|  | 
	Доброе утро!
		
		
			| классическая музыка и так называемая эстрада |  |  |  | 
| Inkognito | Дата: Среда, 05 Января 11, 21:00 | Сообщение # 376 |  |   Группа: Проверенные Сообщений: 747 Статус: Offline | Quote (Jenka)  Я знаю одного преподавателя муз. литературы, который практически всегда ставил произведения целиком (причем в циклических произведениях - именно все части). »Ага.
 Значит всё-таки есть такой педагог!
 Я очень рад!
 
   С него надо брать пример и учиться опыту обучения.
 Очень интересно - как это у него получается?
   |  |  |  |  |  | 
| Furtwangler | Дата: Среда, 05 Января 11, 21:04 | Сообщение # 377 |  |   Группа: Проверенные Сообщений: 2073 Статус: Offline | Quote (Inkognito)  С него надо брать пример и учиться опыту обучения.   Очень интересно - как это у него получается? » Ну видимо у него программа ограничивается пятью композиторами,либо учебных часов в 10 раз больше чем у других.Третьего быть не может.Вернее может,если он не умеет читать лекции и скрывает своё косноязычие музыкой. Quote (Земля)  Т. е., наверняка, мало кто из нас (разве что только по профессиональной нужде или по каким-то чрезвычайнм обстоятельства) слушал 9-ю симфонию или хотя бы Финал её ЦЕЛИКОМ у себя в голове. »уж не знаю профессиональное это или нет,но я финал Девятой без труда могу весь представить одномоментно как бы с высоты птичьего полёта.И ничего выдающегося в этом нет,это обязан уметь каждый профессиональный исполнитель,без этого навыка играть музыку невозможно.
 
 Гони друзей,что предали однажды,кто предал раз,предаст тебя и дважды...
 |  |  |  |  |  | 
| Земля | Дата: Среда, 05 Января 11, 21:10 | Сообщение # 378 |  |   Группа: Проверенные Сообщений: 2949 Статус: Offline | Это другое. Это "представить". Речь же о "слушать".  Добавлено (05 Январь 11, 21:10) ---------------------------------------------
 Например: в моей голове очень часто звучит этот самый хоровой (медленный) фрагмент Финала 9-й - тот самый, который прокручивал точно так же, как и я в своей голове, Тарковский в "Ностальгии". Ни раньше, ни меньше. Именно этот КУСОК. Циклом. Туда-сюда, туда-сюда. С каждым разом всё как бы глубже уходя в некое как бы наслаждение этой последовательностью гармоний, всё более очаровываясь ею. И так до некоего пресыщения-изнеможения. И никакого желания слушать внутренним слухом то, что там дальше за этим куском. Потому что дальше - уже совсем другая история - не о том, о чём этот кусок, если взять его отдельно сам по себе. ... Точно так же и с вступительными тактами к "Реквиему" Верди. И так далее и т. п.. Можно точно так же в голове (в уме) вырывать из Финала 9-й другие фрагменты и точно так же прокручивать циклом и их в своей голове. Например оркестровое Vivace (или что-то в этом роде) всё в той же середине Финала - опять же обрывая этот фрагмент на том месте, где он переходит в следующий эпизод или фазу развития музыки. Потому что следующий эпизод - это уже о чём-то другом. А мне хочется насладиться именно тем, что сосредоточенно в данном моменте. Ведь преимущество внутреннего слушания как раз в этом: в том, что нет нужды слушать всё без остановки - можно всё останавливать и начинать с начала и повторять это ровно столько, сколько организму для усвоения требуется.
 
 
 Сообщение отредактировал Земля - Среда, 05 Января 11, 21:19 |  |  |  |  |  | 
| Furtwangler | Дата: Среда, 05 Января 11, 21:16 | Сообщение # 379 |  |   Группа: Проверенные Сообщений: 2073 Статус: Offline | Quote (Земля)  Это другое. Это "представить". Речь же о "слушать". » Так это и значит что я его слышу разом.Римский-Корсаков это называл архитектоническим слухом. Добавлено (05 Январь 11, 21:16)---------------------------------------------
 
