Церемонией награждения и концертом лауреатов завершился 4-й Международный музыкальный конкурс им. Николая Витальевича Лысенко. В этот раз он был дважды юбилейным — отмечалось 170-летие со дня рождения классика и основателя украинской академической музыки и 50 лет со дня учреждения конкурса в 1962 г. С 1992 г. он имеет статус международного.
В течение десяти дней в Киеве проходили музыкальные состязания (если применимо это слово к исполнительскому искусству) молодых пианистов, скрипачей, виолончелистов и певцов — всего их было 162 из 16 стран. В распоряжение музыкантов были предоставлены лучшие киевские залы — филармонии, Музыкальной академии, Дома ученых. Колоссальную работу проделало представительное интернациональное жюри. Все четыре председателя четырех исполнительских специальностей представляли Национальную музыкальную академию Украины, в чем нетрудно усмотреть определенную тенденциозность, имею в виду результаты. Опрошенные мною участники и члены жюри единодушно отмечают отличную организацию и саму возможность проведения столь солидного конкурса в не самой благополучной европейской стране.
Ариадна Остаповна Лысенко вручает приз «За лучшее исполнение произведения Николая Лысенко» cкрипачу Василию Зацихе Главной задачей любого конкурса является выявление ярких талантов, говоря нынешним языком — звезд, которыми потом, как правило, гордятся их страны. В этом смысле нынешний событием не стал. У пианистов и скрипачей первая премия (20 000 долл.) не присуждена, другими словами — достойных не нашлось, у вокалистов две первые премии достаточно сомнительные.
Но то, что в наше столь «неподходящее» для классической музыки прагматичное время тысячи молодых людей на планете продолжают, часто с упорством фанатиков, посвящать ежедневно 4—5 часов занятиям на инструменте, факт поистине отрадный, вдохновляющий и вселяющий надежду, что у человечества есть будущее. И в самом деле, ну не ради же определенной суммы долларов приехали в Киев почти две сотни юных исполнителей! Значит, что-то ими движет и вдохновляет на очень нелегкий труд музыканта.
Естественно, невозможно было услышать всех в четырех номинациях, тем более что проходили прослушивания в одно и то же время, а однажды просто не смог найти свободного места в Малом зале академии — аншлаг был полный! Приходилось рассматривать знакомых музыкантов, но тут надо быть очень осторожным, мнения часто кардинально разнятся.
Начну с вокалистов как наиболее близкой мне по роду деятельности специальности. Третий тур на сцене Национальной оперы я прослушал весь, и меня не поразил никто. Та самая ожидаемая звезда так и не взошла. Из десяти участников (5женщин и 5 мужчин) восемь представляли Киев (либо учатся, либо работают в театре), и это настораживало. Все они высококлассные певцы, опыт, правда, имеется не у каждого, но это дело наживное. Самыми певучими оказались представители Киева, Львова и Китая.
Андрей Гонюков Многие пришли в восторг от китайского певца Ду Фаньонга, очень музыкального обладателя чистого тенорового тембра, правда, с некоторой восточной окрашенностью. Мне его голос показался недостаточно сильным, с динамическими «ямами», без плавных переходов от пиано к форте. Третьей премии удостоены Андрей Гонюков и Дарья Князева, оба солисты Национальной оперы. Насколько Андрей всегда интересен и органичен в спектаклях, настолько статично он смотрелся на пустой сцене, а Дарья, обладательница красивого меццо, явно способна на большее.
И все же открытия были — получивший вторую премию 21-летний Валентин Дытюк, безусловно, певец с будущим. Еще одна вторая премия — у солистки Нацоперы Тамары Калинкиной, которая при довольно хорошем, но малоинтересном вокале грешила вкусом (негоже для сцены письма Татьяны из «Евгения Онегина» Чайковского — Пушкина надевать платье в стиле Мэрилин Монро, поющей Happy Birthday, Mr. President), ходьбой по сцене и стандартными заламываниями рук.
