А Вы знаете,что... - Страница 17 - intoclassics.net - форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
intoclassics.net - форум » Музыка » Разговоры о музыке » А Вы знаете,что... (...о новостях мира музыки и личных открытиях.)
А Вы знаете,что...
legoruДата: Четверг, 03 Февраля 11, 05:37 | Сообщение # 241
Группа: Проверенные
Сообщений: 4160
Статус: Offline
Шахматное собрание и роль шахмат в становлении Прокофьева-композитора

С осени 1907 Прокофьев стал регулярно посещать петербургское Шахматное собрание, располагавшееся в ту пору по адресу Невский проспект, д. 55. У матери мальчика то, что он туда ходил, вызывало страх. Она не без основания считала, что это – закрытый мужской клуб, который эмоционально незрелому Серёже ещё не возрасту. Петроградское Шахматное собрание было единственной организацией в России, членом которой Прокофьев состоял (с зимы 1913 – 1914 годов _ 1) до постановки его в 1937 на учёт в Московском отделении Союза советских композиторов.

С годами интерес Прокофьева к шахматам выработался в устойчивую привязанность, дополняющую и сильно способствующую основной творческой работе. Он признавался в 1936 году: «Шахматы для меня – это особый мир, мир борьбы, планов и страстей» _ 2. Ещё раз подчеркнём: это был определённо мужской мир, в отличие от так впоследствии заинтриговавшей его магии – мира, где господствовала стихия женского.

Страсти и соперничество, бурлившие в стенах петербургского Шахматного собрания, были для Прокофьева намного напряжённее, чем преходящие увлечения и интересы в околоконсерваторском кругу. В стенах Собрания он получил возможность наблюдать за игрой Эммануила Ласкера, Хосе-Рауля Капабланки, Александра Алехина, Арона Нимцовича и многих других. Здесь он сразился с Ласкером и свёл партию вничью (впоследствии в 1933 году в Париже Ласкер всё-таки выиграл у Прокофьева), дважды проиграл, а на третий раз взял да и выиграл у самого Капабланки. В Шахматном собрании он познакомился с не слишком путёвым, но милым поэтом-дилетантом Борисом Башкировым (писавшим с июля 1916 под псевдонимом Б. Верин), сыграл с ним в 1914 году на пару партию против Алехина и тоже выиграл. Впоследствии Прокофьев писал на стихи Башкирова-Верина музыку и всячески – не слишком успешно – способствовал литературной карьере товарища. В Шахматном собрании он познакомился и с литератором Борисом Демчинским, помогавшим ему советом в составлении программы «Скифской сюиты», в улучшении общего плана первых его опер, а в 1930-е, по возвращении Прокофьева из-за границы, консультировавшего композитора по поводу драматургии новых «советских» сочинений. Демчинский был очень сильным игроком и издал в 1923 под эгидой Всероссийского шахматного союза блестящее эссе по психологии шахматной игры «Трагедия чистой мысли». В эссе со свойственной ему логической беспощадностью Демчинский проводил мысль об иллюзорности войн за шахматной доской: «В шахматах нет жизни, и вся их закономерность берёт начало из тех же истоков, как и сновидение курильщика опиума. Быть может, именно в этом отрыве от жизни и нужно искать причину их наркотического действия. Создаются картины, не имеющие реального бытия, напрягается мысль, чтобы существовать только в себе и для себя, в стороне от волнений и тревог человечества; расточается творчество, чтобы привести в столкновение фантастические образы и оживить движением выдуманный мир. Это – наркоз. Это – видение полноты в пустоте и игра теней» _ 3. Но в сугубой умозрительности была, по Демчинскому, и редкостная сила шахмат: «Их приговор – это идеал беспристрастия. Сотканные из умозрения и в умозрении пребывающие, они достигают той безупречной правды, которая возможна только в мире умозрений» _ 4. Человек глубокого и цельного ума, Демчинский наверняка высказывал эти мысли нашему герою ещё в 1910-е.

