Вместо предисловия. Публикация по сторонним материалам завершена. Испытывая терпение администрации сайта, я хочу добавить несколько имён в славный мартиролог военных композиторов России по воспоминаниям из собственного детства. Думаю, в необходимости такого дополнения со мной согласятся многие, как только прочтут первое имя в этой публикации.
Ежи Петербургский (польск. Jerzy Petersburski; в годы жизни в СССР известный как Ежи (Юрий, Георгий) Петербургский, после — как «Петербургский Гарри»[1], в Аргентине — как George Petersburski; 20 апреля 1895, Варшава — 7 октября 1979, там же) . Для меня первой моей песней о Войне стала «Двадцать второго июня, ровно в четыре часа…». Автор музыки к этой песне Ежи Петербургский. Известнейшую его песню о Первой мировой войне "Синий платочек" с неизменным успехом в течение долгих лет до и после пребывания в советских тюрьмах и лагерях исполняла Лидия Андреевна Русланова. По линии матери Ежи Петербургский происходил из известной еврейской клезмерской семьи Мелодиста (Melodysta), среди членов которой были композиторы Альфред Мелодиста (Alfred Melodysta, автор шлягеров Fiakier и Ja chcę tak naprawdę, отец матери Петерсбурского Паулины), Генрик Голд (Henryk Gold, 1899—1977) и Артур Голд (Artur Gold, 1897—1943) — двоюродные братья Петербургского. Учился в Варшавской консерватории, затем в Вене. В 1922 году вместе с кузеном Артуром организовал джазовый оркестр Голда и Петербургского. С 1926 года работал в оркестре варшавского театра-кабаре «Qui Pro Quo» вместе со своими двоюродными братьями Хенриком и Артуром Голдами (последний был основателем и дирижёром оркестра).Автор оперетт, музыки ко многим польским кинофильмам 1930-х гг., песен. Наибольшую известность Петербургскому принесли его танго: «О донна Клара», «Уж никогда», «Маленькое счастье», «Ты сам мне говорил», «Ты и эта гитара», «Вино любви», «Признайся мне» и другие. Среди самых знаменитых танго Петербургского — и танго «Последнее воскресенье» (польск. To ostatnia niedziela) на слова Зенона Фридвальда, появившееся в 1936 г. и впервые исполненное Мечиславом Фоггом; это танго приобрело особую популярность в СССР, где в конце 1930-х гг. были исполнены и записаны по меньшей мере три его версии (с различными русскими текстами), из которых в историю вошла версия джаз-оркестра Александра Цфасмана «Утомлённое солнце». По неподтверждённым данным его авторству также принадлежит музыка к известной песне военных лет "Огонёк". После раздела Польши в 1939 году Ежи Петербургский оказался в отошедшем к Советскому Союзу Белостоке и в конце 1939 года возглавил Белорусский республиканский джаз-оркестр ( 25 человек). Известно, что после войны Ежи Петербургский уехал в Аргентине , где жил и работал с 1949 по 1967 в Teatro El Nacional в Буэнос-Айресе капельмейстером. В 1967 году вернулся на родину, женился, в 1969 родился сын Ежи Петербургский (младший), ставший впоследствии тележурналистом и композитором и защитивший дипломную работу о творчестве своего отца. Ежи Петербургского (старшего) похоронен на варшавском кладбище Старые Повонзки. Невозможно себе представить никакого рассказа о партизанах в годы войны без песни "Шумел сурово Брянский лес"! Как сумел выпускник столичной консерватории в скупых и строгих звуках передать дух самых разных людей, сражавшихся с захватчиками не по приказу, а исключительно по зову собственного сердца? Сигизму́нд Абра́мович Кац (1908—1984) — родился 4 апреля 1908 года в Вене в семье еврейского специалиста текстильного производства.В 1915 году семья возвратилась в Россию (город Тверь).В 1924—1928 годах работал в «Синей блузе», автор музыки «Гимна синеблузников».В 1925 году поступил в музыкальный техникум Гнесиных. Обучался по классу фортепиано (у Владимира Шора) и классу композиции (у Михаила Гнесина). За активное участие в движении «синеблузников» был временно исключён, но затем восстановлен, и после окончания техникума ещё 2 года занимался в классе композиции Гнесина.В 1932—1934 годах служил в музыкальном взводе 3-го стрелкового полка Московской Пролетарской дивизии.