Особенности восприятия классической музыки. - intoclassics.net - форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 212»
intoclassics.net - форум » Музыка » Разговоры о музыке » Особенности восприятия классической музыки. (требуется мнение музыкантов-профессионалов)
Особенности восприятия классической музыки.
unicomДата: Понедельник, 31 Май 10, 14:58 | Сообщение # 1
Группа: Пользователи
Сообщений: 67
Статус: Offline
Интересно, как воспринимают музыку профессиональные музыканты?
Подумалось, ведь если прикладывать при прослушивании музыкальных произведений механическую работу своего ума, например контролируя музыку на правильное исполнение, слежение за нотами, тембром, контрапунктом, скоростью исполнения, составом музыкантов, наблюдением за дирижером и многим чего еще, теряется тонкое, чувственное восприятие музыкальных произведений. Мешает ли ум своей двойственностью? Или это не мешает?

Для какого контингента обычно композиторами пишется музыка? Для людей ничего не понимающих в кухне музыкантов, но чувственно воспринимающих музыку? Или все же композитором ставится задача на восприятие музыки профессиональными, подготовленными слушателями. Или композитор об этом вообще не думает? И пишет для самореализации, освобождения своего порыва в творчестве.

Почему задаются такие вопросы?
Просто не будучи музыкантом, и стоя довольно далеко от всего того, что музыкантами делается, до определенного момента своей жизни тянулся к серьезной музыке (последние 10-15 лет), и настал момент когда потихоньку начал погружаться (два года назад). На сегодня могу сказать, что я не ожидал, что так втянусь в это дело. Т.к. на это нужно время, для этого пришлось оставить несколько своих интересных хобби, которые тоже требовали свободного времени. Нет дня, чтобы последние пару лет я хотя бы на час-два не погрузился в восприятие классической музыки. Похоже стал истинным меломаном с собственным внутренним восприятием, которому нигде не учился и которое возникло спонтанно само по себе. Сейчас понимаю, что возможно такое восприятие не имеет ни один человек на свете, т.к. если истинно мне нравится прослушиваемое произведение, то я просто могу раствориться в звуках инструментов и потеряться во времени, кружась в образах и впечатлениях как правило природных стихий и явлений наподобие чувства любви, радости, сосредоточенности, иногда в более серьезных чувствах. Скажу, что бывает иногда доходит до курьезов, когда на концерте не могу сдерживать свои переживания, т.к. слезы наворачиваются, или внутреннее пространство в груди, горле, в голове как бы разрывается и выплескивается наружу. Т.е. испытывается неудобство во внешних проявлениях.
Музыку слушаю различную, предпочтений в последнее время нет вообще, все по настроению. За пару лет Гбайт музыки накопился в компе. Прихожу к мнению, что потребность идет изнутри чисто интуитивно, а не от действий ума. Т.е. как бы я знаю, что в настоящее время мне требуется. Когда то хочется барокко, когда то современную классику, иногда требуется конкретный авангард, иногда духовное песнопение, иногда голос, как правило сопрано ну и т.д.
Раньше были любимые инструменты начиная со скрипки, виолончели, фортепьяно и на сегодня у меня уже нет любимых инструментов, потому что появилось осознанное понятие, что любой инструмент это шедевр звуковых извлечений. Т.е. слушаю сейчас почти все на чем играется. Особо привлекает соло звучание, т.к. звуки очень чувственно открываются для восприятия инструмента и произведений.
Давно понял, что у меня нет отвращения к какому либо течению, направлению. Просто не слушаю, то что мне на сегодня не требуется внутренне.
Заметил, что новая для меня музыка с первого раза не особо дается, но, что удивительно через некоторое время эта же музыка при повторном прослушивании уже становится более симпатична, а еще через некоторое время может просто напросто притягивать за уши. Чувствую, что мои пристрастия расширяются все больше, похоже что горизонта я еще не вижу.

Вот мне и интересно, стоит ли заняться изучению технических музыкальных аспектов?
Учиться на каком либо инструменте по возрасту уже поздновато, а вот музыкальной грамоте попробовать можно.
Есть ли в этом смысл? Или остаться в том же ракурсе восприятий, которое у меня сформировалось? Скажу, что я всегда старался не отвлекаться на механические, материальные аспекты и меня всегда интересовало внутреннее, образное восприятие.

Хотелось бы услышать мнение как профессионалов – музыкантов, преподавателей, композиторов, так и простых слушателей, наподобие меня.

