|  | 
	Добрая ночь!
		
		
			| Эстетика боли - это эстетично? |  |  |  | 
| ksena | Дата: Среда, 10 Марта 10, 18:31 | Сообщение # 1 |  |   Группа: Проверенные Сообщений: 1494 Статус: Offline | Quote (legoru)  у Шопена с Чайковским есть какая-то болезненность, которая меня всегда отталкивала. Послушал - будто в больницу сходил (ненавижу такие походы) »legoru, Вы затронули такие давно волнующие меня вопросы.
 Давно спрашиваю (это без относительно пока конкретных композиторов):
 Является ли боль,болезненность - правомерной частью палитры эстетических чувств?
 Может ли художник,композитор пользоваться этой частью на равне с другими без стеснений и ограничений?
 Как определить тот высокий градус чувственности в области страданий,мучений героев за которым идёт болезненность?
 Возможно ли,если в художественном произведении заложена предельная степень откровенности в части исповедального и наболевшего,чтобы это видели с концертной эстрады на глазах миллионов?Не кощунство ли это по отношению к автору?
  Пока не нашла на эти вопросы ответа.Может Вы уважаемые мне поможете в этом разобраться? |  |  |  |  |  | 
| Trompete | Дата: Среда, 10 Марта 10, 18:56 | Сообщение # 2 |  |   Группа: Проверенные Сообщений: 1281 Статус: Offline | Хочу назвать помимо Шопена и Чайковского и других композиторов.  Болезненность была правомерной частью эстетической палитры не только романтиков, но и многих композиторов 17-го века (можно даже сказать, что это почти что характерная примета музыки этого времени). В особенной мере: Доуленд (вокал), Джезуальдо, Бибер, Перселл, Корелли.
  В 20-м веке: Малер и Шостакович (оба с социальным оттенком), Шнитке, Пярт. 
 
 Сообщение отредактировал Trompete - Среда, 10 Марта 10, 18:58 |  |  |  |  |  | 
| Yura-nsk | Дата: Среда, 10 Марта 10, 19:20 | Сообщение # 3 |  | Группа: Заблокированные Сообщений: 644 Статус: Offline | ksena, похожая тема обсуждалась здесь: http://intoclassics.net/forum/7-1475-1 Мои тамошние ответы можете применить и здесь, в ответе на Ваш вопрос.
 
 "Не мы слушаем музыку, а музыка слушает нас" (Теодор Адорно)
 |  |  |  |  |  | 
| Inkognito | Дата: Среда, 10 Марта 10, 19:26 | Сообщение # 4 |  |   Группа: Проверенные Сообщений: 747 Статус: Offline | Чувства вообще говоря - это такая вещь,что в пограничном, крайнем состоянии носят оттенок болезни. Но не хотите ли Вы сказать,что поэт или композитор спекулируя на одной какой-либо эмоции уподабливается садо-мазохисту?    Добавлено (10 Март 10, 19:26) ---------------------------------------------
 Давным-давно, вспомнил сейчас, сходил как-то с девушкой в кино на Дзефирелли "Ромео и Джульетта".На мой взгляд, потрясающий по глубине и возздействию фильм. А она неожиданно для меня отреагировала:"как на кладбище сходила - кругом гробы,покойники,похороны и плач".
 Вот тогда подумал: насколько разной бывает реакция на великие творения искусства!
  
 
 Сообщение отредактировал Inkognito - Среда, 10 Марта 10, 20:04 |  |  |  |  |  | 
| galjatu | Дата: Среда, 10 Марта 10, 20:49 | Сообщение # 5 |  |   Группа: Проверенные Сообщений: 1131 Статус: Offline | По-моему, есть болезненность и есть просто боль. Иногда мы это путаем. Если болит душа - это боль, так же ощутимая, как и физическая. Не думаю, что найдется человек, у которого не бывает таких болей. Болезненность - это производное. Не скажу о других, но я чувствую боль как свою, а болезненность как не свою ("да он болен" - как-то так). То, что идет от многих романтиков - Чайковского, Шопена, других, - это все-таки боль. Если трудно слушать такую музыку, то значит, болевой порог этого не позволяет. А душевную боль испытываешь и слушая Баха.  Мы не можем жить без боли. В искусстве, особенно в музыке, - это может показаться странным логике, но так и есть - боль концентрируется, а при этом у нас больше достает сил ее принять. 
 Галина
 |  |  |  |  |  | 
| legoru | Дата: Среда, 10 Марта 10, 20:55 | Сообщение # 6 |  |   Группа: Проверенные Сообщений: 4144 Статус: Offline | ksena, психологи считают, что отрицательные эмоции выполняют более важную биологическую функцию по сравнению с положительными  Жизненные положительные эмоции кратковременны, а "страшная" музыка может значительно продлевать их. Взять, например, экспрессионистов - у них музыка нарочито больная, она специально эксплуатирует агрессивный психический дискомфорт, вызванный окружающим миром. Но всё понимают, что это такой художественный приём. Поэтому Малер, Шостакович, новоdенцы не кажутся мне тяжкими и угнетающими до болезненности, наоборот даже оптимизм вселяют (сдержанный :).  Но болезненность, которая скрывается за флером салонности гладкого академизма бывает неприятна, также как вопиюще-пошлый Иоганн Штраус) Пример отличной чувственной, но не болезненной музыки - Тристан и Изольда Вагнера. Хотя такую музыку тоже слушать много не могу. Сгладить впечатление может помочь, например "сухо-механистичный-оптимистичный" ни разу не болезненный Прокофьев.  
 Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
 
