|  | 
	
		
		
			| Советская музыка. |  |  |  | 
| ksena | Дата: Среда, 03 Ноября 10, 21:45 | Сообщение # 1 |  |   Группа: Проверенные Сообщений: 1494 Статус: Offline | Вот интересно. Когда-то было чёткое понимание слова советская.
 То есть Наша. Соцлагеря. По законам определённой идеологии.
  Теперь изучая музыку XX века как-то неопределённо становится сознание этого слова. Пытаются часто заменить его на "Российская(русская) музыка такого-то периода".
 Из-за скромности или стыда?
 Или не всё так просто?
 Была музыка советская и несоветская?
 А может советской музыки вообще не было, а была музыка? Просто музыка в общечеловеческом мировом масштабе?
  Вот последняя публикация здесь.   Очень много вопросов возникает и даже удивляют некоторые моменты: 
 Quote во Франции идет Год России.
   
 Quote представлены творцы «социалистического реализма».Кто они? Все или одиночки?
 Шостакович? Кабалевский? Шнитке?
 
 Quote Фестивальная программа была открыта советской классикой: фильмами «Октябрь» Сергея Эйзенштейна, «Новый Вавилон» Григория Козинцева с музыкой Дмитрия Шостаковича (оркестр Французского радио под управлением Дмитрия Яблонского и Франка Штробеля) и «Аэлитой» Якова Протазанова с новой музыкой Дмитрия Курляндского (ансамбль «2Е2М» под управлением Пьера Рулье).Кинопрограмму дополнил документальный фильм 1927 года «Колыбельная Москве» Михаила Кауфмана и Ильи Копалина. Музыка к нему написана четырьмя московскими композиторами: Юрием Каспаровым, Дмитрием Курляндским, Антоном Сафроновым и Кириллом Уманским (ансамбль МАСМ под управлением Алексея Виноградова). Каждый композитор, создав свое собственное звуковое пространство, изменял акценты зрительного ряда в зависимости от своего собственного мировосприятия.
   И это:
 
 Quote Удивительно, сказал со сцены Кристоф Руа, виолончелист ансамбля «Алеф», что российские молодые композиторы увлекаются техниками семидесятых годов, а их сочинения заряжены довольно грустно и мрачно. Ну что же, будем ждать, когда появится веселый новатор. 
  Добавлено (03 Ноябрь 10, 21:45)---------------------------------------------
 Похоже,что я не ошибаюсь.
 Не любят говорить на эту тему.
 Как-то не удобно...
   Но ведь это Наша история - и не плохая!
 А история музыки связана с историей общества, хотим мы этого или не хотим.
  Видела учебники по музлитературе для ДМШ. Там бывшая советская музыка стала - отечественной музыкой.
 Правильно ли это?
  И вообще - не хотят ли некоторые стереть из памяти важные в истории моменты? Может не следует вообще задаваться подобными вопросами?
 Пусть Кто-то решает - выпускает - обучает - называет.
 А мы в стороне - нам всё равно...
  
 
 Сообщение отредактировал ksena - Среда, 03 Ноября 10, 21:01 |  |  |  |  |  | 
| oleggureev | Дата: Среда, 03 Ноября 10, 21:56 | Сообщение # 2 |  |   Группа: Проверенные Сообщений: 536 Статус: Offline | Quote (ksena)  А история музыки связана с историей общества, хотим мы этого или не хотим. » И с любовью к ярлыкам... того же самого общества...  
 — мы любим, чтобы наш внутренний голос доносился извне (Станислав Ежи Лец)
 |  |  |  |  |  | 
| Cassis | Дата: Среда, 03 Ноября 10, 22:17 | Сообщение # 3 |  |   Группа: Проверенные Сообщений: 2323 Статус: Offline | Это кризис самоидентификации. 
 Mon centre cède, ma droite recule, situation excellente, j’attaque. Ferdinand Foch
 |  |  |  |  |  | 
| ksena | Дата: Среда, 03 Ноября 10, 22:45 | Сообщение # 4 |  |   Группа: Проверенные Сообщений: 1494 Статус: Offline | Ярлыки - ярлыками. Да. есть.
 Но здесь не только это, на мой взгляд.
 Что понимать под словом "советская"?
 Каждый своё разумеет:
 1. определённый исторический период России
 2. идеологически заказную музыку
 3. конкретных композиторов и их творчество
  А что на самом деле? Исключать этот термин совсем?
 Мне думается, что это стирает важный информационный слой с культурного объекта.
 Я не права?
 