После службы в армии, как гнесинец, был принят на третий курс Московской консерватории, которую окончил в 1937 году по классу композиции Н. С. Жиляева. Автор известных военных песен: «Шумел сурово Брянский лес», «Два Максима», «Сирень цветёт» и др. Умер 17 июня 1984 года в Москве, похоронен на Кунцевском кладбище. "Эх, Адрюша, нам ли быть в печали!" после третьей рюмки пели в каждой довоенной, военной, послевоенной компании. Невероятно, но факт: изысканная музыка романса «Ты помнишь наши встречи» принадлежит тому же автору. Илья Семёнович Жак (25 сентября 1906, Полтава — 2 октября 1964, Ленинград) — советский композитор-песенник, дирижёр. В 1930 году окончил Бакинскую консерваторию, играл в различных оркестрах Ленинграда. В 1938—1941 годах был музыкальным руководителем и главным аранжировщиком джаз-оркестра Якова Скоморовского, для которого написал или обработал большинство исполняемых оркестром эстрадно-джазовых композиций (в том числе «Только для вас», «Вальс», «Еврейская мелодия», «Джаз-фантазия», «Лунный свет», «Дайна», «Я видел звёзды», «Моя красавица», «Блюз»). Работал аккомпаниатором Клавдии Шульженко, для которой написал несколько песен. Другие песни были написаны для Владимира Коралли и Изабеллы Юрьевой. За песню «Бескозырка» (на стихи Н. С. Верховского, 1942) был награждён орденом Красной Звезды.В 1942 году был вывезен из блокадного Ленинграда, работал в «Ансамбле пяти морей» под руководством Вано Мурадели в Москве.[1] С 1944 года — второй дирижёр оркестра Ленинградского театра эстрады (в том числе театра миниатюр Аркадия Райкина), в 1953—1955 годах — музыкальный руководитель и композитор Ленинградского эстрадного оркестра Александра Блехмана, для которого создал «Праздничный марш», куплеты, танцевальные миниатюры для программ «Не проходите мимо» (1953) и «По разным адресам» (1955).[2] С конца 1950-х годов — вновь в театре миниатюр Аркадия Райкина. Автор песен «Эх, Андрюша, нам ли быть в печали» (на стихи Григория Гридова, 1937), «Руки» (на стихи Б. И. Лебедева-Кумача, 1939),[3] «Встречи» («Ты помнишь наши встречи», на стихи Григория Гридова), «На карнавале» (на стихи А. Волкова), «Трое любимых» (на стихи Георгия Рублёва), «Капризное счастье» (на стихи Михайлова и Толмачёва), «Голубой платок» (на стихи Бориса Тимофеева), «В вагоне поезда» (на стихи Марии Карелиной-Кац), «Желание» (на стихи Елизаветы Эльпорт-Мозес), «Счастлив тот, кто любит», «Клава» (на стихи М. Гелера). «…Илюша играл как бог. И в каждом выступлении слова «Когда по клавишам твои скользили пальцы, каким родным казался каждый звук» я пела непосредственно ему». (Из воспоминаний Клавдии Шульженко). Можно себе представить огненную Клавдию Ивановну в эти секунды! Много ярких воспоминаний оставили эти годы... Например, у всех в памяти был молодой Бернес, который пел "Тучи над городом встали". А сколь же яркой была биография автора этой песни! Па́вел Никола́евич Арма́нд (23 апреля 1902 — 16 августа 1964) Мaть кинорежиссёрa, Рене (урождённая Стефан), с сестрой, Инессой Арманд, приехала в Россию из Парижa к своей тёте, которая давала уроки музыки и французского языка в богатой семье текстильных промышленников Арманд. Обе сестры вышли замуж за братьев Арманд, Инесса за Александра, Рене за Николая. У Рене и Николая Арманд родились шестеро детей[1].Пaвел Арманд участник Гражданской войны. В 16 лет ушёл добровольцем на фронт.В 1928 году окончил кинокурсы Б. Чайковского в Москве. После окончания работал на разных киностудиях: «Госвоенкино», «Союзкино», «Арменкино» и «Ленфильм».Во время Великой Отечественной войны оказался в кольце блокады Ленинградa, по «Дороге жизни» был эвакуирован в Алма-Ату[3].Автор слов и музыки популярной песни «Тучи над городом встали…», исполненной Марком Бернесом в фильме режиссёра Сергея Юткевича «Человек с ружьём».Cкoнчaлся oт инфарктa. Похоронен в Риге, на 1-м Лесном кладбище[3]. Невозможно представить себе ни одного танцевального вечера в компаниях тех лет без звуков танго следующего музыканта. Оскар Давидович Строк (6 января 1893 — 22 июня 1975) . Выдающийся мелодист, прозванный ещё при жизни «королём танго». Оскар Строк родился в Динабурге Витебской губернии (ныне Даугавпилс, Латвия), младшим из восьмерых детей в музыкальной еврейской семье. Отец композитора — Давид Маркович Строк (1840—1920) — был армейским музыкантом, затем руководил клезмерской капеллой в Двинске, играл на нескольких инструментах (флейта, кларнет, фортепиано).