Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
статьи о музыке
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google

Категории каталога
композиторы - алфавит [7]
Материалы о композиторах. Составлением занимается администрация.
исполнители - алфавит [19]
Материалы об исполнителях. Составлением занимается администрация.
Серебряный век музыки [22]
путешествие в начало XX века вместе с YeYe
музыканты - не по алфавиту [117]
материалы о музыкантах от наших пользователей
прочее [118]
все остальное
Гленн Гульд - избранное [5]
главы из книги

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Пятница, 26 Май 17, 06:32
Начало » Статьи » прочее

Метроном (из цикла статей об использовании технических средств при обучении игре на музыкальном инструменте)
Идея «музыкального хронометра» витала в воздухе с начала XIX века. Раньше композиторы указывали характер произведения словесно, например, "весело", "живо", "широко", "энергично", а примерный темп зависел от длительности долей такта, а так же от акустики помещения и личных предпочтений исполнителя.
Немецкий механик, пианист и педагог Иоганн Непомук Мельцель запатентовал метроном в 1815 году. Многие композиторы с радостью пропагандировали новое изобретение. Бетховен даже посвятил Мельцелю канон «Та-та-та» и имитировал звучание метронома во второй части Восьмой симфонии.
Благодаря метроному стало возможно фиксировать авторскую волю относительно темпа произведения.
Указания характера были дополнены числами, указывающими количество ударов метронома в минуту. Напримет, Largo •=40. Несмотря на это, записи одних и тех же сочинений Бетховена, Стравинского, Шумана, Мендельсона и других композиторов, сделанные в разные годы, демонстрируют совершенно разные числа - темпы менялись постоянно под влиянием моды, новых возможностей акустики концертных залов и других причин.
Так же метроном стали применять в учебных целях. Основная проблема начинающих музыкантов - одержимость быстрым темпом в ущерб музыке, звуку и выразительности. Часто ускорение темпа происходит непроизвольно, т.к. ученик поначалу не способен контролировать свои руки. До определенного момента для него существует только движения пальцев. Слушать себя и красоту звука ученики еще не умеют. И многие из них наивно полагают, что основным признаком мастерства является беглость пальцев. Игра, таким образом, превращается в гонку, в спорт. Но нужно помнить о том, что скорость должна быть управляема, должна являться средством передачи определённой эмоции, характера произведения. Ведь на начальном этапе обучения закрепляются базовые навыки - постановка рук, правильное звукоизвлечение, расслабленность, умение слушать себя, соединять звуки, выстраивать фразу, а так же развивается чувство ритма.
Музыка строго организована во времени, пронизана пульсацией. Далеко не каждый ученик умеет чувствовать эту пульсацию. Часто пьесы играются неточно, неритмично, темп ускоряется-замедляется произвольно и неподконтрольно. Однако умение придерживаться заданного темпа можно развить с помощью игры под метроном. Он беспристрастен, и постепенно учит извлекать звук именно тогда, когда Нужно. Контроль над ритмом очень важен. Если руки не слушаются, играют сами по себе, то в значительной степени страдает музыкальность произведения, искажается ритмический рисунок, и внимание слушателя переключается на изъяны.
Некоторые заменяют игру под метроном топаньем в такт ногой или считают вслух. Но это самообман. Нога подчиняется неритмично играющим рукам. Руки замедлят - нога замедлит, руки побегут - нога вдогонку, т.к.наше тело - единое целое. А игра под метроном формирует контроль за руками.
Есть мнение, что игра под метроном делает музыку механистичной, бездушной. Но метроном - это средство для развития определённых качеств. Чтобы правильно, логично, естественно варьировать темп, нужно сначала научиться играть идеально точно, эталонно. И только потом, чувствуя эту эталонную пульсацию как связующий стержень, варьировать темп. И тогда это будет красиво, а исполнение произведения будет осмысленным.
Категория: прочее | Добавил(а): sag86 (29 Декабрь 16) | Автор: Сорокина Анастасия
Просмотров: 271
Понравилась статья?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа







ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.