Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
статьи о музыке
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google

Категории каталога
композиторы - алфавит [7]
Материалы о композиторах. Составлением занимается администрация.
исполнители - алфавит [19]
Материалы об исполнителях. Составлением занимается администрация.
Серебряный век музыки [23]
путешествие в начало XX века вместе с YeYe
музыканты - не по алфавиту [137]
материалы о музыкантах от наших пользователей
прочее [163]
все остальное
Гленн Гульд - избранное [5]
главы из книги

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Среда, 04 Декабря 24, 11:40
Начало » Статьи » музыканты - не по алфавиту

В.Бурега-По следам очерка Б.Турчинского "Последний дирижер Чернобыля"
По следам очерка Бориса Турчинского «Последний дирижер Чернобыля»

Борис Самойлович Ганапoльский
Когда увидел на «Партите» очерк Бориса Турчинского о Ганопольском Михаиле, у меня дух перехватило и я сразу же прочитал все об этом прекрасном, богатом душой человеке.

Сразу нахлынули воспоминания, ностальгия придавила, в памяти всплыли давно прошедшие дни, люди — молодые ребята, постоянно ищущие что-то, спорящие обо всем и о жизни, и о планах на будущее, и о футболе, и о других видах спорта, и о преимуществах одного города над другим, и о том кто где бывал, что видел, и о музыке, о музыкантах и многом-многом другом. Все эти наши споры, дискуссии проходили без малейшего проявления силовых методов, проигравший признавал свой проигрыш и благодарил победителя в споре за то, что тот помог ему расширить свой кругозор. Все это говорило о том, что мы были настроены на правильный путь поиска истины, что воспитатели направившие нас на этот жизненный путь обладали большим собственным опытом жизни.

Когда же и где это было? Было это в старинном историческом городе Каменец-Подольске. Город древний, в нем переплетается множество культур и диаспор. Одна старая крепость и турецкий мост о многом говорят.

Во времена правления Никиты Хрущева была программа переселения (перевода) учебных заведений из центра на периферию. Так вот по этой программе из Киева и в Каменец-Подольский перевели строительный техникум и пищевой. Мой рассказ будет о строительном техникуме, в котором и учились те молодые ребята о которых я сказал выше. Чернобыль был город в Киевской области, естественно, выходцы из него и ехали на учебу в столицу и по каким-то неизвестным мне причинам поступали в строительный техникум. Когда же техникум из Киева перевели в Каменец-Подольский, то переехали туда и студенты, которые там учились. Среди этих студентов было много музыкантов учеников Ганапольского Михаила Самойловича. Был там и брат Михаила — Борис Самойлович Ганапольский.

Духовой оркестр Каменец-подольского строительного техникума
Директор техникума Л.Кострицын — ветеран войны, заслуженный учитель Украины, очень любил духовую музыку. В переехавшем в Каменец-Подольский техникуме уже был оркестр, был руководитель Борис Ганапольский, были музыканты ученики Михаила Ганапольского. Прекрасные трубачи Чахмачян, Туменок Иван, кларнетист Луценко Виктор, баритонист Опанасенко Игорь.

Мне пришлось поступить в техникум в 1960 году. Я приехал из г. Городка Хмельницкой области, где начал обучаться игре на духовых инструментах в студии при клубе сахарного завода , а затем играть на теноре в заводском оркестре. При поступлении в техникум я познакомился с Борисом Самойловичем Ганапольским. Он был в приемной комиссии и у каждого поступающего спрашивал играет ли он на духовых инструментах? При положительном ответе поступающего отводил в музыкальную комнату (музыкалку) для прослушивания. Если играющий подтверждал свой игровой уровень, то его Борис Самойлович вносил в свой список.