[1][2] Отец и мать будущего композитора (Хава Строк, родом из Екабпилса) поселились в Двинске (Динабурге) в конце 1860-х гг.Учился в Санкт-Петербургской консерватории по классу фортепиано Николая Дубасова и работал как аккомпаниатор на эстраде и в кинематографе. Ему приходилось аккомпанировать на концертах многим звёздам эстрады, в частности, выдающейся певице Надежде Плевицкой. Основные годы жизни и творчества Строка прошли в Риге, где он долго выступал с регулярными концертами в известном ресторане-дансинг-кабаре «Альгамбра» (заведение принадлежало предпринимателю Георгу Берзиньшу), где и началось его творческое становление, а также в кафе-ресторане «Отто Шварц», известного по всей Латвии своими легендарными кондитерским изделиями. Позже Строк жил также в Париже, Берлине, Харбине, Алма-Ате и Москве. Автор песен на стихи современных поэтов на идише, в том числе шлягера «Виаhин зол их гейн»; выступал аккомпаниатором исполнителей еврейской песни, в том числе семилетнего рижского певца Миши Александровича (впоследствии синагогального кантора и известного советского эстрадного исполнителя).Во время Второй мировой войны, находясь в составе фронтовых концертных бригад действующей армии, он создал множество патриотических песен (среди которых — «Мы победим», «Фронтовой шофёр»). В эти военные годы были у Оскара Строка и совместные гастроли с Клавдией Шульженко. Выступал как композитор, солист и аккомпаниатор, принял участие в конкурсе на создание Государственного Гимна СССР и в работе над музыкой к кинофильму «Котовский». В этом фильме Строк снялся в эпизодической роли аккомпаниатора в белогвардейском кабаке.После войны лёгкая и танцевальная музыка западного образца оказывается под запретом. Оскара Строка — автора свыше трёхсот танго и других музыкальных произведений, исполняемых лучшими оркестрами многих стран мира, в 1948 г. исключают из Союза композиторов Латвии, посчитав его музыку безыдейной. В Советском Союзе новые пластинки с записями его песен и инструментальных композиций начинают выходить лишь в начале 1970-х гг.Перу Оскара принадлежат такие танго как «Чёрные глаза» (на слова Александра Перфильева), «Скажите, почему», «Лунная рапсодия». Многие песни исполнял Пётр Лещенко.22 июня 1975 года к Оскару Давыдовичу Строку приехала скорая. Он, как всегда, шутил, играл для врача на рояле, подписал на память пластинку. А через несколько минут умер…Похоронили композитора на еврейском кладбище Шмерли в Риге под мелодию танго «Спи, моё бедное сердце». Одна из самых проникновенных песен о Войне - "Песня о Днепре" на музыку М. Фрадкина. Марк Григо́рьевич Фра́дкин (1914—1990) —родился 21 апреля (4 мая) 1914 года в Витебске в семье врачей Григория Константиновича Фрадкина и Евгении Мироновны Шагаловой.После окончания техникума работал на швейной фабрике «Знамя индустриализации» (Витебск) инженером по технике безопасности. После 2-х лет работы поступил в 3-й Белорусский театр актёром (Минск).С 1934 по 1937 год учился в Ленинградском театральном институте, там же начались его первые композиторские пробы. Музыкально-теоретические предметы изучал под руководством A. П. Гладковского и Л. А. Энтелиса. После окончания института работал в Минском ТЮЗе (актёр, режиссёр и заведующий музыкальной частью) и одновременно учился в Белорусской консерватории (1938—1939) по классу композиции у профессора Н. И. Аладова.В 1939 году был призван в РККА, в стрелковый полк в Виннице, где организовал и руководил самодеятельным ансамблем. Во время войны дирижировал ансамблем Киевского военного округа. В это же время началось его сотрудничество с поэтом Е. А. Долматовским. Песни военных лет: «Брянская улица» , «Песня о Днепре» и др.
Спасибо за внимание. Я убеждён, что музыканты, о которых говорится в публикуемом материале, достойны пребывания на музыкальном сайте России особенно в Дни памяти.