Для певца, как никакого другого музыканта, важен внешний вид, так как он сам — инструмент (ну где вы видели неэлегантный рояль, например?). К фракам у мужчин-певцов, сидящим, как на известном животном седло, мы уже привыкли, но женщины-певицы приучили нас к платьям одно роскошнее другого, и тут, бывает, вкус их подводит.
Ольга Кульчинская Оба лауреата первой премии загадочны для многих — студентка НМАУ Ольга Кульчинская поет хорошо, как и добрая половина студенток-вокалисток этого вуза, и чем она лучше — вопрос. Правда, она студентка класса председателя жюри Марии Стефюк, но это уже чистое совпадение.
Мне абсолютно не близка манера пения Игоря Евдокименко, хотя очевидно, что певец тщательно готовился, проделал огромную работу, как говорится, поставил все на одно число. Для себя я эту манеру называю «кричать громче паровоза», и если наши мэтры видят будущее певческой Украины в этом, то я категорически против.
Отмечались хорошая подготовка львовян и плохая представителей Донецка и Луганска, некоторые приехали выступать, элементарно путаясь в словах арий и романсов. Жюри, по условиям, имеет право остановить конкурсанта в любом месте. Ропот недовольства вызывало то, что многих в первом туре останавливали после первого произведения — аргументами были, что я, мол, волновался и второе произведение спел бы гораздо лучше, да не дали. А так участник заплатил больше 100 долл. вступительного взноса, потратился на дорогу, а ему не позволили раскрыться. Но с жюри не спорят, и апелляции на конкурсах не принимаются. Всех интересовал певец из Конго Каумбу Блез Малаба, учится он во Львовской консерватории, продемонстрировал прекрасное украинское произношение, во второй тур, правда, не прошел.
Даниил Саенко Премии «За лучшее исполнение произведения Лысенко» вручала внучка композитора (и мой консерваторский профессор) Ариадна Остаповна Лысенко, один из основателей конкурса в далеком 1962-м. Все пять номинантов, что отрадно, представляют Украину — Даниил Саенко (фортепиано), Василий Зациха (скрипка), Алексей Шадрин (виолончель), Андрей Гонюков и Ольга Кульчинская.
Лауреат второй премии у пианистов россиянин Рустам Мурадов лихо играл финал Первого фортепианного концерта Чайковского, откровенно молотя по клавишам. Так бывает, высококлассный пианист под влиянием момента решил «избить» рояль. Непонятно, по какому случаю на бис игралась тончайше-интимнейшая пьеса Равеля «Грустные птицы», вероятно, чтобы показать: я и так могу. Все же следует отдавать себе отчет, по какому поводу собрался сегодня в зале народ, повод-то радостный.
Виолончелисты также подтвердили украинский приоритет, из пяти награжденных — четверо наших соотечественников. Приятное впечатление произвел музыкальный Алексей Шадрин (парню пришлось еще и с дирижером сражаться) в концерте Дворжака. Более многонациональным получился состав лауреатов-скрипачей, — здесь Молдова, Канада, Япония, Россия. Украина на почетном четвертом месте (Александр Корнев).
Алексей Шадрин получает приз и чек на 20 тыс. долл. от председателя жюри Ивана Кучера Итак, конкурс завершен. Наша страна еще раз подтвердила свой высочайший музыкальный авторитет в мире. Вопросы остаются все те же: многих ли нынешних лауреатов мы услышим здесь как наших сограждан? И сколько еще десятилетий мы будем ковать кадры для Европы и Америки?
Голосование -0 : 2+Уникальные просмотры 59Юрий РУЦИНСКИЙ Данная статья вышла в выпуске №48 (632) 30 ноября — 6 декабря 2012 г.
Категория: прочее | Добавил(а): iura (30 Ноября 12)
Просмотров: 3940
Понравилась статья?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]