Наталья Сосновская СЦЕНАРИЙ УРОКА ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Герой в творчестве Гайдна и Моцарта - какой он?
Показывается зрительный ряд живописных картин. Педагог: Скажите, пожалуйста, какому музыкальному стилю созвучны данные художественные произведения? Ученики: Классицизму. Педагог: Что характерно для классического стиля? Ученики: Строгость, простота, отсутствие лишних деталей. Педагог: Каких венских классиков вы знаете? Ученики: Гайдн, Моцарт. Педагог: на сегодняшнем уроке мы с вами должны обобщить изученный материал по творчеству Гайдна и Моцарта и сделать вывод: Герой в творчестве Гайдна и Моцарта - какой он? Итак, Творчество Гайдна и Моцарта принадлежит к классическому стилю. А к какой эпохе следует отнести данный стиль? Ученики: К эпохе Просвещения. Педагог: Что является идеалом эпохи? Ученики: Вера в силу человеческого разума. Педагог: Сейчас я прочту стихотворение "Философия классицизма" русского поэта Георгия Шонгели, а вы скажите, пожалуйста, каково, по Вашему мнению, отношение человека 18 века к жизни? Таким спокойствием, таким уютом Полны там комнаты! Всегда удачно Поставлены буфет, кровать, кушетка; Всегда сверкает чайный стол, всегда Нарядны занавески и картины, И кажется, что дружная семья, Прозрачные и радостные люди Там обитают..... Ученики: Человек радуется жизни, он счастлив. Педагог: Действительно, вы верно почувствовали основную мысль стихотворения. Философы 18 века Вольтер, Дидро, Руссо впервые заявили, что человек рожден для свободы. Герой 18 века - оптимист, практик, т.е. человек дела, настоящий хозяин своей судьбы. Назовите оперного героя Моцарта, который стал символом 18 века? Ученики: Фигаро. Педагог: Давайте исполним, каватина Фигаро "Если захочет барин попрыгать." Какие музыкальные средства выразительности использует композитор для создания образа Фигаро - умного, хитрого, предприимчивого, умеющего добиваться своей цели? Ученики: Фигаро с иронией подражает галантным манерам своего барина - аристократа, в музыке мы слышим "Менуэтный характер". В средней части этой арии Фигаро как бы становится самим собой, поэтому появляется грубовато - веселый характер звучания. Педагог: Сейчас вы услышите фрагменты из уже знакомых вам произведений. По этим фрагментам вы должны будете вспомнить автора, название произведения, его тональность, часть, раздел? Викторина. 1. Гайдн. Соната № 7, Ре мажор. 1 часть, экспозиция, гл. тема. 2. Моцарт. Соната № 11, Ля мажор. 1 часть. 3. Гайдн. Симфония №103 Ми бемоль мажор. 1 часть, тема вступления, экспозиция, гл. тема. 4. Моцарт. Увертюра к опере "Свадьба Фигаро" Педагог: Сейчас будет задание несколько потруднее. Прозвучат фрагменты из произведений, которые у нас на уроках не звучали, но они принадлежат хорошо известным вам авторам. Попытайтесь по стилю определить автора этого произведения и обосновать свою точку зрения. Гайдн. Соната ми минор, III часть. Ученики: Это Гайдн, потому что произведение звучит оптимистично, для звучания произведения характерны благородная простота, жизнерадостность, танцевальность. Педагог: Какие факты из биографии Гайдна вы можете привести для подтверждения оптимизма, изобретательности. (Учащиеся приводят примеры) Перечислите ведущие жанры в творчестве Гайдна? Ученики: Соната, симфония, квартеты. Педагог: А оперы Гайдн сочинял? Ученики: Да. Педагог: Гайдн сочинил свыше 20 опер, и поставил 90 оперных сочинений других композиторов. Однако он не сочинил ни одной оперы - шедевра. В чем причина неудач? Может быть: - Не обладал музыкально - драматическим даром; - Был скован капризами князя, который желал сам развлекаться и развлекать своих гостей оперными безделушками; - Был чисто инструментальным композитором. В. Моцарт " Маленькая ночная серенада" Рондо. Ученики: Это Моцарт. Для его произведений характерны изысканность, изящество, утонченность; Моцарт - блестящий мелодист. Педагог: Как бы вы кратко охарактеризовали образный строй его произведений? Ученики: Дают характеристику. Педагог: Перечислите ведущие жанры в творчестве Моцарта. Ученики: Опера, симфония, соната. Педагог: Сейчас я вам поставлю фрагмент произведения, а вы должны ответить: могли такую музыку написать Гайдн или Моцарт? Ученики: Нет. В ней слышится сила, мощь, противоречивость. Педагог: Уже в этом произведении заложено все то, что позволило Бетховену сказать: "Музыка должна высекать огонь из человеческой души". Гайдн, Моцарт - это дети 18 века - века Разума. Недаром Гайдн говорил, что музыка не должна напоминать о горе, невзгодах, страданиях, которых и так хватает в повседневной жизни. Ее долг - приносить людям хорошее настроение, делать их веселыми и жизнерадостными. Но происходит Великая Французская буржуазная революция. Ее идеи определили духовную жизнь последнего десятилетия 18 века и первого десятилетия 19 века. В 40-й симфонии Моцарт остановился перед тем, что только начинает еще проявляться в жизни того времени. Он вплотную подошел к тому, что главным станет у Бетховена. Он подошел к борьбе. Так какой можно сделать вывод? Ученики: Каждое время рождает своего героя. Педагог: Да, подлинное искусство как настоящее зеркало отражает все происходящие события и ярко запечатлевает в образах героев. Каков герой Гайдна и Моцарта? Ученики: Оптимист, жизнелюб, внутренне свободный, готовый действовать.