  Добавлено (03 Ноябрь 10, 22:19)---------------------------------------------
 Cassis, вот я об этом и волнуюсь.
 Не смываем ли важную индивидуальную часть Нас?
 Из-за стыдливости или желания быть такими, как Кто-то другой?
 Добавлено (03 Ноябрь 10, 22:45)---------------------------------------------
 Аааа.
 Я поняла.
 Всё деньги,господа!
 Советская музыка будет плохо продаваться!
 А так русская национальная культура,замученная и подневольная!
 Уууу
  
 
 Сообщение отредактировал ksena - Среда, 03 Ноября 10, 22:18 |  |  |  |  |  | 
| Джорджий | Дата: Среда, 03 Ноября 10, 23:17 | Сообщение # 5 |  |   Группа: Проверенные Сообщений: 150 Статус: Offline | Радует то, что в Украине есть весёлые новаторы... даже очень весёлые и не всегда увлекающиеся техниками 70-х, но ведут свою "родословную" от гораздо более древних корней... (Зажитько, Ярунский, Безбородько...)   
 Гоша, он же Жора...
 |  |  |  |  |  | 
| Inkognito | Дата: Среда, 03 Ноября 10, 23:27 | Сообщение # 6 |  |   Группа: Проверенные Сообщений: 747 Статус: Offline | ksena, могу Вас утешить. Есть ещё поклонники советской музыки:
 http://www.sovmusic.ru/
 Но судя по тематике каталога, туда входят исключительно про-советские произведения - про партию, комсомол, пионеров, родину, но не отнюдь то,что раньше относилось - вся музыка, написанная в те времена и одобренная Советами.
  Добавлено (03 Ноябрь 10, 23:27) ---------------------------------------------
 И ещё.
 К Вашему перечню пониманий слова "Советская" я бы добавил:
  4. музыка, отвечающая принципам социалистического реализма. 
 
 Сообщение отредактировал Inkognito - Среда, 03 Ноября 10, 23:32 |  |  |  |  |  | 
| nixelle | Дата: Четверг, 04 Ноября 10, 00:10 | Сообщение # 7 |  |   Группа: Проверенные Сообщений: 1352 Статус: Offline | Вау! Инкогнито, поделитесь секретом - как это отвечающая принципам социалистического реализма? Даже преподаватель истории КПСС не смог этого сделать на конскльтации к экзамену   |  |  |  |  |  | 
| ksena | Дата: Четверг, 04 Ноября 10, 01:14 | Сообщение # 8 |  |   Группа: Проверенные Сообщений: 1494 Статус: Offline | Inkognito, спасибо. Что-то припоминаю такое...
   nixelle, по прошествии времени можно сказать,что это (прынцып соц.реал-а) - то,что в сказках - "ищи то, не знаю что"...
 Но в документах по факту (искать в 1932 году у Горького): на трёх основаниях - партийность, народность, социалистический гуманизм.
 |  |  |  |  |  | 
| nixelle | Дата: Четверг, 04 Ноября 10, 01:19 | Сообщение # 9 |  |   Группа: Проверенные Сообщений: 1352 Статус: Offline | На лекции яснее не сказали. Может, Инкогнито добавит что-то попонятнее...? |  |  |  |  |  | 
| oleggureev | Дата: Четверг, 04 Ноября 10, 01:33 | Сообщение # 10 |  |   Группа: Проверенные Сообщений: 536 Статус: Offline | Quote (nixelle)  Может, Инкогнито добавит что-то попонятнее...? » Вот-вот, Вы попали в точку. Именно так называемая "непонятность" их и злила и пугала. Всегда нужен был однозначный финал о победе "наших". Это и было "партийностью" и всем остальным соцреалистическим набором. Другое дело, что всё не так просто, как может показаться с этих слов на первый взгляд. И многое созданное в это время, создавалось не "благодаря", а "вопреки" тем самым принципам.
 
 — мы любим, чтобы наш внутренний голос доносился извне (Станислав Ежи Лец)
 
