|  | 
	Доброе утро!
		
		
			| Русская музыка для русских и по русски. |  |  |  | 
| little_listener | Дата: Пятница, 15 Ноября 13, 19:31 | Сообщение # 16 |  |   Группа: Проверенные Сообщений: 473 Статус: Offline | Что-то у меня со зрением проблемы начались. Ничего не вижу... |  |  |  |  |  | 
| sucher09 | Дата: Пятница, 15 Ноября 13, 21:42 | Сообщение # 17 |  | Группа: Проверенные Сообщений: 177 Статус: Offline | Насколько я понимаю, вопрос об авторстве больше не стоит. 
 
 Цитата nixelle (  ) А по сути того, что текст песни не имеет ничего общего с разработкой темы Чайковским Вы что-то можете сказать?
 Сказать можно, наверное, многое, но если я правильно читаю название темы то это "русская музыка для русских и по-русски". Как Чайковский разрабатывал эту тему в данном случае не важно, важно как его разработку интерпертируют. А вот здесь я не вижу еще ничего, о чем стоило бы говорить.
 
 
 Цитата nixelle (  ) Или по трактовке этого "содержания" другими, нерусскими дирижёрами?
 Что касается этого, то чтобы было понятно, о чем и на каком уровне здесь думают, приведу следующий пример. Издательство "ро-ро-ро" издает серию книг об операх, содержание, либретто и прочее, в том числе перечисляются записи данной оперы. В книге о "Евгении Онегине" в таком списке была перечислена запись М. Эрмлера. Как недостаток было указано, что хор девушек в первом действии звучит в записи не так, как должен звучать хор девушек в девятнадцатом веке. У меня возник вопрос: "Как может музыкальный критик, живущий в Германии во второй половине двадцатого века знать как звучал хор крестьянских девушек в начале девятнадцатого?" Вот такой апломб. Интересно, что других недостатков он не нашел.
 
 С подобным апломбом и самоуверенностью произведения русских композиторов интерпретируют и западные дерижеры. И речь идет не только о Чайковском, просто его музыка пользуется популярностью у слушателей и ее нужно исполнять для удовлетворения запросов публики. А Мусоргский посложнее, так гонят его "Картинки с выставки" и вроде он больше ничего не написал. А берутся исполнять его оперы - пока удачных постановок назвать не могу.
 
 Если Вы не слышите разницы в трактовке - говорить не о чем. Если бы Вы ее слышали - можно было бы обсудить (подчеркиваю - обсудить, не на рыночном уровне) хорошо это или плохо.
 
 
 докАжете или докажИте?Цитата nixelle (  ) ДокАжите обратное?
 Не собираюсь ничего доказывать. В общем-то мне все равно, что вы слышите. Есть вещи, которые иностранцы не могут передать по определению, это касается не только русской музыки. Много ли записей Вагнера сделали итальянцы? А немцы - Беллини? или Россини?
 
 
 Сообщение отредактировал sucher09 - Пятница, 15 Ноября 13, 21:43 |  |  |  |  |  | 
| nixelle | Дата: Пятница, 15 Ноября 13, 22:15 | Сообщение # 18 |  |   Группа: Проверенные Сообщений: 1352 Статус: Offline | Ясно. От принципа разработки, сиречь отношения к теме композитора ничего не зависит в трактовке.  БравоЦитата sucher09 (  ) Как Чайковский разрабатывал эту тему в данном случае не важно, важно как его разработку интерпертируют. А вот здесь я не вижу еще ничего, о чем стоило бы говорить.  Остальное лучше не комментировать.
 
 
 Так Вы же не можете доказатьЦитата sucher09 (  ) Не собираюсь ничего доказывать. Вот и обвиняете меня в рыночных и прочее. Так всегда поступают за отсутствием других аргументов. Я Вас не обвиняла ни чём.  А Вы сейчас пытаетесь меня откровенно оскорбить. Так кто вышел на рынок?
   |  |  |  |  |  | 
| sucher09 | Дата: Пятница, 15 Ноября 13, 23:33 | Сообщение # 19 |  | Группа: Проверенные Сообщений: 177 Статус: Offline | Цитата nixelle (  ) Так Вы же не можете доказать
 Ради Бога. Вы считаете, что западные дирижеры исполняют русскую музыку лучше русских? Не возражаю.
 
 minor:
 
 По странной случайности Чайковский не ввел хорового исполнения, со словами это было бы нечто колдовскОе.
 Я где-то сказал, что Бах у Куро или Корбоза плох? Это не так, но это другой Бах, не немецкий. А вот Сузуки мог бы и не записывать.
 
