Стахевич А. Г. Певцы-кастраты в итальянской опере XVII – XVIII веков
Стахевич А. Г. Певцы-кастраты в итальянской опере XVII – XVIII веков
В современной историографии оперного искусства роль и значение певцов-кастратов недостаточно освещена и вызывает даже некоторое недоумение. Между тем, развитие итальянской оперы в эпоху барокко и классицизма опре-делялось ведущим положением и певческим мастерством сопранистов и кон-тральтистов главным образом в жанре оперы-seria XVIII века. Литература о певческом искусстве певцов-кастратов малочисленна: книги К. М. Мазурина, А. Гериота, справочная литература. В Италии первые кастраты-музыканты были испанского происхождения. Об их голосовых возможностях упоминает Исидор из Севильи (560-640 гг.) в своем трактате «Этимология» (?): «Тонкие голоса - это те, в которых не слышно придыхания, т.е. голоса детей, женщин и кастратов». Хотя певцы-кастраты были известны уже в Ш ст. н.э., более широко они стали использоваться в со-прановых партиях хоровой музыки XVI века – они появились в папской ка-пелле. Орландо Лассо заменил в Баварской капелле (Мюнхен, 1556-1594 гг.) шесть мальчиков-контральтини певцами-кастратами, приглашенными из Португалии. Тогда же в герцогской капелле Мюнхена под руководством Орландо Лассо работали венецианские мадригалисты Андреа и Джованни Габриэли. Исполнительские традиции певцов-кастратов создают необходимые предпосылки для проникновения в оперное искусство Италии сначала в Риме (первая половина XVII века), а затем в Венеции, когда там обосновался Клаудио Монтеверди и его последователь Франческо Кавалли. Известно также, что одним из учеников флорентийского певца и композитора, основоположника оперного искусства Джулио Каччини был кастрат. Певческие голоса кастратов хорошо подавались профессионально-технической обработке, развитию колоратуры и, главное, расширению певческого диапазона на верхнем его участке. Из-за женоподобного звучания голоса певцов-кастратов называли фальцетистами (от ит. Falso – ложный, фальшивый), а в эпоху классического bel canto XVIII века – musici. Эволюцию вокального искусства на ранних этапах развития оперного жанра можно полностью соотнести с деятельностью именно певцов-кастратов, которые выявили практические возможности расширения в сопрановых партиях певческого диапазона на верхнем его участке, что стало основой формирования вокально-педагогической теории и методики эпохи классического bel canto XVIII века, т.е. эпохи классицизма. Основой певческой практики певцов-кастратов была регистровая природа голоса. В отличие от Дж. Каччини, который установил приоритет грудного реги-стра над фальцетным как наиболее ествественного, натурального звучания го-лоса даже у женщин, певцы-кастраты предложили новый принцип использования регистровой природы в оперном искусстве ради формирования двухоктавного певческого диапазона. Это принцип одновременного, а не раздельного применения голосовых регистров в сольном пении, установив для этого конкретный переход от нижнего грудного в верхний фальцетный на уровне с2. Двухрегистровая манера оперного исполнительства сопранистов резко кон-трастировала с однорегистровой манерой пения певцов с естественными голо-сами, выявляя существенные эстетические преимущества искусства bel canto и положив начало искусству сольного пения в современном его понимании. Опера и сольное пение явились той областью, где в полной мере проявились голосовые возможности и исполнительское мастерство певцов-кастратов. Конкуренция отсутствовала из-за очень высокого регистрового перехода, обязательного для всех типов голосов. Голосовые возможности певцов-кастратов явно превосходили возможности обычных певцов мужчин и женщин. Блестящее владение кантиленой, виртуозностью, светлый тембр и легчайшее звучание голоса, умение свободно распоряжаться голосовыми регистрами становится непререкаемым эталоном в искусстве сольного пения. На первый план выдвигается проблема двухрегистрового воспитания певцов, профессионально-техническая подготовка которых соответствовала бы эстетическим требованиям оперного театра. В Италии формируются вокальные школы, которые возглавляли певцы-кастраты. Наиболее значительная – великая Болонская школа во главе с Фр. А. Пистокки (1659-1726), П. Фр. Този (1654-1732) и их последователями А. М. Бернакки (1685-1756) и Дж. Б. Манчини (1714-1800). Основоположником вокальной педагогики по праву можно считать кастрата-сопраниста, выдающегося камерного певца Пьера Франческо Този. Его трактат «Мнения певцов старинных и современных или замечания по поводу фигурированного пения» (1723) является первым свидетельством о двухрегистровом стиле оперного исполнительства в теоретическом плане. Този впервые устанавливает: использование обоих регистров в пении и со-единение их в единый диапазон для сопрано является эталоном вокального мастерства. Это положение утверждается как основополагающий закон, кото-рый определяет и соответственно обуславливает как процесс постановки голо-са, так и стиль оперного исполнительства – bel canto. Уровень перемены регистров Този указывает на c2, d2, т.