые услышали в церкви рев органа; что в одиннадцатом веке монах Гвидо д'Ареццо изобрел сольфеджио и т.д. и т.п. Кроме того эти книги помещали биографии знаменитых музыкантов и композиторов и описывали их путь к славе. Приводились такие подробности как цвет их галстука или длина волос, но ничего не говорилось о сути их творчества, о принципе воздействия их произведений на психику человека. Я потратила целый год впустую, занимаясь так называемой теорией музыки, но мой интерес к этой проблеме не уменьшался. И тогда я оставила в покое эти книги и стала искать другие источники информации. Однажды совершенно случайно в библиотеке князя я наткнулась на книгу под названием "Мир звуков", которая изменила ход моих мыслей. Автор не был музыкантом, и из содержания книги следовало, что он вообще не интересовался музыкой. Математик и инженер, он использовал в этой книге музыку в качестве примера для объяснения теории вибрации. Автор высказывал мнение, что звуки – это определенные вибрации, которые провоцируют соответствующие вибрации в организме человека, вызывая различные эмоции. Эта гипотеза необычайно заинтересовала меня, и я сумела увлечь ею мою покровительницу. Мы часто беседовали на эту тему и наконец решили провести некоторые эксперименты. Сначала мы изучали воздействие музыки на различных животных, купив для этих целей несколько кошек и собак. Затем мы стали приглашать в гостиную наших слуг: угостив их хорошим ужином, усаживали в кресла и играли для них различные музыкальные произведения. Сперва наши эксперименты не приносили никаких определенных результатов, но вскоре я заметила, что во время исполнения одного вальса моего собственного сочинения наших "подопытных" начинало клонить в сон. В дальнейшем количество засыпавших увеличилось, но это был единственный эффект, которого нам удалось добиться. Увлекшись этими идеями и опытами, я так переутомилась, что, встревоженная моим состоянием, княгиня по совету врачей увезла меня за границу. Там, в Италии, под влиянием новых впечатлений, я вполне оправилась от нервного истощения. Но только через пять лет, во время экспедиции на Памир и в Афганистан, я нашла в себе силы вернуться к этой теме. Вспоминая мои прежние "эксперименты", я с трудом удерживалась от смеха. Наша наивность была беспредельна. Нам ни разу не пришло в голову, что наши "подопытные" погружались в дремоту потому, что после долгого рабочего дня и сытного ужина их должно было клонить в сон, и музыка тут ни при чем. Возвратившись в Россию, я возобновила опыты уже на более разумной основе, учитывая мельчайшие детали: характер и темперамент каждого из присутствующих и даже время дня и погоду. И тем не менее мне не удалось достичь того, чтобы одна и та же мелодия вызывала тождественную реакцию у разных людей. Это происходило только при условии, что участники эксперимента были представителями одной расы и имели похожие характеры и темпераменты. Поэтому меня поразило то, что нынешней ночью эта странная мелодия вызвала у всех присутствующих одно и то же впечатление. Этот факт нельзя объяснить так называемым "стадным инстинктом", так как все участники эксперимента были развитыми, независимыми личностями. Не найдя разумного объяснения этому явлению, я, вернувшись в свою комнату, не смогла заснуть. Желание разгадать эту загадку превратилось в настоящее наваждение. Проведя всю ночь без сна, я на следующий день ничего не ела и не пила и в приступе внезапно охватившего меня гнева укусила себя в руку. Вот почему я в повязке. Палец поврежден так сильно, что я едва могу держать поводья". Этот рассказ произвел на меня сильное впечатление, под влиянием которого я поделился с госпожой Витвицкой результатами собственных экспериментов и наблюдений. Особое внимание я уделил одному феномену, наблюдать который я смог благодаря доброму отношению ко мне отца Евлиссия. Он дал мне рекомендацию, благодаря которой я смог общаться с представителями одной секты, члены которой смогли с помощью древнееврейских мелодий, звучавших в течение получаса, добиться заметного прироста растений. Госпожа Витвицкая была просто поражена моим рассказом и предложила мне продолжить эксперименты, поселившись в каком-нибудь маленьком российском городке, где нам никто не помешает. Вскоре она совершенно оправилась от нервного потрясения и на протяжении всей экспедиции вела себя как обычно. Несмотря на пораненный палец она была самой неутомимой наездницей и одним из самых полезных участников экспедиции. Витвицкая умерла в России от сильной простуды, полученной во время путешествия по Волге. Она была похоронена в Самаре, и я, вызванный телеграммой из Ташкента, успел проводить ее в последний путь. И сейчас, когда я уже прошел большую часть отмеренного мне жизненного пути, побывал во многих странах и общался со множеством интересных людей, должен признаться, что никогда не встречал и, возможно, никогда не встречу более достойной, образованной и умной женщины. (цитата по книге «Встречи с замечательными людьми», Г. И. Гурджиев)
Сообщение отредактировал oleggureev - Вторник, 17 Августа 10, 01:52
Дата: Вторник, 17 Августа 10, 05:59 | Сообщение # 15
Группа: Заблокированные
Сообщений: 533
Статус: Offline
Quote (oleggureev)
Вот если б мы могли привести пример обратный – когда музыка, вне зависимости от того, где и когда она прозвучала, вызывала бы – всегда – одну и ту же эмоцию у людей разного склада, воспитания, темперамента, социальных слоёв и этнической принадлежности, то это было бы – событием! »
Это не реально. "Есть только два способа прожить свою жизнь. Первый – так, будто никаких чудес не бывает. Второй – так, будто все на свете является чудом" (Альберт Эйнштейн).