 У Караяна армянские корни, поэтому ему надо было быть более католиком, чем папа римский. Злые языки утверждают, что здесь одна из причин нелюбви Фуртвенглера к нему. Однако, кем бы он ни был по национальности, первые три симфонии Чайковского он исполняет, мягко говоря, не на уровне своих возможностей. И именно на этих симфониях и спотыкаются западные дирижеры. Посмотрите дискографию, много ли записей этих симфоний? То, что их исполнил Караян еще не говорит об их популярности. А если нет популярности - нет и понимания. И даже если их воспринимали другие немцы, которые "до мозга костей", написанного об этих симфониях (не говоря уже о том, что при этом думают) не поймаешь.
 Все шесть исполнены Караяном, Хайтинком, Зубином Метой, Бернштейном, Мазелем. Есть еще запись И. Маркевича, но он русский... А остальные - только те три, которые написал Петр Ильич.
 
 Вам случайно не приходлось слышать высказываний о втором и третьем фортепанных концертах Чайковского?
 
 Дискуссия о славянской музыке - я имел в виду не Глинку и Даргомыжского, а высказывание Ханслика о скрипичном концерте Чайковского, что это произведение "подает нам ужасную идею, не существует ли музыкальных произведений, от которых можно услышать, как они воняют". Так что я не сомневаюсь, что немцы русскую музыку воспринимают. Там было довольно интересное продолжение.
 
 Дополнение.
 
 А мне понравился Ваш анализ песни. Я хотел было предложить Вам еще что-нибудь проанализровать, но потом засомневался: как Вы это воспримете и убрал. Но если будет время и желание, то - интересно. Я же ведь так не умею.
 
 
 Сообщение отредактировал sucher09 - Суббота, 16 Ноября 13, 00:01 |  |  |  |  |  | 
| nixelle | Дата: Суббота, 16 Ноября 13, 00:26 | Сообщение # 20 |  |   Группа: Проверенные Сообщений: 1352 Статус: Offline | Это Вы где у меня прочли?Цитата sucher09 (  ) Вы считаете, что западные дирижеры исполняют русскую музыку лучше русских?
 
 Какой анализ? Я ничего не анализировалаЦитата sucher09 (  ) А мне понравился Ваш анализ песни.  |  |  |  |  |  | 
| Vladimir-Leo | Дата: Суббота, 16 Ноября 13, 00:27 | Сообщение # 21 |  |   Группа: Пользователи Сообщений: 153 Статус: Offline | Цитата sucher09 (  ) Все шесть исполнены Караяном, Хайтинком, Зубином Метой, Бернштейном, Мазелем.Не все из этих комплектов слышал (комплект Меты вообще не слышал), но то, что слышал мне однозначно понравилось, даже очень понравилось. Да и не мне одному: Первую в исп.Маазеля здесь хвалили, и совершенно заслуженно. А когда Бернстайн, который, если я не ошибаюсь, ни разу не был в России, играет Вальс из Пятой симфонии я воочию вижу перед собой картины русской природы, старинную дворянскую усадьбу, как на картинах Поленова и Левитана. Более РУССКОГО исполнения и желать нельзя. Тоже самое и у Орманди.
 
 Кстати Маркевич может быть и русский по происхождению, но к представителям русской музыкальной традиции его можно отнести с огромной натяжкой, если вообще можно отнести, в чем я лично сомневаюсь. Блистательный пианист Юджин Истомин тоже родился в семье русских эмигрантов, но я ни в жисть не назвал бы его русским пианистом. Я понимаю, можно и Гершвина назвать русским композитором, а Рихтера немецким пианистом, но кто выигрывает от подобного вранья? Не обижайтесь, sucher09, это не о Вас лично, просто были примеры...
 
 
 Сообщение отредактировал Vladimir-Leo - Четверг, 17 Ноября 16, 22:09 |  |  |  |  |  | 
| sucher09 | Дата: Суббота, 16 Ноября 13, 01:19 | Сообщение # 22 |  | Группа: Проверенные Сообщений: 177 Статус: Offline | nixelle 
 Это минору, не Вам. К сожалению я не могу даме дать ссылку, там есть выражения "только для мужчин".
 
 
 Цитата Vladimir-Leo (  ) мне однозначно понравилось, даже очень понравилось. Да и не мне одному:
 Цитата Vladimir-Leo (  ) но он же русский дирижер и мы все говорим о какой-то "русскости" интерпретаций Чайковского русскими дирижерами. 
 Но вель это и хорошо, что Вам понравилось. Кому-то нравится поп, кому-то попадья, а кому-то - попова дочка. Для чего нужно было бы такое количество дирижеров, если бы всем нравилось одно ито же?
 