В стенах Шахматного собрания Прокофьев познакомился с режиссёром Сергеем Радловым, соавтором по либретто «Ромео и Джульетты». Заглядывал наш герой в Шахматное собрание с консерваторским товарищем Максимилианом Шмидтгофом, но никогда – с одноклассниками Борисом Асафьевым и Николаем Мясковским, к шахматам безразличным, умозрительной их фантастике чуждым.

Постепенно композитор выучился проверять творческое воображение и напористость друзей и даже брать своеобразный эмоциональный реванш над ними совместной игрой в шахматы. Забавная деталь: Владимир Дукельский свидетельствовал, как в середине 1920-х Прокофьев, рассердившись на жёсткую критику своей Пятой фортепианной сонаты, которую Дукельский счёл за «очень уж «церебральную»«, в качестве последнего аргумента в споре заявил, что Дукельский зато – «бездарный шахматист» _ 5. Приохочивал – уже в 1930-е – Прокофьев к шахматной игре и двух своих сыновей. Младший, Олег вспоминал: «Нужно сказать, что шахматы, несомненно, принадлежали к его любимым внемузыкальным занятиям. Для него шахматы, по-видимому, были больше, чем род «интеллектуального спорта». Мне кажется, что они служили ему чем-то вроде дополнения к сочинению музыки, возможно, своеобразной мозговой тренировкой комбинационной изобретательности, не лишённой спонтанного творческого начала. Был, конечно, и чисто спортивный момент движения, риска, уловки и победы. Спортивный дух был ему вообще свойственен, об этом писали многие, подчёркивая эту сторону, может быть с излишней серьёзностью и в самой его музыке. Во всяком случае, мерой спортивности шахматной игры определяется, по-моему, и его спортивность…» _ 6

Умственное, логическое, конструктивное, соревновательно-спортивное, мужское, «шахматное» начало господствовало у композитора в ранние, консерваторские годы, а вот со второй половины 1910-х Прокофьева начнёт всё больше занимать начало эмоциональное, алогическое, интуитивное, постоянно нарушающее им же созданные правила – то, что принято соотносить со стихией женственного и, как мы уже отмечали, «магического». С середины же 1930-х в его творчестве возникнет счастливое слияние обоих начал. В этой слиянности, в алхимическом браке двух элементов и заключается секрет чисто музыкального композиторства – искусства конструктивного и импровизационного одновременно.

В сущности, лишь поняв, как Прокофьев играл в шахматы, мы поймём, какой конструкции он искал для собственной музыки.

По свидетельствам многочисленных соперников и по сохранившимся записям партий ясно, что теоретическим знаниям, ведущим к осторожности за доской (а знания у Прокофьева были), он предпочитал рисковый натиск и, порой, неожиданный отход от привычного развития партии. Собственно занятия шахматной теорией Прокофьев прекратил где-то около 1917 – 1918 годов, когда прервались его связи с петроградским шахматным миром (бо́льшая часть арендуемой Шахматным собранием площади была передана под военный лазарет ещё в 1915 году). По свидетельству всех теоретически подкованных соперников композитора его игра, соответствовавшая первому разряду, носила определённо романтический характер. В 1910-е – 1920-е такой стиль обеспечивал частые победы, однако со второй половины 1930-х, с увеличением тщательно просчитанных вариантов игры хорошие знания стали брать в среде шахматистов верх над логическим воображением. Прокофьев, игравший в целом очень хорошо, стал чаще проигрывать, пока в 1944 в матче с молодым тогда композитором Николаем Пейко не закончил поединка с унизительным для себя счётом 1:4. Мясковский после разговора с Прокофьевым передал Пейко, что Прокофьев жаловался ему на младшего соперника, всё время ловившего его «на книжные варианты» _ 7. Однако к середине 1940-х в шахматах, как, впрочем, и в музыке, внеличное знание стало вытеснять индивидуальное вдохновение, и прежний тип композитора и шахматиста становился всё менее конкурентоспособным. А затем шахматист-машина и композитор-интеллектуал окончательно подомнут под себя тех, кем движет вдохновение. Развитие технотронной цивилизации приведёт к глубокому антропологическому сдвигу, внутри которого обречены сейчас существовать и мы.

