Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
статьи о музыке
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google

Категории каталога
композиторы - алфавит [7]
Материалы о композиторах. Составлением занимается администрация.
исполнители - алфавит [19]
Материалы об исполнителях. Составлением занимается администрация.
Серебряный век музыки [23]
путешествие в начало XX века вместе с YeYe
музыканты - не по алфавиту [137]
материалы о музыкантах от наших пользователей
прочее [163]
все остальное
Гленн Гульд - избранное [5]
главы из книги

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Среда, 04 Декабря 24, 22:06
Начало » Статьи » музыканты - не по алфавиту

Концерт Парижского григорианского хора в Санкт-Петербурге на фестивале Earlymusic-2013.
Хор ("Le Chœur grégorien de Paris") приезжает в Санкт-Петербург не первый раз (это произошло еще в далеком 1989 году) и всегда собирает полные залы. При этом, каждый раз он выбирает для концерта здания церквей (в частности в Петербурге хор выступал в Мальтийской капелле, Смольном соборе, а на этот раз, в католической церкви Святой Екатерины на Невском проспекте). Традицией этого коллектива является бесплатность концерта или символическая плата за билеты. При чрезвычайно большом количестве записанных дисков, гастролях на всех обитаемых континентах, тем не менее, информацию о хоре найти крайне сложно. Даже сайт самого хора в интернете малоинформативен.
Удалось собрать очень скудные данные. Начиналась история этого коллектива с маленькой группы студентов-любителей пения, которые стали участвовать в богослужениях в церкви при больнице Валь-де-Грас (мне удалось наткнуться на дату 1974 год, когда это произошло впервые). Богослужения происходили по воскресеньям весь год, за исключением летнего периода. Постепенно музыка григорианского хорала вытеснила из жизни хористов, которые до сих пор гордятся своим статусом “любительского” коллектива, все другие увлечения.
В 1981 году была создана Ассоциация друзей хора, поддерживающая его материально. В ней существует несколько уровней поддержки. "Член Ассоциации" – €30 или 40 € в год, “благодетель” – 60 € или €80 для семьи, “донор” – от 150 € и выше.
С 1987 года хор сменил место своего традиционного участия в богослужении, теперь это здание XII века (бывшего цистерцианского аббатства Fontfroide), которое является одним из крупнейших и лучше всего сохранившихся во Франции. Появилась женская группа хора, которая дает самостоятельные концерты (она носит и другое название – «Voix de femmes»), которая уже успела побывать в Санкт-Петербурге. Художественным руководителем ее является Ольга Рудакова.
Уже в 1985 году хор провел в Париже Международный конгресс григорианского пения. В следующем году хор впервые отправился на гастроли (в Норвегию), вскоре получив европейскую и мировую известность.
Вот список фестивалей, в которых традиционно участвует хор:
Фестиваль духовной музыки в Фесе, Марокко;
Международный фестиваль григорианского пения в Ватоу, Бельгия;
Дни Святого Олафа, Тронхейм, Норвегия;
Фестиваль духовной музыки в Париже;
“Пражская весна”;
“Голоса и дорога” в Страсбурге;
Ассамблеи аббатства Тороне;
Фестиваль григорианского пения в Томаре, Португалия.

Начиная с 1985 года Луи-Мари Винь (Louis-Marie Vigne), президент григорианского хора, преподает в рамках курса «Григорианский хор» в Парижской национальной консерватории.
Обучение фокусируется на музыкальной практике григорианского хорала: запоминание репертуара, работа с хором, практика пения, изучаются также вспомогательные исторические дисциплины: палеография, история и практика католической литургии. Учебный план – 2 года, открыт для студентов моложе 28 лет.
В настоящее время художественным руководителем и дирижером хора является Тибо Марлен (Thibaut Marlin).
Запись концерта григорианского хора Парижа в церкви Святой Екатерины в Санкт-Петербурге.

Два песнопения в исполнении хора, которые я записал отдельно, чтобы зритель мог сопоставить музыку григорианского хорала и текст, который служил ему основой в русском переводе.


Во время концерта прозвучало и одно из немногих песнопений, которое относят к конкретному автору – “Kyrie, cunctipotens...”, приписываемое Святому Туотило (в видео звучат два исполнения этого песнопения – сначала Парижским григорианским хором, а затем, хором аббатства Солесмес для сравнения).