 Quote (Земля)  И никакого желания слушать внутренним слухом то, что там дальше за этим куском. » Ну вот потому вам и нравится эстрада.Вы раба мотивчиков,уж простите за прямоту. 
 Гони друзей,что предали однажды,кто предал раз,предаст тебя и дважды...
 |  |  |  |  |  | 
| Malamute | Дата: Среда, 05 Января 11, 21:24 | Сообщение # 380 |  |   Группа: Проверенные Сообщений: 1858 Статус: Offline | Quote (Furtwangler)  архитектоническим слухом » Хорошее точное слово!  
 Grrr...Wough!
 |  |  |  |  |  | 
| Земля | Дата: Среда, 05 Января 11, 21:28 | Сообщение # 381 |  |   Группа: Проверенные Сообщений: 2949 Статус: Offline | Quote (Furtwangler)  Так это и значит что я его слышу разом.Римский-Корсаков это называл архитектоническим слухом. »Так это другое же! Вы же на концерте не слушаете архитектоническим слухом. Вы слушаете всё в реальном потоке времени: ноту за нотой, аккорд за аккордом. Ведь вы же не знаете "что там за поворотом дальше?". Если, конечно, это не хорошо знакомое вам произведение. Нет, слушать архетиктоническим слухом - это не наслаждение. Это всего лишь форма "понимания", "видения", "ориентации" в материале. А разве ради этого мы СЛУШАЕМ? Да, и ради этого. Это как бы одлна из циклически повторяющихся фаз процесса восприятия-осмысления. Но ведь важно и другое - погружение в таинственное, в то, что не подвластно никакому архитетконичекому умствованию-видению-слышанию. Ведь это - погружение в тайну. Причём не преследующее целью её открыть-раскрыть, а напротив - преследующую целью как можно больше ощутить-прочувствовать степень непостижимости этой тайны. Чем больше эта степень - тем лучше. А с архитектоническим "слухом" всё ровно наоборот. Не так ли?
 Добавлено (05 Январь 11, 21:28)---------------------------------------------
 Мне кажется, мы на пути очень интересного исследования. Давайте разбираться!
 |  |  |  |  |  | 
| Malamute | Дата: Среда, 05 Января 11, 21:34 | Сообщение # 382 |  |   Группа: Проверенные Сообщений: 1858 Статус: Offline | Quote (Земля)  слушать архетиктоническим слухом - это не наслаждение » В голове находятся готовые формы, вроде бутылки. А на концерте в них вливается жидкость. Если произведение незнакомое, то самый интерес происходит, если жидкость вдруг принимает форму, отклоняющуюся от стандартной. В общем, чем больше в голове бутылок, тем интереснее.  
 Grrr...Wough!
 
 
 Сообщение отредактировал Malamute - Среда, 05 Января 11, 21:35 |  |  |  |  |  | 
| Inkognito | Дата: Среда, 05 Января 11, 21:36 | Сообщение # 383 |  |   Группа: Проверенные Сообщений: 747 Статус: Offline | Malamute, специально сравнили с бутылкой или так вышло? случайно? по инерции, так сказать?   
   
 
 Сообщение отредактировал Inkognito - Среда, 05 Января 11, 21:39 |  |  |  |  |  | 
| Furtwangler | Дата: Среда, 05 Января 11, 21:38 | Сообщение # 384 |  |   Группа: Проверенные Сообщений: 2073 Статус: Offline | Quote (Земля)  Вы же на концерте не слушаете архитектоническим слухом. » Когда играю в оркестре за меня это делает дирижёр,хотя любой хороший оркестрант слышит наперёд что будет дальше,иначе никакая ансамблевая игра была бы невозможна.Это был бы квартет Крылова. Quote (Земля)  Вы слушаете всё в реальном потоке времени: ноту за нотой, аккорд за аккордом. »Так играют плохие музыканты,остальное написано выше.
 Quote (Земля)  Ведь вы же не знаете "что там за поворотом дальше?". »когда я не знаю,то у музыканта есть интуиция,без неё невозможно.Когда я играю соло дуэтом с другим инструментом,скажем кларнетом или фаготом,которые сидят за моей спиной и которых я не вижу,но я вынужден их чувствовать кожей,чтобы ты фраза которую мы играем была не только по ансамблю вместе,но ещё и музыкально-агогически.
 Quote (Земля)  Нет, слушать архетиктоническим слухом - это не наслаждение. »Разве кто-то так слушает? я сказал,что это профессиональный навык используемый по прямому назначению.И только.Слушаю я музыку как все те, кто не знает ни одной ноты,но любит музыку.
 Quote (Земля)  прочувствовать степень непостижимости этой тайны. »Тайна исполнения рождается из понимания того,что ты делаешь,иначе это не тайна,а анархия и непрофессиоализм.Как то Софроницкому задали вопрос как ему удаётся достигать на концерте такой невероятной свободы и органичности одновременно.Он ответил - помилуйте,какая свобода,я каждую мелочь репетирую.И пусть он немного слукавил,но в основе он сказал абсолютную правду.Свобода и тайна есть результат абсолютного знания произведения и архитектонического в том числе.
 