И ещё одна деталь. Открытое только для мужчин Собрание предоставляло возможность культивировать вкусы и интересы нетрадиционного свойства. Так один из его руководителей, будущий критик начавшего выходить с октября 1909 журнала «Аполлон» Валериан Чудовский стал проявлять к юноше слишком уж пристальный интерес. Рассказывая в «Воспоминаниях» о Чудовском, Прокофьев ограничивается только начальной буквой его фамилии – Ч. и сводит всю историю на фарс. Впоследствии Чудовский, к немалому изумлению Прокофьева, женился.

Добавлено (03 Февраль 11, 05:37)
---------------------------------------------


Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
 
InkognitoДата: Вторник, 15 Февраля 11, 14:57 | Сообщение # 242
Группа: Проверенные
Сообщений: 747
Статус: Offline

Мнение знаменитых людей.

 
nixelleДата: Вторник, 15 Февраля 11, 16:41 | Сообщение # 243
Группа: Проверенные
Сообщений: 1353
Статус: Offline
Опять Вы неудобную тему поднимаете. Сейчас набегут-завопят - не надо нам о политике! Беспокойно слишком! Хочу ничего об этом не знать! ЖАлаю исключительно на другие темы, лучше на мои беседовать. И чтобы все поддакивали.
 
legoruДата: Вторник, 15 Февраля 11, 17:30 | Сообщение # 244
Группа: Проверенные
Сообщений: 4160
Статус: Offline
Если б у меня проблемы были, подобные вашим, я б вообще в интернет не заходил - люди здесь отдыхают в основном, вся ваша борьба на музыкальном форуме просто неприлично выглядит - ставите людей в неловкое положение только. Тем более проблемы здесь не решить, потому что основная ваша проблема - дрожь в коленках и онемение языка перед начальством - попробуйте её сначала преодолеть. Начните с проигрывателя, не для себя же - для детей

Добавлено (15 Февраль 11, 17:30)
---------------------------------------------
Неделю Моцарта" в Зальцбурге ждут большие перемены

http://www.ng.ru/culture/2011-02-07/100_mozart.html

В городе Моцарта завершился традиционный зимний марафон, посвященный дню рождения композитора. За полторы недели состоялось двадцать шесть концертов, в которых приняли участие один симфонический и девять камерных оркестров, двадцать пять певцов, два десятка инструменталистов, три хора и полтора десятка дирижеров; среди них Марк Минковский - через год он возглавит "Неделю Моцарта".

Программа фестиваля, которая обычно объявляется более чем за год до открытия и уже как правило не меняется, на этот раз не обошлась без существенных корректировок. В первую очередь они касались концертов прославленного Венского филармонического оркестра - провести один из них планировал Чарльз Макеррас, скончавшийся в июле минувшего года. Его сменил, заменив и программу, Луи Лангре: яркий дирижер, чьи трактовки, однако, куда более убедительны, когда он работает с камерными оркестрами или ансамблями старинной музыки. Как, например, прошлым летом в Экс-ан-Провансе, где под управлением Лангре шел "Дон Жуан" в постановке Дмитрия Чернякова. Там в распоряжении маэстро был Фрайбургский барочный оркестр, а вот с "венскими филармониками" в огромном зале дирижер явно чувствовал себя не в своей тарелке.

По состоянию здоровья от участия в двух вечерах отказался Николаус Арнонкур, патриарх аутентичного исполнительства, чья трактовка Скрипичного концерта Альбана Берга обещала стать одним из главных сюрпризов фестиваля. Из солидарности с Арнонкуром не приехал и Гидон Кремер, программа же осталась неизменной. За пульт Венского филармонического оркестра стал 83-летний Герберт Бломстедт, концерт Берга вместо Кремера сыграл Кристиан Тецлафф, да так, что о замене едва ли стоило жалеть. Без малого получасовое сочинение, при первом знакомстве кажущееся рациональным и холодным, пролетело на одном дыхании, поразив истинно малеровским трагизмом - при максимальной камерности, интимности высказывания. Тецлафф вновь оказался одним из главных героев "Недели Моцарта", Бломстедт же блеснул не только в концерте Берга, но и в Сороковой симфонии Моцарта. Шедевр, который иной раз уже трудно слушать без нервного смеха, дирижер убедительно представил как бы свободным от груза прежних интерпретаций, будь то консервативных или радикальных.