 
 Цитата Vladimir-Leo (  ) Я понимаю, можно и Гершвина назвать русским композитором, а Рихтера немецким пианистом, но кто выигрывает от подобного вранья?Несколько не понятно, какое отношение это имеет ко мне? И к данной ветке?
 |  |  |  |  |  | 
| Vladimir-Leo | Дата: Суббота, 16 Ноября 13, 02:05 | Сообщение # 23 |  |   Группа: Пользователи Сообщений: 153 Статус: Offline | Цитата sucher09 (  ) Несколько не понятно, какое отношение это имеет ко мне?Уважаемый sucher09, я же написал:
 
 Цитата Vladimir-Leo (  ) sucher09, это не о Вас личноА к ветке мое замечание все же имеет некоторое отношение: раз уж Вы причислили Маркевича к русским дирижерам - буквально Вы написали следующее:
 
 Цитата sucher09 (  ) Есть еще запись И. Маркевича, но он русскийто я счел нужным уточнить, что это не совсем так. А дальше да, я дал волю эмоциям. Если я Вас этим как-то задел - извините.
 |  |  |  |  |  | 
| Trompete | Дата: Суббота, 16 Ноября 13, 13:21 | Сообщение # 24 |  |   Группа: Проверенные Сообщений: 1281 Статус: Offline | Однозначного ответа на "национальный вопрос" в исполнительском искусстве не существует. Понятно, что исполнение  культурно-почвенного музыканта часто воспринимается как эстетически более целостное. Но бывает, что национальное в чем-то оказывается ограниченным, и музыкант "со стороны" открывает в чужой музыке совершенно новые вещи. Хрестоматийный пример - Гульд со своим Бахом. Ясно, что это не немецкий, и даже не европейский Бах, а Бах человека из Нового света, совершенно свободного от древних споров между немецкой, французской, итальянской и другими местными европейскими культурами. 
 Добавлено (16 Ноября 13, 13:21)
 ---------------------------------------------
 
 Цитата sucher09 (  ) высказывание Ханслика о скрипичном концерте Чайковского, что это произведение "подает нам ужасную идею, не существует ли музыкальных произведений, от которых можно услышать, как они воняют". Чайковский в долгу перед немцами тоже не оставался. По словам Сабанеева, Петр Ильич как-то при нем сказал Танееву: Я боюсь музыки Бетховена, как боятся большой и страшной собаки. 
 Да и не только про немцев. Вот еще одна цитата из Сабанеева (где и о Ганслике тоже): "Я хорошо помню то время, когда русский музыкальный мир шарахался от Мусоргского как от зачумленного. «Эта музыка воняет», — говорил про него Чайковский (впрочем, примерно то же самое сказал Ганслик про самого Чайковского). «Отвратительная и беспомощная гадость», — говорил Танеев. Да что говорить о Танееве, когда Глазунов, сам бывший «в новаторах», в 1930 году в Париже мне говорил, сокрушенно покачивая головой: «Слабый, слабый композитор!..» Мнение о его слабости и беспомощности настолько укоренилось, что идея о необходимости «корректуры» его творений казалась совершенно естественной."
 
 http://www.belousenko.com/books/memoirs/sabaneev_vosp_o_rossii.htm
 
 Вот вам и русская восприимчивость.
 
 
 Сообщение отредактировал Trompete - Суббота, 16 Ноября 13, 13:48 |  |  |  |  |  | 
| Vladimir-Leo | Дата: Суббота, 16 Ноября 13, 13:53 | Сообщение # 25 |  |   Группа: Пользователи Сообщений: 153 Статус: Offline | Trompete, браво!  :appl: |  |  |  |  |  | 
| sucher09 | Дата: Суббота, 16 Ноября 13, 14:04 | Сообщение # 26 |  | Группа: Проверенные Сообщений: 177 Статус: Offline | А вот что писал Шостакович: 
 Дмитрий Шостакович. „Свидетельство“ (http://www.uic.unn.ru/~bis/d-mus.html)
 
 "Я благоговею перед Мусоргским, считаю его величайшим русским композитором. Почти одновременно с созданием Фортепианного квинтета я был занят работой над новой редакцией оперы Мусоргского "Борис Годунов". Мне пришлось пересмотреть партитуру, кое-где сгладить шероховатости гармонизации, неудачную и вычурную оркестровку, отдельные гармонические ходы. В оркестровку введен ряд инструментов, которые не были использованы ни Мусоргским, ни Римским-Корсаковым, редактировавшим "Бориса Годунова".
 Мне Глазунов рассказывал, как сам Мусоргский играл на рояле все эти сцены - и колокольного звона, и коронации. И Глазунов свидетельствовал, что они звучали с блеском и размахом. Так их Мусоргский и замыслил, ибо он был гениальный драматург, у которого учиться и учиться. Об оркестровке я сейчас не говорю. Говорю о другом. "
 
 Может быть, Шостакович был не русским? или не русским композитором?
 
