|  | 
	Добрая ночь!
		
		
			| "Борис Годунов" - различия между редакциями |  |  |  | 
| dsg37 | Дата: Суббота, 08 Ноября 14, 15:39 | Сообщение # 1 |  | Группа: Пользователи Сообщений: 291 Статус: Offline | Кто-то здесь рекомендовал записи Гергиева "Бориса Годунова" в оригинальных редакциях Мусоргского 1869 и 1872 гг. Кроме того, есть редакция Римского-Корсакова и Шостаковича.
 Не подскажите в чём отличия между той или иной версией? Желательно поконкретнее, на что обращать внимание при прослушивании?
 Заранее спасибо!
 |  |  |  |  |  | 
| nepman | Дата: Вторник, 11 Ноября 14, 15:36 | Сообщение # 2 |  | Группа: Пользователи Сообщений: 170 Статус: Offline | О, дорогой, этак долго рассказывать. Возьмите хотя автобиографическую книгу Хубова - там все написано про оригинальные редакции, и какие изменения ввел Римский-Корсаков, у которого, в свою очередь, тоже были две редакции - 1896 и 1906 года, где в последней были добавлены ряд сцен, выпущенных в первой редакции.  Но, как правило, с 1939 года эти две редакции были объединены в одну и еще добавлена сцена у собора Василия Блаженного, позаимствованная у Ламма.  Правда, разные постановки иногда таскали с места на место некоторые куски оперы, типа сцены под Кромами.Цитата dsg37 (  ) Кто-то здесь рекомендовал записи Гергиева "Бориса Годунова" в оригинальных редакциях Мусоргского 1869 и 1872 гг. Кроме того, есть редакция Римского-Корсакова и Шостаковича. Не подскажите в чём отличия между той или иной версией? Желательно поконкретнее, на что обращать внимание при прослушивании? Заранее спасибо!А редакция Шостаковича - это всего лишь новая инструментовка оперы, т.е. он делал оркестровку клавира Мусорского по своему собственному вкусу и полагаясь  на свое мастерство, хотя  где-то он оставлял практически без изменений инструментовку Мусорского или Римского-Корсакова, а где-то полностью менял, чтобы усилить, скажем, бОльший симфонический размах развития оперы.
 Вообще же, основное различие между Мусоргским и Римским было то, что первый преимущественно был вокальным, а не инструментальным композитором и создавал свои музыкальные образы порой независимо от инструментальной логики проведения материала. Он порой игнорировал все гармонические   системы и формулы, чтоб более выявить музыкальный натурализм своей оперы и иногда инструментальное сопровождение идет по своему сценарию, как бы параллельно тексту оперы, имеет свое собственное движение, метрическое несовпадение  с текстом. А это и обескураживало академиста Римского-Корсакова, для которого любое нарушение голосоведения, нарушение заранее установленных технических приемах, гармонии, настоянных на западных классических образцах, - хуже не было греха.  Но так как авторитет Римского-Корсакова был несоизмеримо выше в то время, чем у Мусорского , то ему и поверили в необходимости редактирования и исправления партитур Мусоргксого.
 
 
 Сообщение отредактировал nepman - Вторник, 11 Ноября 14, 15:39 |  |  |  |  |  | 
| dsg37 | Дата: Вторник, 11 Ноября 14, 19:14 | Сообщение # 3 |  | Группа: Пользователи Сообщений: 291 Статус: Offline | nepman, категорически благодарю за конкретное и понятное объяснение! Про добавленные и убранные куски - очевидно и не так интересно.
 А вот про всё остальное -
 
