НАТАЛИЯ ИВАНОВА. Использование системы Э. ЖАКА ДАЛЬКРОЗА в преподавании.
НАТАЛИЯ ИВАНОВА. Использование системы Э. ЖАКА ДАЛЬКРОЗА в преподавании.
“Пророк ритма”, “музыкальный Песталоцци”…Эти эпитеты адресованы швейцарскому педагогу, композитору Эмилю Жаку – Далькрозу, незаслуженно, на мой взгляд, забытому нашими современниками. Хочу напомнить об этом выдающемся человеке и порекомендовать к использованию его подход к обучению. На фоне различных школ и учений XX века система Э.Жака-Далькроза выделяется детальной проработкой и четкой структурой. Цель системы Далькроза – воспитать музыкантов, педагогов и вообще людей разносторонне развитых. Система Далькроза формирует музыкальность человека, и поэтому обладает бесспорными достоинствами для обучения музыкантов – профессионалов. Но, что очень важно, имеет большое значение и для воспитания любителей музыки, как исполнителей, так и слушателей. Благодаря ритмическому и тональному обучению формируется умение слушать и понимать музыку. Сущность системы. “Всякое движение требует пространства и времени. Человек, прежде всего, обладает собственным телом. Его тело является простейшим средством воспроизводства движения. Мускульный аппарат – это первоначальное средство движения. Пространство, в котором происходит движение, врем я, в течение которого это движение происходит ; и необходимая для движения сила являются теми исходными точками, которыми обуславливается изучение движения. Эти основы становятся критериями, с позиции которых надо рассматривать движение, когда оно со ступени непосредственной необходимости поднимается на высоту искусства.”(С) Движение становится искусством благодаря ритму. Таким образом, возникает искусство ритмического движения. ”Ритмическая гимнастика имеет целью совершенствование силы и подвижности, гибкости мышц во времени и пространстве. Организация пространственных соотношений развивает чувство пластического ритма. Регулированием соотношений во времени развивается чувство музыкального ритма. Оба чувства взаимно проникают, взаимодействуют. ”(С) Музыкальный ритм и ритм тела тесно связаны между собой. Для достижения цели необходимо: 1.Чтобы мышцы и нервная система были приучены к воспроизведению любого ритмического движения. 2.Чтобы слух был способен правильно воспринимать музыку, дающую импульс к этому движению. Задача заключается в том, чтобы свободно владеть двумя этими способами. Бытует мнение, что первоначальные повторяющиеся упражнения приводят к автоматизму , и тем самым ,уничтожают индивидуальность. Не соглашусь с этим. ”Автоматичность” следует понимать как привычность действия, отсутствие усилия . Ведь только тот пианист, который достигает совершенной автоматичности в пальцах, может раскрыть свою индивидуальность в исполнении. Он победил свою зависимость от телесного несовершенства. Таким образом, система Далькроза имеет три основных части: 1.Ритмическая гимнастика в узком смысле этого слова. 2.Развитие слуха (сольфеджио). 3.Музыкальная пластика и импровизация. Преподавание ведется таким образом. Чтобы три эти области дополняли друг друга.
Подробнее о методе Э. Жака – Далькроза можно узнать в его работах. Там же есть описание конкретных упражнений. В издательстве КЛАССИКА –XXI в 2002 году вышла книга Э.Жак – Далькроза “Ритм”.
Источник: http://издательство КЛАССИКА –XXI в 2002 год книга Э.Жак – Далькроз “Ритм”. |
Категория: музыканты - не по алфавиту | Добавил(а): nativan13 (18 Октября 18)
| Автор: Наталия Иванова
|
Просмотров: 1459
|