Наконец, сошел с дистанции и маэстро Марк Минковский, чье исполнение оперы "Пеллеас и Мелизанда" Дебюсси (2007) стало одним из главных московских событий последних лет. Еще накануне Минковского можно было видеть на улицах Зальцбурга за рулем огромного трехколесного велосипеда - днем позже его сразил грипп, столь безжалостный этой зимой. "Музыкантам Лувра - Гренобля" пришлось играть под управлением концертмейстера, и по чудесному звучанию ансамбля догадаться об отсутствии дирижера было практически невозможно. Оно бросалось в глаза в первую очередь потому, что через год именно Минковский станет художественным руководителем "Недели Моцарта".

Эта новость, ставшая известной в декабре, особенно интригует по той причине, что в последние пару лет фестиваль стал обретать черты застойности. С 2007 года, когда нынешний худрук Штефан Паули начал менять репертуарную политику форума, его программы поистине поражали воображение: в них Моцарт встречался то с Булезом, Берио и Шенбергом, то с Гайдном, Веберном и Лютославским, то с Бахом, Мессианом и Губайдулиной. Невозможно забыть эти концерты, которыми дирижировали Пьер Булез, Сильвен Камбрелен, тот же Луи Лангре. Подобные сочетания встречаются в афише "Недели Моцарта" и теперь, однако в поиске их организаторы форума будто стали забывать собственно о Моцарте.

Нет оснований подозревать их в нелюбви к композитору, чья музыка ежегодно звучит здесь в великолепных исполнениях, составляя минимум две трети репертуара. И все же из более чем шестисот сочинений Моцарта десяток повторяется каждую зиму: через год опять будут звучать симфонии "Юпитер", "Хаффнер", "Линцская", Сороковая, Кларнетовый квинтет, Концерт для кларнета с оркестром, который в третий раз подряд сыграет Йорг Видман... В то же время, приглашенным композитором фестиваля станет знаменитый французский мастер Марк Андре, на музыку его и Моцарта поставит новый спектакль всемирно известный хореограф Саша Вальц, а в программах Мицуко Ушиды и Даниэля Баренбойма вновь встретятся Моцарт и Шенберг - плохо ли? Говоря о программе форума-2013, ответственному за нее Марку Минковскому можно пожелать не только неожиданных идей на тему "Mozart and...", но и обращения к незаезженным сочинениям самого Моцарта.


Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
 
InkognitoДата: Вторник, 15 Февраля 11, 17:35 | Сообщение # 245
Группа: Проверенные
Сообщений: 747
Статус: Offline
Quote (legoru)
ставите людей в неловкое положение только. »

Это ещё вопрос: кто кого ставит в неловкое положение? ;)
Quote (legoru)
не для себя же - для детей »

А вот это правильно!
Ответ на Ваши выпады. :)


Сообщение отредактировал Inkognito - Вторник, 15 Февраля 11, 17:35
 
MalamuteДата: Вторник, 15 Февраля 11, 17:38 | Сообщение # 246
Группа: Проверенные
Сообщений: 1858
Статус: Offline
Мы знаем, что защита Филидора хотя и устаревшая, но верная. :)

Grrr...Wough!
 
oleggureevДата: Вторник, 15 Февраля 11, 17:40 | Сообщение # 247
Группа: Проверенные
Сообщений: 536
Статус: Offline
Quote (legoru)
Начните с проигрывателя »

... не понял... :)


— мы любим, чтобы наш внутренний голос доносился извне (Станислав Ежи Лец)
 
InkognitoДата: Вторник, 15 Февраля 11, 17:41 | Сообщение # 248
Группа: Проверенные
Сообщений: 747
Статус: Offline
oleggureev, это, когда белые начинают и проигрывают (вероятно, на третьем ходе) :D
 
nixelleДата: Вторник, 15 Февраля 11, 18:09 | Сообщение # 249
Группа: Проверенные
Сообщений: 1353
Статус: Offline
appl appl appl Inkognito!
 