 Цитата nepman (  ) музыкальные образы порой независимо от инструментальной логики проведения материала. Он порой игнорировал все гармонические   системы и формулы, чтоб более выявить музыкальный натурализм своей оперы и иногда инструментальное сопровождение идет по своему сценарию, как бы параллельно тексту оперы, имеет свое собственное движение, метрическое несовпадение  с текстомбыло бы крайне интересно увидеть это на конкретных примерах. Не могли бы Вы указать пару мест, где это проявляется особенно явно? Чтоб можно было заодно сравнить как это "причесал" Р-К.
 Ну и заодно, если можно, в каких местах Шостакович оркестровку "полностью менял, чтобы усилить, скажем, бОльший симфонический размах развития оперы."
 В общем, был бы крайне признателен за некий "путеводитель", а то самому пытаться копать-сравнивать "с нуля" сложно ввиду большого объёма материала.
 |  |  |  |  |  | 
| Сузуки | Дата: Вторник, 11 Ноября 14, 20:33 | Сообщение # 4 |  | Группа: Проверенные Сообщений: 199 Статус: Offline | Я советую Вам для начала сравнить Вступление к "Борису" в оркестровке Мусоргского с Гергиевым с тем же вступлением в редакции Римского-Корсакова из любой имеющейся в Вас записи. Я, в свое время, сделал это перед тем как дать "Бориса" в первой редакции на одном из своих муз. вечеров для своей аудитории, включавшей как любителей музыки (каким и я являюсь), так и профессиональных музыкантов.
 Именно потому, что вокала там нет, различие очевидно. Лучше всего это различие сформулировала моя жена: "Слушая Р-К, ты предполагаешь, что за этим последует какая-нибудь сказка, в лучшем случае сказание, а у Мусоргского ты предчувствуешь драму".  Вот это смягчение и перекрашивание оркестровки Мусоргского ослабляет общее впечатление, несмотря на то, что вокальные партии остаются, похоже, без изменения.
 |  |  |  |  |  | 
| dsg37 | Дата: Вторник, 11 Ноября 14, 22:58 | Сообщение # 5 |  | Группа: Пользователи Сообщений: 291 Статус: Offline | Сузуки, Пролог - это единственное, что я заметил самостоятельно ))). Только мне казалось, что это в пределах интерпретации дирижёра и оркестра. Единственное существенное отличие в "тексте", котороя мне бросилось в глаза - это медь в конце Пролога перед самым "Ну что ж вы...". У Мусоргского (Гергиев) медь на одной ноте звучит ритмически на мотив дальнейшего "Печаль на Руси", что бросается в глаза и придаёт как бы связность повествованию. А у Р-К там нет этого мотива, хотя медь тоже нагнетает будь-здоров. У Шостаковича (Геликон опера) так вообще эта медная партия почти лишена "дыма с кровопийцами".
 Возможно Р-К счёл этот "лейтмотивный" приёмчик слишком примитивным и достойным лишь какой-нибудь рок-оперы конца будущего XX века, поэтому решил разнообразить это место ))).
 В общем мне по восприятию Мусоргский (Гергиев) доступнее, прямолинейнее что ли, нечто от драйва рок-музыики есть.
 Но это слишком интуитивно, неконкретно и, возможно, субъективно. А, главное, не понятно что тут зависит от дирижёра и оркестра, а что от Авторо версий. Поэтому и интересуюсь тут.
 
 
 Сообщение отредактировал dsg37 - Вторник, 11 Ноября 14, 23:01 |  |  |  |  |  | 
| nepman | Дата: Среда, 12 Ноября 14, 00:12 | Сообщение # 6 |  | Группа: Пользователи Сообщений: 170 Статус: Offline | Если вы найдете статью Павла Ламма "Восстановление подлинного текста "Бориса Годунова", то увидите в ней целую  таблицу изменений в опере при редактировании ее Римским-Корсаковым с точным указанием количества тактов. А их  порядка  85 процентов всего материала оперы. Также дан перечень характера этих изменений: в словесном тексте, в гармониях, инструментовке и т. д.Цитата dsg37 (  ) было бы крайне интересно увидеть это на конкретных примерах. Не могли бы Вы указать пару мест, где это проявляется особенно явно? Чтоб можно было заодно сравнить как это "причесал" Р-К. |  |  |  |  |  | 
| dsg37 | Дата: Воскресенье, 16 Ноября 14, 18:58 | Сообщение # 7 |  | Группа: Пользователи Сообщений: 291 Статус: Offline | nepman, большое спасибо! Попробую найти статью Ламма. |  |  |  |  |  
 |  |