 
 Сообщение отредактировал oleggureev - Четверг, 04 Ноября 10, 01:45 |  |  |  |  |  | 
| legoru | Дата: Четверг, 04 Ноября 10, 01:39 | Сообщение # 11 |  |   Группа: Проверенные Сообщений: 4144 Статус: Offline | Была советская музыка - музыка сочинявшаяся с оглядкой на цензуру, ограждённая от современных влияний. Это интересный эксперимент, местами породивший неплохие сочинения. Quote как это отвечающая принципам социалистического реализману то есть музыка написанная с учётом советской действительности. А действительность нельзя было изображать, потому что она грустная довольно была и нелепая, вот и большинство пряталось за этот придуманный партией соцреализм - то есть упрощённый бодрячок. Вспомните аннотации к советским симфониям - чуть где мрачное место, так это воспоминания о минувшей войне, не о действительности же, при социализме же не грустят! Оптимизм поощерялся! Поощерялись сочинения о героях. Они были, что скрывать. И любовь к Родине поощрялась. Но к партии любовь - больше поощерялась! Конечно, нельзя отрицать, что консерваторы, пытавшиеся управлять искусством (как выяснилось это возможно) стремились сохранить традиции Чайковского и кучки и поэтому ограждали советского композитора от влияний современных техник итп. Но плохо, что в итоге такого неумелого и ненужного руководства академичный советский стиль стал не продолжением традиций, а превратился в общей массе в выхолощенные общие места. А всё потому, что советская музыка сочинялась советскими людьми. Быт накладывает отпечаток, даже если вы пишите в стиле разрешённого Глинки и Бородина. Они ведь не учились в советской школе и не ходили на демонстрации и не стояли в очередях с авоськами
   
 Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
 
 
 Сообщение отредактировал legoru - Четверг, 04 Ноября 10, 01:44 |  |  |  |  |  | 
| nixelle | Дата: Четверг, 04 Ноября 10, 01:46 | Сообщение # 12 |  |   Группа: Проверенные Сообщений: 1352 Статус: Offline | 7я Прокофьева - это соцреализм? А 9я Шостаковича? Чего-то и Вас куда-то заносит...    Музыку не сочиняю - не способна к этому  Я лучше в рифму...  
 
 Сообщение отредактировал nixelle - Четверг, 04 Ноября 10, 01:52 |  |  |  |  |  | 
| legoru | Дата: Четверг, 04 Ноября 10, 01:55 | Сообщение # 13 |  |   Группа: Проверенные Сообщений: 4144 Статус: Offline | Последние сочинения Прокофьева не очень люблю, как раз вещи написанные с оглядкой на цензуру. Шостакович начал писать правильную 9ю, но у него не получилось. И вообще - были и люди, и среди них и композиторы, которые не любили советскую власть, и при этом держали фигу в кармане. Были и запуганные (композиторов как вы знаете наказывали, вплоть до тюрьмы), были и просто инфантильные  Кстати, в советском Китае шли дальше - в годы культурной революции тамошних композиторов часто привлекали к физическим работам, за основной труд (сочинение) не платили, исполнение многих классических произведений запрещали, исполняли только упрощённые сочинения иллюстрирующие лозунги партии, даже фортепиано запрещали и уничтожали инструменты, а влияния европейской и русской классики уничтожались. Какое уж тут свободное творчество 
 Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
 |  |  |  |  |  | 
| Inkognito | Дата: Четверг, 04 Ноября 10, 02:03 | Сообщение # 14 |  |   Группа: Проверенные Сообщений: 747 Статус: Offline | Quote (nixelle)  Может, Инкогнито добавит что-то попонятнее...? »nixelle, слово "одобрямс" - слышали?
 Если Он одобрямс, то и значит музыка соответствует указанным принципам.
 А Он - это в каждом случае определённый Товарищ с широкими, то есть далеко идущими взглядами на сегодня и будущее страны и её народа,
 Товарищ - указующий перст.
 А иногда группа товарищей с лидером.
  Так что когда мы говорим "социалистический реализм" - это значит "одобрямс".   Попонятнее?  Добавлено (04 Ноябрь 10, 02:03)---------------------------------------------
 
 Quote (legoru)  вещи написанные с оглядкой на цензуру »Это всегда должно быть - внутренняя цензура, внешняя тоже.
 Но цензура - как женщина.
 Плохо совсем без неё. НО с ней тоже не весело.
   |  |  |  |  |  | 
| legoru | Дата: Четверг, 04 Ноября 10, 02:17 | Сообщение # 15 |  |   Группа: Проверенные Сообщений: 4144 Статус: Offline | Да уж чего тут весёлого. У нас не было ни барокко ни классицизма самобытного. Сразу начали с романтиков - и хорошо ведь стартанули вплоть до модерниста-Скрябина. Оригинальная русская линия закончилась на Прокофьеве и Мясковском - людях февральской революции, всё что дальше - Шостакович, Шнитке - немецкие композиторы из России. А Жданов в 48 доказывал, что в немецком стиле лучше писать, чем в русском. Советский цензор – очень недалекий закомплексованный человек, уверенный, что он знает истину в последней инстанции, что он знает как надо. Но самое смешное, что внутренне он ни в чем не уверен. И от этого ещё более перестраховывается кромсая партитуры. Не нужно нам таких 
 Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
 
 
 Сообщение отредактировал legoru - Четверг, 04 Ноября 10, 02:20 |  |  |  |  |  
 |  |