ЗемляДата: Вторник, 15 Февраля 11, 18:44 | Сообщение # 250
Группа: Проверенные
Сообщений: 2962
Статус: Offline
На радио России сегодня в полдень в программе "От первого лица" с Натальей Бехтиной беседовал на тему реформы образования какой-то депутат от КПРФ. Пообещал, что реформа в том виде, как она сейчас предложена, через Думу не пройдёт. Охарактирезовал суть реформы так: вывести 60% образования из образования бесплатного, сокращая при этом реальные отчисления государства на эту сферу. Послушать запись передачи можно на сайте радио Россия: http://www.radiorus.ru/issue.html?iid=302827&rid=354
 
nixelleДата: Вторник, 15 Февраля 11, 19:09 | Сообщение # 251
Группа: Проверенные
Сообщений: 1353
Статус: Offline
Я слышала программу. Обещать можно, конечно, а реформа протаскивается. Нам уже прислали новые формы аттестации. Дурь дурью.
 
sav2403Дата: Вторник, 15 Февраля 11, 19:52 | Сообщение # 252
Группа: Проверенные
Сообщений: 686
Статус: Offline
Если бы шахматы были белые и красные, Ленин стал бы чемпионом мира! :D

Я умер и засмеялся.
Просто большое стало малым, малое большим.
Просто во всех членах уравнения Мира знак «да» заменен знаком «нет».
(Велимир Хлебников)
 
InkognitoДата: Вторник, 15 Февраля 11, 19:56 | Сообщение # 253
Группа: Проверенные
Сообщений: 747
Статус: Offline
Quote (nixelle)
Обещать можно, конечно, а реформа протаскивается. »

Ещё как!
Обычно приходится чинуш поторапливать, а здесь - впереди всех проектов мчатся.
Может, у них внутренние предписания есть, о которых известно "под грифом секретно"... B)
 
nixelleДата: Вторник, 15 Февраля 11, 19:56 | Сообщение # 254
Группа: Проверенные
Сообщений: 1353
Статус: Offline
Может и так...
 
legoruДата: Вторник, 15 Февраля 11, 20:43 | Сообщение # 255
Группа: Проверенные
Сообщений: 4160
Статус: Offline
В Лос-Анджелесе вручена одна из самых престижных музыкальных премий – Grammy. В «классических» номинациях «музыкального «Оскара» представлены исполнители мирового уровня. Российские музыканты, традиционно претендующие на Grammy именно в этом жанре, в этом году вновь подтвердили своё высочайшее мастерство. Две почётные награды завоевали солисты Мариинского театра Ильдар Абразаков и Ольга Бородина. Их работа над «Реквиемом» Верди вместе с Симфоническим оркестром и Симфоническим хором Чикаго под управлением Риккардо Мути победила в номинациях «Лучший классический альбом» и «Лучшее хоровое исполнение».
В Петербурге солисты Мариинского театра дали пресс-конференцию. Рассказывают «Новости культуры».

«Мы очень счастливы, конечно, что Россия впереди. Мы могли рассчитывать на одну номинацию, а тут вот две – это здорово», –говорят они.

Как отметили музыканты, статуэтки все еще находится в Америке. В город на Неве престижные музыкальные награды прибудут в ближайшие дни. Тогда весь коллектив Мариинского театра и отпразднует это событие.

Добавлено (15 Февраль 11, 20:43)
---------------------------------------------
14.02.11 Начались прослушивания претендентов на участие в XIV конкурсе имени Чайковского

В Москве начались предварительные прослушивания претендентов на участие в XIV конкурсе имени Чайковского – он пройдет во второй половине июня. Больше всего заявок - 70 - подано по специальности «фортепиано». Всего же их поступило 583 - из 50 стран мира. Своего рода рекорд в истории конкурса. В нынешнем году состязания впервые пройдут не только в Москве, но и в Петербурге. Это связано с тем, что до лета прошлого года, когда принимались окончательные решения по регламенту конкурса, было непонятно, успеют ли к его началу завершить реконструкцию Большого зала московской консерватории. А ведь именно в нём всегда проходят церемонии открытия и закрытия.


Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
 
intoclassics.net - форум » Музыка » Разговоры о музыке » А Вы знаете,что... (...о новостях мира музыки и личных открытиях.)
Поиск:


Хостинг от uCoz