Туотило, также Туотилон, Тотило (лат. Tuotilo, Tutilo, около 850, Ирландия или Германия — 28 марта или 27 апреля, 915 или 913, Санкт-Галлен) — бенедиктинский монах, насельник Санкт-Галленского монастыря, поэт, художник, скульптор, музыкант. В монастыре Святого Галла почитался литургически в XIII-XVIII веках (как полагает часть исследователей, был местным святым, почитание которого не выходило за пределы родного монастыря).
Сведения о жизни и деятельности Туотило по большей части базируются на единственном источнике — хронике «Casus s. Galli» Эккехарда IV.
По одной версии, Туотило родом из Ирландии; по другой — германского происхождения (именно эта точка зрения высказывалась в советское время). Как свидетельствуют современники, Туотило был высоким и крепко сложенным мужчиной. Всегда веселый и в хорошем расположении духа, он был всеобщим любимцем. Он получил образование в монастыре Св. Галла, изучал музыку у Изо и Марцелла, преподавателей в монастырской школе. Согласно Эккехарду, Туотило был другом самого известного композитора Каролингской эпохи - Ноткера, с которым вместе учился музыке.
Туотило был религиозным поэтом и композитором, архитектором, художником-миниатюристом, скульптором, механиком. Он был хорошим оратором, обладал хорошо поставленным музыкальным голосом. Как и большинство монахов монастыря Святого Галла, он был умелым музыкантом-инструменталистом, современники отмечают его мастерство игры на арфе. Помимо этого, он преподавал музыку подросткам из аристократических семей. Современники отмечали, что он свободно владел древними языками и мог проповедовать как на латинском (что не было редкостью тогда), так и на греческом языках (а это случай уникальный). Его главными занятиями, однако, были музыка и живопись. Он сочинял песнопения, которым сам же аккомпанировал на арфе. Одной из его знаменитых скульптур был образ Пресвятой Богородицы для собора в Меце, утверждали, что это подлинный шедевр. Современные искусствоведы приписывают Туотило сохранившийся до нашего времени оклад Evangelium Longum (его можно увидеть в видео), который говорит о необычайном мастерстве своего создателя (резчика по слоновой кости). Он был математиком и астрономом-любителем, утверждали, что он создал особый механизм, который показывал движение планет. Туотило был похоронен в часовне Святой Екатерины в монастыре Святого Галла, которая впоследствии была переименована в честь него.
Автор истории монастыря Святого Галла Эккехард IV Санкт–Галленский подробно описывает личность Туотило, который производил неизгладимое впечатление на всех, кто его знал:
“Туотилон же был хорош и полезен совсем по-иному, человек, который мускулами и всеми членами тела был таким, каких Фабий рекомендовал выбирать атлетами. Он был красноречив, имел звучный голос, был искусен в резьбе и мастером в живописи; музыкант, как и его товарищи, он, однако, превосходил всех игрой на различных струнных инструментах; ведь он обучал даже сыновей сановников игре на струнных инструментах, в месте, установленном аббатом. Искусный предвещатель далекого и близкого, в зодчестве и других своих занятиях преуспевающий, умел он слагать стихи на обоих языках и к тому был одарен природой; и в серьезном, и в шутке столь изящен, что наш Карл [имеется в виду король] как-то упрекнул того, кто человека с подобным дарованием сделал монахом [т. е. Бога]. Но при всем том был он, что важней прочего, в обществе деятельным, в уединении склонным к слезам; наделенный даром слагать стихи и мелодии, он был целомудрен, как истинный ученик Марцелла [о нем - выше], который перед женщинами опускал глаза”
Широко была известна в IX-X веках следующая легенда: Когда Туотило работал в Меце над изображением Девы Марии, двое паломников пришли к нему, когда он вырезал статую Богородицы и попросили милостыню. Он сунул деньги в их руки, и когда они вышли из комнаты, где он работал, то сказали священнослужителю, который проходил мимо, «Боже, благослови! Что за человек, который был так милостив к нам сегодня? А кто сестра его? Эта дама дивной красоты, которая вручила ему свои зубила и научила его, как их использовать?" Священнослужитель поразился их словам, он только что расстался с Туотило и не видел такую даму. Итак, он вернулся, и увидел, что они описали [саму Деву Марию, которую паломники приняли за сестру]. Впоследствии паломникам показывали надпись "Этот объект святой был высечен самой Святой Марией", которая была вырезана рядом с позолоченным венчиком, где Туотило оставил простую плоскую поверхность.
Туотило Санкт-Галленскому и приписывают «Kyrie, Cunctipotens genitor», прозвучавшее на концерте; впрочем, в этой атрибуции существуют и сомнения.

Источник: http://www.forumklassika.ru/entry.php?b=7680&s=83b1466b3bc2474882f73a406e0b01e6&bt=134756
Категория: музыканты - не по алфавиту | Добавил(а): mrkhlopov (15 Ноября 13) | Автор: Михаил Хлопов
Просмотров: 2494
Понравилась статья?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа







Хостинг от uCoz ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.