Дорогие, уважаемые коллеги! Осмеливаюсь публиковать эту маленькую статью только потому, что в каждом её пункте могу сослаться на авторитеты. И ещё – думаю, что она может помочь начинающим педагогам.
Дети приходят в музыкальную школу, чтобы научиться играть на каком-либо инструменте, а играть хотят, потому что их привлекает музыка и самовыражение в ней. Освоение инструмента и развитие музыкальности идут вместе, но здесь я хочу поговорить именно о музыкальности, о том, что помогает её развитию.
Не все дети в равной мере музыкальны, но, как утверждают психологи, нет такой способности, которую нельзя было бы развить. Прибавим: если этим заниматься (что мы и делаем).
Когда мы вместе с учеником начинаем знакомиться с какой-либо пьесой, мы стараемся вызвать у него ассоциацию с каким-либо представлением, воспоминанием, зрительную картинку. Зрительная способность у детей больше всего развита.
Главное – вызвать у них эмоциональное чувство (хотя почти все учителя так и делают, но сказать об этом нужно), определить характер музыки.
Это то, что касается общего впечатления от пьесы. А вот чтобы играть осмысленно, нужно понять, что музыка – это такой же язык, как и разговорный, как язык живописи, танца, мимики, и язык очень богатый.
А состоит он тоже из слов, только музыкальных, а также и фраз. Так что можно таким образом прочесть и услышать целую историю.
В музыкальных словах, как и в разговорных, тоже есть ударные слоги (лучше их назвать главными). Слова образуют фразы, а фразы – рассказ.
Чтобы детям было понятно, нужно подобрать к музыкальному слову соответствующее разговорное, где будет в том же месте ударный слог (сильная доля), – а затем произнести его, пропеть, и уже после этого рассмотреть и осмыслить фразу, почувствовать её эмоциональное содержание, движение кульминации. Очень помогает, если пропеть все эти фразы или даже всю пьесу как вокализ (что лучше), или с названием нот (что даётся детям труднее, поскольку названия нот отвлекают от самой мелодии), – как будто это песня с интересными, содержательными словами. Но относиться к этим названиям следует как к какому-либо языку, как к части слова. Эмоциональное ощущение музыки будет ярче, музыка понятнее, играть ученику станет интереснее.
Да, и ещё: петь лучше всего, помогая себе рукой, то есть «дирижируя» ею пульсирующим движением (это уже о ритме).
Виолончелист и видный теоретик Б.М.Теплов выделял три главные составляющие музыкальных способностей. Это – лад (ладовое слышание), внутренний слух (т.е. способность представления, память) и ритм (точнее – чувство ритма). И главное его утверждение: «Музыкальность всегда эмоциональна».
Не все учащиеся, которые к нам приходят, обладают точным звуковысотным слухом. Но мы помним, что слух развивается, как и любая способность (вспомним, что говорили психологи о развитии способностей).
Когда ученик фальшиво играет, сразу хочется играть на фортепиано вместе с ним, поправляя его интонацию. Но слух-то от этого не улучшается! Нужно, чтобы ученик услышал себя В ЛАДОВОМ СТРОЕ, почувствовал гармонию в сочетании звуков, краски. Это главное!
Все музыкальные слова связаны с ощущением лада. Ещё одна составляющая музыкальности – это ритм, самая неоднозначная и трудно поддающаяся воспитанию способность.
Бывает, что природа обделяет человека. Но надо не отчаиваться в этих случаях, а заниматься.
Прежде всего надо помнить, что ритм ничего общего не имеет с метром. Ритм – это живая стихия, как морской прибой, биение сердца и т.д. Ритм тоже тесно связан с эмоциональным переживанием. Обо всём этом много и прекрасно говорили и писали великие пианисты – такие, как Г.Г.Нейгауз, Х. фон Бюллов и другие.
Как отличить одно от другого? Конечно, ученик должен хорошо понимать разницу в длительностях. При знакомстве с музыкальным текстом следует всё просчитать. Но играя дальше, играя – стоит ли считать? Ведь это убивает живое ощущение музыки. Тем более, что не все однородные доли (например, четверти) на самом жделе длятся абсолютно одинаково – сильные (ударные) длятся чуть длиннее. Самая яркая часть фразы тоже может занять больше времени. Ощущение выразительности интервала связано с некоторым его «расширением» и т.д.
Очень поможет почувствовать живой ритм, если с пульсирующим движением руки вести мелодию в пространстве живого ритма, пропеть, помогая себе рукой. И все изменения темпа, то есть замедления и ускорения, следует хорошо прочувствовать, не забывая первоначального темпа, чувствуя целостность пьесы.
Конечно, нам очень много приходится заниматься кропотливой работой. Но что поделаешь? Главное – ради чего мы занимаемся этим нелегким трудом. Мы открываем детям мир музыки, можем видеть и слышать их рост. Всем своим коллегам я желаю терпения, удовольствия от работы, несмотря на все огорчения, трудности и усталость, – и радости видеть и слышать прекрасные результаты своего труда.