 
 Сообщение отредактировал legoru - Среда, 10 Марта 10, 21:00 |  |  |  |  |  | 
| Malamute | Дата: Среда, 10 Марта 10, 21:30 | Сообщение # 7 |  |   Группа: Проверенные Сообщений: 1858 Статус: Offline | Эх, как бы обеднела музыка без Иоганна Штрауса!.. 
 Grrr...Wough!
 |  |  |  |  |  | 
| ksena | Дата: Среда, 10 Марта 10, 21:34 | Сообщение # 8 |  |   Группа: Проверенные Сообщений: 1494 Статус: Offline | Да."Ромео и Джульетта" Прокофьева сильно отличается от Дзефирелли,хотя у первого музыка далеко не лишена экспрессии. Значит
 , legoru,Quote (legoru)  такой художественный приём »вселяет оптимизм?Но не потому ли,что длительность произведений такого состояния несколько(а,если точнее, значительно)короче
 ?Quote (legoru)  отличной чувственной, но не болезненной музыки »Т.е. я хочу сказать,что кратковременная болезненность активизирует ощущения человека и его жизненный настрой,чем долговременное не болезненное,но чувственное.
 А если бы было наоборот?Кратковременный Вагнер и длиннотный Веберн?Веселее бы Вам стало, legoru?
 |  |  |  |  |  | 
| legoru | Дата: Среда, 10 Марта 10, 21:38 | Сообщение # 9 |  |   Группа: Проверенные Сообщений: 4144 Статус: Offline | Malamute, а если у меня прослушивание его музыки приводит к странным болезненным ощущениям, кошмарным снам и просыпаниям в ужасе и холодном поту? Я как-то писал уже, что его музыка настолько пошла,что порой кажется будто рукой этого композитора водил сам сатана  Шучу, конечно, но правда -некий физический дискомфорт возникает, нечто вроде - время теряю 
 Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
 |  |  |  |  |  | 
| Cassis | Дата: Среда, 10 Марта 10, 21:40 | Сообщение # 10 |  |   Группа: Проверенные Сообщений: 2323 Статус: Offline | Eсли всё творчество художника это боль, то мы имеем случай патологии, боль неотъемлемая часть искусства, но всего должно быть в меру. Как-бы Бетховену не было больно, он в 7-ой посвятил боли ~ 1/4 часть. 
 Mon centre cède, ma droite recule, situation excellente, j’attaque. Ferdinand Foch
 |  |  |  |  |  | 
| legoru | Дата: Среда, 10 Марта 10, 21:42 | Сообщение # 11 |  |   Группа: Проверенные Сообщений: 4144 Статус: Offline | Quote вселяет оптимизм?Но не потому ли,что длительность произведений такого состояния несколько(а,если точнее, значительно)короче Скорее потому, что на самом деле реальной опасности нет.
 
 А причём здесь длина? Если музыка увлекает, времени не замечаешьQuote Кратковременный Вагнер и длиннотный Веберн?Веселее бы Вам стало, legoru? 
Добавлено (10 Март 10, 21:42)---------------------------------------------
 У Бетховена здоровая музыка. Трагедийный пафос - это ещё не болезнь
  
 Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
 |  |  |  |  |  | 
| Malamute | Дата: Среда, 10 Марта 10, 21:56 | Сообщение # 12 |  |   Группа: Проверенные Сообщений: 1858 Статус: Offline | legoru, вы всегда можете принять противоядие - двойной Форе, и по одной части Шабрие и Ф.Шмитта.   
 Grrr...Wough!
 |  |  |  |  |  | 
| ksena | Дата: Среда, 10 Марта 10, 22:00 | Сообщение # 13 |  |   Группа: Проверенные Сообщений: 1494 Статус: Offline | Cassis, верно. Я тоже склонна к этой мысли.И Inkognito, отчасти об этом упомянул. В классическом понимании всё должно быть гармонично.Да, Эвридику уже не спасти,но Орфей не потерял красоту и гармоничность жизни.Поэтому опера Глюка заканчивается таким образом,а не иначе.
 С романтизма крен и пошёл в сторону личностных переживаний.Не потому ли Шопен,кстати не писал в других более объективированных жанрах музыку? Только фортепиано, только своё душевное состояние...
 
 Quote (legoru)  потому, что на самом деле реальной опасности нет »Конечно, музыка - условное искусство, но сопереживаем-то мы на самом деле?И не знаю,как психологи, но медики бы,мне кажется не стали бы советовать слушать и смотреть "Воццека" слишком впечатлительным натурам.
 |  |  |  |  |  | 
| Malamute | Дата: Среда, 10 Марта 10, 22:09 | Сообщение # 14 |  |   Группа: Проверенные Сообщений: 1858 Статус: Offline | .  anakim14, под симфонию Франка. 
 Grrr...Wough!
 |  |  |  |  |  | 
| Trompete | Дата: Среда, 10 Марта 10, 22:15 | Сообщение # 15 |  |   Группа: Проверенные Сообщений: 1281 Статус: Offline |  Брамс вот вообще не танцевал. А Иоганна Штрауса очень любил. |  |  |  |  |  
 |  |