 Гони друзей,что предали однажды,кто предал раз,предаст тебя и дважды...
 |  |  |  |  |  | 
| Malamute | Дата: Среда, 05 Января 11, 21:38 | Сообщение # 385 |  |   Группа: Проверенные Сообщений: 1858 Статус: Offline | Это все недавние праздники.   
 Grrr...Wough!
 |  |  |  |  |  | 
| Jenka | Дата: Среда, 05 Января 11, 21:54 | Сообщение # 386 |  |   Группа: Проверенные Сообщений: 295 Статус: Offline | Quote (Inkognito)  Очень интересно - как это у него получается? »Просто на что-то уделяется больше внимания, на что-то меньше. Например, если Шестая Бетховена проходиться вскользь, то на Девятой останавливается подробнее. Некоторые композиторы вообще пропускаются. Т.е. все зависит от того него самого (как я понял программа для него не главное).
 Я не скажу что я поддерживаю такую методику полностью, но на мой взгляд лучше пройти меньше, но качественнее проработать. Я забыл уточнить что это касается муз. училища, а не школы.
 
 Quote (Земля)  Вы же на концерте не слушаете архитектоническим слухом. »Если сказать просто, то архитектонический слух - это чувство формы произведения. Это как раз то, что нужно для того чтобы охватить произведение целиком, а не кусочками.
 |  |  |  |  |  | 
| Земля | Дата: Среда, 05 Января 11, 21:56 | Сообщение # 387 |  |   Группа: Проверенные Сообщений: 2949 Статус: Offline | Нет. Меня не столь интересуют процессы исполнительства. Меня интересуют процессы слушания музыки, особенно же слушания в голове. не в процессе исполнения, а вообще - по жизни. Вот вы идёте по улице и влруг вам вспомнилась 9-я Бетховена, фрагмент. Он вас захватил, он вас поразил, он вас увлёк. Вы слушаете его снова и снова. Нет, не для того, чтобы познать тайну исполнения или чего-то там чисто музыкального, а для того, чтобы через ощущение тайны этой музыки понять неизвестно что - что-то к музыке никакого непостредственного отношения не имеющее, а имеющее какое-то отношение к вам как личности, к вашему понимания не то жизни, ни то мира, не то себя в них и так далее и т. п.. И вот для этого процесса ну никак не нужно слышать всё произведение целиком. ХЪотя бываюи и такие произведения. Бываюи и такие потребности услышать-прослушать всё произведение целиком. Но чаще, много чаще, несравненно чаще, сознание циклится именно на каком-то фрагменте. Иначе говоря, на какой-то мысли. И это мысль не музыкальная, эта мысль какая-то невнятная, не пойми о чём, метафизическая мысль какая-то и какая-то непостижимая работа сознания вокруг неё, стимулируемая-провоцируемая или находящаяся в тесном взаимодействии с данным музыкальным фрагментом, с вызываемым им в вас состоянием, переживанием, чувством и т. д.. Я об этом вот... |  |  |  |  |  | 
| Furtwangler | Дата: Среда, 05 Января 11, 22:02 | Сообщение # 388 |  |   Группа: Проверенные Сообщений: 2073 Статус: Offline | Quote (Земля)  Меня интересуют процессы слушания музыки, особенно же слушания в голове. не в процессе исполнения, а вообще - по жизни. Вот вы идёте по улице и влруг вам вспомнилась 9-я Бетховена, фрагмент. Он вас захватил, он вас поразил, он вас увлёк. Вы слушаете его снова и снова. » Я уже сказал,таким свойством обладают рабы мотивчиков.К серьёзной музыке это отношения не имеет. 
 Гони друзей,что предали однажды,кто предал раз,предаст тебя и дважды...
 |  |  |  |  |  | 
| Земля | Дата: Среда, 05 Января 11, 22:06 | Сообщение # 389 |  |   Группа: Проверенные Сообщений: 2949 Статус: Offline | Quote (Jenka)  Если сказать просто, то архитектонический слух - это чувство формы произведения. Это как раз то, что нужно для того чтобы охватить произведение целиком, а не кусочками. »Ну, это для меня не вопрос. Меня интересует совсем противоположный конец, так сказать. "Зачем мы слышим музыку?", можно так сказать. Но лучше не кидаться отвечать на этот вопрос буквально. Надо разобраться в чём-то другом.
  Добавлено (05 Январь 11, 22:06) ---------------------------------------------
 "Рабы мотивчиков". А что это? Это плохо? Почему это происходит? Происходит ли это со всеми? Нужно ли, чтобы это происходило? Какой в этом смысл? Не так ли построена старинная музыка или какая-то немалая часть её? Это обжовывание (условно "бесконечное") какой-то мысли, какой-то темы, какого-то бассо остинато... Например, у Пёрселла довольно часто, но явно. Не столь явно, но сплошь, у Баха. И так далее...
 
 
 Сообщение отредактировал Земля - Среда, 05 Января 11, 22:07 |  |  |  |  |  | 
| Malamute | Дата: Среда, 05 Января 11, 22:21 | Сообщение # 390 |  |   Группа: Проверенные Сообщений: 1858 Статус: Offline | В голове кусочками очень хорошо слушать вагнеровские лейтмотивы. Кратко, емко и можно подобрать к любой жизненной ситуации.   
 Grrr...Wough!
 |  |  |  |  |  
 |  |