Сообщение отредактировал unicom - Понедельник, 31 Май 10, 20:29
 
GulbeshekerДата: Понедельник, 31 Май 10, 21:04 | Сообщение # 2
Группа: Пользователи
Сообщений: 435
Статус: Offline
Я не являюсь профессиональным музыкантом, но поделюсь своим мнением. Считаю, что знание музыкальной "кухни" ни в коей мере не испортит Вашего восприятия, но, напротив, дополнит его, сделает шире и красочнее. Не зря же человеку дан интеллект.
Мне, например, мои скромные познания в области музыкальной гармонии и истории музыки очень помогают в формировании многогранного восприятия. Даже были случаи, когда эти сведения помогали мне принять ту музыку, которая до этого никак "не шла".
Анализ каких-то музыкальных приемов никогда не рождал скепсиса в отношении уникальности произведения, но увеличивал восхищение талантом автора.

А вообще стремиться знать больше - главная задача человека. Как Сократ говорил: "Непознанная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой".


Лучше промолчать и показаться дураком, чем заговорить и развеять все сомнения.
(Марк Твен)
 
InkognitoДата: Среда, 09 Июнь 10, 01:17 | Сообщение # 3
Группа: Проверенные
Сообщений: 763
Статус: Offline
Quote (unicom)
Интересно, как воспринимают музыку профессиональные музыканты? »

Очень и очень специфически.
Часто профессиональный багаж помогает в чём-то, а в чём-то сильно мешает восприятию.
Зная каждую нотку и нюанс произведения - сразу замечаешь недочёты в исполнении и внимание отвлекается на это.
Также мешает слушательский опыт лучшего или любимого (привычного) исполнения.
Человек привыкает к хорошему и то,что хуже уже не устраивает.
Потому от раза к разу слушательский инструментарий настраивается на более точные камертоны звучания и неизбежно отсеивает недостаточно качественную музыку.

Это и хорошо и плохо.
С одной стороны, человек идёт вперёд, совершенствуется.
С другой стороны, критерии оценки музыки угрубляются и клишируются.Появляются привычки мерить так,а не иначе.

А в музыке не всегда всё по правилам.Гению не ужиться с правилами.
Отсюда и все споры о гениальности и эталонности...

Но главное в восприятии музыки - это эмоциональный настрой.Слушать чувствами,следить за изгибами мелодии,красотой гармонии, яркостью тембров, изменчивостью фактуры.Всё это может и непрофессонал,а профессионал обязан.

Добавлю только,что излишняя информативность о звучащем произведении может повредить восприятию.
Неправильно сориентировать и увести на ложный путь.
Например, мне не нравится определённый композитор и мне говорят,что я сейчас услышу его музыку.
Я сразу негативно настраиваюсь и уже не стараюсь особо вслушиваться.
А между тем,если бы этог я не знал - то не исключено,что на этот раз музыка была бы мною услышена и оценена по достоинству.

Поэтому я для себя всегда стараюсь слушать как бы с чистого листа.Без оглядки на прежний негативный опыт.

Сообщение отредактировал Inkognito - Среда, 09 Июнь 10, 01:21
 
galjatuДата: Среда, 09 Июнь 10, 03:14 | Сообщение # 4
Группа: Проверенные
Сообщений: 1168
Статус: Offline
Quote (Inkognito)
Поэтому я для себя всегда стараюсь слушать как бы с чистого листа.Без оглядки на прежний негативный опыт. »

И я! Выбрасываю весь багаж, опустошаюсь, притом не только перед слушанием, но и перед игрой. Я сделала для себя открытие, что все получится только в том случае, если я хорошо пойму и напомню себе, что я не умею слушать, не умею играть. В игре это особенно интересно: садишься за инструмент полной неумехой, неучем, а играть надо. Тогда оно начинает под моими руками звучать само, я себе не мешаю. В слушании - из позиции незнания гораздо больше воспринимается. Это и в жизни хорошо - лучше чувствуешь естественный ход всего и точнее действуешь.


Галина
 
MalamuteДата: Среда, 09 Июнь 10, 08:04 | Сообщение # 5
Группа: Проверенные
Сообщений: 1892
Статус: Offline
Quote (Gulbesheker)
стремиться знать больше - главная задача человека »

appl appl appl

На вопрос темы я бы ответил, что никакое новое знание о музыке не бывает лишним. Раньше в срелневековых университетвх музыка считалась одной из важнейших, причем точных, наук и изучалась наравне с математикой. В наше время массовое незнание основ музыки к сожалению стало нормой. Мне кажется, одной из задач профессионалов является не только "критика чистого разума", но и популяризация этих основ в доступной форме.


Grrr...Wough!
 
legoruДата: Среда, 09 Июнь 10, 08:17 | Сообщение # 6
Группа: Проверенные
Сообщений: 4177
Статус: Offline
Quote
Мне кажется, одной из задач профессионалов является не только "критика чистого разума", но и популяризация этих основ в доступной форме.

И непрофессионалов тоже! Отличное хобби, кстати :D

Добавлено (09 Июнь 10, 08:17)
---------------------------------------------
Заодно и сам просвещаешься piano


Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
 
MalamuteДата: Среда, 09 Июнь 10, 08:23 | Сообщение # 7
Группа: Проверенные
Сообщений: 1892
Статус: Offline
Quote (legoru)
Отличное хобби, кстати »

Абсолютно!