Таким образом я попал в список оркестра. Но необходимо было сдать вступительные экзамены. Как хорошему ученику мне не составило труда сдать экзамены. С началом учебного года началась очень активная учеба и работа (именно работа) в оркестре. В составе оркестра было много вновь поступивших учеников Ганапольского Михаила из Чернобыля. Это были оркестранты из Чернобыльского оркестра (дворца пионеров) и из детского дома, где тоже оркестром руководил Михаил. Нам всем оркестрантам было от 15 до 18 лет, всем нужна была поддержка добрым словом, отеческая забота. Для всех нас человеком, который заменил родителей, стал старшим другом-наставником был Борис Самойлович Ганапольский. Он беспокоился о том, чтобы каждый получал стипендию, жил в общежитии, ходил на занятия. Борис Самойлович сам проживал тогда в отдельной комнате в общежитии, к нему всегда можно было зайти поговорить, посоветоваться, попросить помощи. Это был воспитатель высшего класса. Вместе с тем это был очень требовательный человек и к себе , и к другим, особенно если дал слово — должен отвечать и выполнить обещание.

Репетиции оркестра проходили два раза в неделю, но каждый мог приходить хоть каждый день и заниматься самостоятельно. В то время студентов посылали на работу в колхоз либо в сентябре, либо в октябре, но музыкантов не посылали. Мы работали над концертным репертуаром, готовились к праздникам. Чтобы понять как все было ответственно назову некоторые произведения над которыми работал оркестр в то время. М. И. Глинка — «Вальс-фантазия», Ж. Оффенбах — увертюра к оперетте «Орфей в аду», Р. Молодцов — «Фантазия на темы морских песен», Ж. Бизе — «Антракт к 4 акту оперы «Кармен», Ф. Шопен — «Полонез», «Попурри на темы оперетты И. Кальмана „Сильва“», Д. Россини — «Увертюра к опере „Севильский цирюльник“», М. Лысенко — «Запорожец за Дунаем», М. Лысенко — «Увертюра к опере „Наталка-полтавка“» , И. Дунаевский — «Вальс из кинофильма „Испытание верности“», Л. Петкевич — «Фанфарный марш „Сигнал“».

Духовой оркестр Каменец-подольского строительного техникума
Хочу отметить, что музыкантам было от 15 до 20 лет, но они имели очень хорошую школу игры: поставленный звук, читка нот, дыхание и т.д. В каждом из названных произведений нужны солисты-исполнители и такие музыканты были. Вальс-фантазия М. И. Глинки — для кларнета, а на нем играл Леня Народицкий, — чернобыльский ученик М. Ганапольского, — это был скромный стеснительный парень, но очень настойчивый в достижении цели. На трубе играл Леня Эрлихман — из Чернобыля, все сольные отрезки он играл закрывая, иногда, глаза от удовольствия. Борис Самойлович очень беспокоился о его учебе, потому что он иногда пропускал занятия. У Лени была любимая фраза-ответ на замечания Бориса Самойловича «Боря, судьба играет человеком, а человек играет на трубе» , второе его увлечение футбол — очень болел за «Динамо» (Москва). Прошли годы, а его звук на трубе помнится до сих пор. На баритоне играл Игорь Опанасенко — чернобылец, из детдома очень внимательный и компанейский парень, во всем хотел и подражал Борису Самойловичу (Борис тоже баритонист и тромбонист). Сольные места Игорь исполнял очень певуче и Борис Самойлович ему говорил : «Игорь, чуть-чуть жестче, а то — как масло по оркестру». Игорь улыбался и играл по-прежнему, его пригласили играть в парке на танцплощадке в оркестр станкостроительного завода. Это был оркестр — конкурент нашего, потому что до перевода техникума из Киева он был один ведущий в городе. Игорь был из первой плеяды чернобыльских музыкантов к которым можно отнести и Чахмачяна (имя не помню), который после окончания техникума уже работал на стройке и играл по вечерам на танцах во дворце культуры в эстрадном оркестре. К нам в техникум он приходил постоянно и все смотрели на него с восхищением, подражали его технике. К старожилам можно отнести и Туменка Ивана, который уже работал на стройке, но в оркестр приходил на игры, иногда на репетиции. У него была оркестровая группа с которой он играл где-то на каких-то вечерах, но где я не знаю. На баритоне играл еще один чернобыльский ученик Михаила Ганапольского — это Гайван Андрей, который во всем хотел подражать Игорю Опанасенко, но при этом сохраняя свой стиль, свои подходы к темам произведений. Андрей был человеком способным повести за собой в любом увлечении и, как правило, ему это удавалось. Был еще один музыкант из чернобыльской диаспоры Иткин Толя, который играл на трубе и был своеобразным критиком всего и всех, но кроме Лени Эрлихмана. Толя (мы называли его «Туля») собрал небольшую группу музыкантов и взялся играть танцы в старом городе в районом доме культуры. Игрались разные популярные в то время песенки. Нельзя не вспомнить еще одного чернобыльца басиста Малишкевича Иосифа . Он играл на «эсном» басу , был старше нас, очень любил кроссворды в журнале «Огонек», причем решал их и на репетиции, и на перерывах. Иногда увлекался и пропускал после пауз вступление. Это очень интеллигентный человек, которого все уважали. Кроме ребят из Чернобыля были и другие очень хорошие музыканты — Леня Шлейфер, Борис Сергатюк, Вадим Претус, Володя Кошебаев и другие.