е. очень высокий для певцов не кастратов, но твердо фиксированный и единый для всех типов голосов. Такой уровень регистрового перехода позволил осуществить идеал bel canto прежде всего в партиях сопрано, благодаря усвоению певцами двухрегистровой манеры пения. Этим обусловлено и количественное преобладание партий сопрано в итальянской опере-seria. Певческое искусство кастратов оставляло противоречивое впечатление на современников. Их критиковал Б. Марчелло в трактате “Модный театр” (1720). Нелестную характеристику дал в «Музыкальном словаре» Ж. Ж. Руссо (1768): сопранисты имели преимущество голоса, пели красиво, но без жара, без страсти. В театре они были наиболее раздражительными актерами, рано теряли голоса, обладали не очень хорошим произношением, особенно согласной «Р». Сопранисты не имели той выразительности, которая присуща женщинам-сопрано в пении. Кроме того, страдала красота тембра их голоса. Роль певцов-кастратов в истории оперной музыки заключается в создании двухрегистрового стиля вокального исполнительства, названного впоследствии bel canto, и основ вокальной педагогики, регистровые традиции которой сохраняются современными итальянскими певицами Р. Скотто, Р. Тебальди, М. Френи, а также М. Каллас, Дж. Сазерленд, Б. Нильсон, Т. Берганца. Трактат П. Този явился результатом развития данного стиля в XVII веке, теоретической основой его совершенствования в XVIII веке и не потерял своего значения в процессе эволюции bel canto в XIX ст., отражаясь в оперном исполнительстве и трудах вокальных педагогов М. Гарсиа-сына, Г. Панофки, Г. Ниссен-Саломан, И. Прянишникова. Проблема использования природы человеческого голоса (регистровой, акустической, фонетики языка и произношения, координации голосового аппарата и свободы, внутренних мышечных, резонансных и слуховых ощущений) является особенно остроактуальной в современном оперном искусстве, уровень которого определяется творчеством Р. Штрауса, А. Берга, Д. Шостаковича, С. Про-кофьева, Э. Кшенека, И. Стравинского. Феномен певцов-кастратов заключается в специфике использования регист-ровой природы человеческого голоса в оперном искусстве Италии XVII – XVIII веков. Физиологические особенности кастратов обуславливали проявление данной специфики в их вокально-исполнительской и педагогической деятельности, выдвинув искусство сольного пения в европей-ской оперной культуре на приоритетное положение, подчинив ему остальные компоненты произведения, создав исполнительские традиции стиля bel canto, его теоретическую основу – вокальную педагогику и методику. Принципы bel canto использовались и для воспитания естественных голо-сов. Однако результат их приспособления привел в начале – середине XIX века к резким техническим изменениям стиля bel canto, быстрой эволюции его принципов, формированию микстового звучания и так называемого «прикры-тия» верхних звуков певческого диапазона мужских и женских голосов, благодаря понижению уровня регистрового перехода до e1, f1 и не теряя при этом двухрегистровой манеры сольного пения. Таким образом, стиль bel canto в современных условиях требует максимального выявления регистровой и фонетико-акустической природы певческого голоса в их взаимосвязи. Это и есть секрет искусства bel canto в современной опере, теория и методика которого нуждается в научных поисках практического решения.
Примечания
1 Кастрат (от лат. Castrare, оскоплять) – скопец. 2 Мазурин К. М. Методология пения. Курс педагогики пения. В 2 т. Т. 1. – М., 1902. 3 Heriot A. The castrati in opera. – N.York, 1975. 4 Энциклопедический словарь. Т. 11. Кн. 21. – СПб: Брокгауз и Эфрон, 1893. – С. 421-422; БСЭ. Т. 9. – изд. 3. – М., 1972. – С. 6. 5 Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения. – М., 1966. – С. 175. 6 В эпоху Средневековья и Возрождения композитор и теоретик музыки назывался musicus (от лат. – музыкант) и противопоставлялся певцу (cantor). Впоследствии и певцы-кастраты получали блестящее музыкальное обра-зование, соединяя в одном лице композитора, теоретика и исполнителя. 7 Rousseau J. J. Dictionnaire de musique. T. 1. – Geneve, 1781. – P. 144.