 
 Цитата Vladimir-Leo (  ) Trompete, браво!
 Радость чисто детская, но, правда, несколько непонятна причина.
 |  |  |  |  |  | 
| Trompete | Дата: Суббота, 16 Ноября 13, 14:20 | Сообщение # 27 |  |   Группа: Проверенные Сообщений: 1281 Статус: Offline | Цитата sucher09 (  ) Может быть, Шостакович был не русским? или не русским композитором?Русским. Но это та восприимчивость, которая, говоря по-русски, приходит "апосля", по прошествии времени. Тот же Чайковский на Западе сегодня (не во времена Ганслика)  - по статистике самый исполняемый из классических композиторов.
 
 
 Сообщение отредактировал Trompete - Суббота, 16 Ноября 13, 14:24 |  |  |  |  |  | 
| sucher09 | Дата: Суббота, 16 Ноября 13, 15:05 | Сообщение # 28 |  | Группа: Проверенные Сообщений: 177 Статус: Offline | Цитата Trompete (  ) Но это та восприимчивость, которая, говоря по-русски, приходит "апосля", по прошествии времени
 Некоторые современники Сабанеева, Глаузнова и Танеева также придерживались другого мнения. Более того, в противовес их мнению они осмеливались исполнять его музыку. Позволю себе напомнить только об одном из них. о Шаляпине. Он тоже понял Мусоргского "апосля"? У него, кстати, есть интересные замечания о Мусоргском и о национальности в музыке.
 
 Я думаю, что можно найти бережно сохраненные отрицательно-вонючие, высокомерные высказывания о любом композиторе. Но вот что для меня стало открытием, так это запись "Бориса Годунова" под управлением Гергиева на "Филипсе", где он записал версии 1869 и 1872 годов. Гергиева я не очень, но в этой записи сама опера стала для меня открытием. В этих редакциях это очень цельное, логичное, завершенное произведение, где ни добавить ни убавить. На этом примере я еще раз убедился, что не надо слушаться чужих советов, и, в особенности, советов друзей и "благожелателей". Все последующие "исправления" сделали только хуже. Поэтому доверять высказываниям Глазунова и Сабанеева я лично не буду. Они оба могут поместиться в жилетный карман Мусоргского и еще останется доволно много места.
 
 
 |  |  |  |  |  | 
| Vladimir-Leo | Дата: Суббота, 16 Ноября 13, 15:11 | Сообщение # 29 |  |   Группа: Пользователи Сообщений: 153 Статус: Offline | Цитата sucher09 (  ) несколько непонятна причинаTrompete в своем комментарии сказал одну очень интересную вещь:
 
 Цитата Trompete (  ) Понятно, что исполнение  культурно-почвенного музыканта часто воспринимается как эстетически более целостное. Но бывает, что национальное в чем-то оказывается ограниченным, и музыкант "со стороны" открывает в чужой музыке совершенно новые вещи. Хрестоматийный пример - Гульд со своим Бахом. Ясно, что это не немецкий, и даже не европейский Бах, а Бах человека из Нового света, совершенно свободного от древних споров между немецкой, французской, итальянской и другими местными европейскими культурами.Да и цитата из Сабанеева это ведь тоже исторический факт, из песни слов не выбросишь.
 
 
 Сообщение отредактировал Vladimir-Leo - Суббота, 16 Ноября 13, 15:13 |  |  |  |  |  | 
| Trompete | Дата: Суббота, 16 Ноября 13, 15:16 | Сообщение # 30 |  |   Группа: Проверенные Сообщений: 1281 Статус: Offline | Сабанеев Мусоргского не ругает, а наоборот защищает, и в данном случае рассказывает о совершенно реальной атмосфере, которая существовала несколько десятилетий вокруг его музыки. Например, дальше он пишет: 
 "Выпустить в свет Мусоргского в том виде, как он сам это сделал, почиталось немыслимым, даже неприличным — дикого варвара надо было причесать и пригладить и напялить на него какой-то европейский фрак. За эту исторически неблагодарную миссию куафера гениальности взялся аккуратный, добросовестный, слишком педантичный, чтобы казаться гениальным, Римский-Корсаков. ... Когда сличаешь тексты «Бориса» в оригинале и в переработке, то теперь поражаешься (ранее всех «поразились» французские авторы, Дебюсси и Равель) огромности и бесплодности, ненужности произведенной Римским правки."
 
 Я специально выделил слово "французские". Тот случай, когда взгляд с другой стороны иногда бывает не вредным, а полезным.
 
 
 Сообщение отредактировал Trompete - Суббота, 16 Ноября 13, 15:29 |  |  |  |  |  
 |  |