Работал оркестр над репертуаром для предстоящего весной концерта. Планировалось дать концерт оркестром в городском Доме офицеров для всех жителей города. Время шло быстро и где-то за месяц до концерта Борис Самойлович сказал, что на концерт приедет Михаил Самойлович. Это сообщение очень взволновало всех его учеников. Хотя следует отметить, что учеба и опыт игры продолжался под руководством Бориса Самойловича. Борис Самойлович сам был прекрасный музыкант, играл на баритоне и на тромбоне. Как-то на спор он сыграл на баритоне соло из марша Триумф победителей 100 раз, чтобы показать какой должен быть звук, дыхание, умение управлять исполнением. Борис играл во Дворце офицеров на танцах в эстрадном оркестре на тромбоне, всегда приглашал прийти послушать оркестр. Мы ходили часто и восторгались его исполнением Каравана (Тизола) и Сант-Луи блюза. С нашим оркестром сотрудничали многие музыканты города и преподаватели Каменец-Подольского культпросветучилища.

Когда же мы узнали, что на концерт приедет Михаил Самойлович, то репетиции стали проходить как-то по другому — более ответственно, с большим вниманием отрабатывались те или другие фрагменты, больше стали заниматься индивидуально. Все хотели показать товар лицом. И вот приехал Михаил Самойлович. Он пришел на репетицию, прослушал всю программу, посоветовал что и как изменить, отдельно побеседовал с солистами оркестра Леней Эрлихманом, Леней Народицким, Игорем Опанасенко и другими. Для меня, да и для других, это было прикосновение к большому творческому подходу в работе с оркестром. Мы долго обсуждали, что сказал Михаил Самойлович, как уважительно отнесся ко всем музыкантам оркестра.

Концерт прошел на очень высоком уровне. Были приглашены специалисты из области (г. Хмельницкий) — управление культуры, музыкальное училище. Поступили предложения на учебу в музучилище нашим музыкантам, Бориса Самойловича тоже приглашали на работу в Хмельницкий. Но никто никуда не уехал. После концерта Михаил Самойлович высказал свои пожелания оркестру — не останавливаться на достигнутом, а продолжать учиться, получить специальность, но музыку не бросать, она всегда должна помогать в жизни. Собственно так оно и получилось для многих. Борис Самойлович — поступил в институт, окончил его по специальности «Промышленное и гражданское строительство», работал преподавателем в родном техникуме, вел духовой оркестр. Последний раз с Борисом я встречался перед его отъездом в Израиль, когда приезжал в Каменец-Подольский аграрный техникум в составе инспекторской комиссии. Умер Борис Самойлович в 2000 г. в Израиле.

Очень хорошая память осталась от общения с такими людьми, как Михаил и Борис Ганапольские. Может кто-то из названых или не названых мною прочитают эти заметки, вспомнят о чем-то другом и напишут мне.

Виктор Бурега, октябрь 2013
Категория: музыканты - не по алфавиту | Добавил(а): boris04 (02 Ноября 13)
Просмотров: 2247
Понравилась статья?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа







Хостинг от uCoz ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.