Жан-Батист Стюк (1680 - 1755) - франко-итальянский композитор и виолончелист (австро-итальянского происхождения) эпохи барокко, родился в купеческой семье в Ливорно. С 1702 г. состоял на службе у графини Лемос в Неаполе. Там Стюк написал вставные арии для оперы Альбинони L'innocente inganno ("Обманутая невинность" или "Обманутый невинный"), исполненной под новым названием Rodrigo in Algieri ("Родриго в Алжире") в 1702 г. в Неаполе в театре Сан Бартоломео.
Вскоре после этого Стюк уехал в Париж, где в 1705 г. опубликовал свой сборник "Für das Jahr 1701" ("За 1701 г."). В Париже он был принят в Королевскую капеллу (Chapelle royale), а также служил виолончелистом у Филиппа II, герцога Орлеанского. С 1722 г. Стюк был концертмейстером секции виолончелей (заменивших собой басовые виолы) в Опере. Существует мнение (оспариваемое Гроувом), что Стюк был первым, кто стал играть на виолончели (вместо басовой виолы) в парижской Опере. В 1733 г. он получил французское гражданство. Умер в Париже.
Сольные концерты Стюка в качестве виолончелиста значительно способствовали увеличению популярности виолончели во Франции. Он был настолько прославлен и востребован во Франции как виолончелист, что с 1723 г. практически оставил сочинительство в пользу сольных выступлений.
Лучшими произведениями Стюка являются 20 французских кантат для 1 и 2 солистов с сопровождением (зачастую исполнявшихся в Опере). В его кантатах для дуэта осуществлён удачный синтез итальянского и французского стилей. Наиболее популярной кантатой Стюка при его жизни была "Гераклит и Демокрит" (Héraclite et Démocrite), необычный диалог между аллегорическими характерами, представляющими оптимизм и пессимизм. Диапазон успеха опер Стюка простирался от умеренного успеха до полного провала. Французы ценили его прежде всего как виолончелиста-виртуоза и автора кантат, а не как сочинителя опер. В своей "Исповеди" Жан-Жак Руссо упомянул его как "Батистена" (уменьшительное от "Батист") - имя, которым Стюка часто и любовно называли во Франции.
СОЧИНЕНИЯ: Оперы: * Méléagre (1709) * Manto la fée (1711) * Il Gran Cid (Livorno 1715, Naples 1717) * Polydore (Paris 1730)
15 опер-балетов для Версаля
4 книги кантат: * 1706: Philomele. L'amant impatient. L'amant reconcilie. Contre l'ambition. Le calme de la nuit. L'Aurore et Cephale. * 1708: Sur la prise de Lérida * 1711: * 1714: Héraclite et Démocrite Кантата Union de la musique francaise et italienne (1729)
Духовная музыка Арии
|
Категория: прочее | Добавил(а): komponist (22 Июня 11)
|
Просмотров: 2617
|