Багаж необходим, чтобы легче отличать плохое от хорошего, но если он начинает мешать видеть красоту простых вещей, то его и в самом деле лучше выбросить. :)


Grrr...Wough!
 
suslixДата: Среда, 09 Июнь 10, 13:01 | Сообщение # 8
Группа: Проверенные
Сообщений: 555
Статус: Offline
Quote
А в музыке не всегда всё по правилам.Гению не ужиться с правилами.

Это точно. И не только гению. По себе знаю - есть такие произведения piano , к-рые хочется исполнять по-своему.

А особенности восприятия классической музыки такие же, как любой другой. Надо уметь улавливать.

Добавлено (09 Июнь 10, 13:01)
---------------------------------------------

Quote
Добавлю только,что излишняя информативность о звучащем произведении может повредить восприятию.

Согласна. Тут каждый должен выбирать сам, не прислушиваясь к кому-либо. И сам должен делать выводы, т.к. каждый воспринимает по-своему, будь то профессионал или любитель.


Счастлив тот, у кого есть гвоздь, на который можно повесить. (Р. Акиба)
 
SpockДата: Среда, 09 Июнь 10, 13:21 | Сообщение # 9
Группа: Заблокированные
Сообщений: 118
Статус: Offline
Quote (suslix)
каждый воспринимает по-своему »

Это, конечно, твк. Но есть же и определенные закономерности, связанные с музыкальными образами или общим замыслом. Вряд ли кто-нибудь воспримет 6-ю симфонию Малера, как жизнеутверждающее произведение, а 1-ю симфонию Прокофьева, как жизнеотрицающее.


Dif-tor heh smusma
 
galjatuДата: Среда, 09 Июнь 10, 14:48 | Сообщение # 10
Группа: Проверенные
Сообщений: 1168
Статус: Offline
Quote (Spock)
Вряд ли кто-нибудь воспримет 6-ю симфонию Малера, как жизнеутверждающее произведение, а 1-ю симфонию Прокофьева, как жизнеотрицающее. »

Жизнеотрицающих произведений не бывает, это уже какой-то суицид. Зачем тогда производить эти произведения!


Галина
 
SpockДата: Среда, 09 Июнь 10, 15:04 | Сообщение # 11
Группа: Заблокированные
Сообщений: 118
Статус: Offline
В качестве примера можно привести 14-ю симфонию Д.Д.Шостаковича. Не знаю ничего более жизнеотрицающего. В последней части эта идея даже подкреплена словами.
Считать это произведение оптимистическим можно только с большой натяжкой.


Dif-tor heh smusma

Сообщение отредактировал Spock - Среда, 09 Июнь 10, 15:05
 
galjatuДата: Среда, 09 Июнь 10, 15:53 | Сообщение # 12
Группа: Проверенные
Сообщений: 1168
Статус: Offline
Тогда надо найти другое слово. Невозможно отрицать жизнь в принципе. Она есть по факту.

Галина
 
SpockДата: Среда, 09 Июнь 10, 16:02 | Сообщение # 13
Группа: Заблокированные
Сообщений: 118
Статус: Offline
Согласен, слово неудачное. Попробую оправдаться только тем, что оно было не главным в моем сообщении. Я лишь пытался сказать, что воспринимая музыку по-своему, следовало бы учитывать и намерения автора. :)

Dif-tor heh smusma
 
galjatuДата: Среда, 09 Июнь 10, 16:59 | Сообщение # 14
Группа: Проверенные
Сообщений: 1168
Статус: Offline
Согласна. :)

Галина
 
unicomДата: Среда, 23 Июнь 10, 10:00 | Сообщение # 15
Группа: Пользователи
Сообщений: 67
Статус: Offline
Quote (Inkognito)
главное в восприятии музыки - это эмоциональный настрой.Слушать чувствами,следить за изгибами мелодии,красотой гармонии, яркостью тембров, изменчивостью фактуры.Всё это может и непрофессонал »

Спасибо за ответ Inkognito, очень РАЗУМно и информативно в каждой строчке сообщения, а главное, мысли резонируют с моими. :)
Не буду изучать музыкальную грамоту, дабы не испортить мои настоящие впечатления , пусть моей грамотой будет чисто чувтвенно-эмоциональное восприятие музыки без участия очень капризного инструмента Души, под названием УМ.
Мои извинения за поздний ответ, был в командировке на Камчатке. Соскучился по хорошей музыке. :D
Начинаю погружение.

 
intoclassics.net - форум » Музыка » Разговоры о музыке » Особенности восприятия классической музыки. (требуется мнение музыкантов-профессионалов)
Страница 1 из 212»
Поиск: